Проблемы социальной адаптации иностранных студентов и пути их решения (на примере филологического факультета СВФУ)
«Social adaptation problems of foreign students and ways for solving them using the example of the faculty of philology NEFU»
Е.В. Дишкант, С.Н. Пестерева
E.V. Dishkant, S.N. Pestereva
Аннотация: В статье выявляются проблемы социальной адаптации иностранных студентов, а также пути их решения. В современной России, как и в любой современной стране, в последнее время растет тенденция обмена культурным и социальным опытом, что влечет за собой нарастание иностранных студентов в России, в том числе и в Якутске.Иностранцам, которые учатся в нашей стране, приходится сталкиваться с такой проблемой как адаптация в чужой социальной и культурной среде.
Abstract: The article identifies the problems of social adaptation of foreign students, as well as ways to solve them. In modern Russia, as in any modern country, the trend of an exchange of cultural and social experience has been growing recently, which entails an increase in foreign students in Russia, including in Yakutsk. Foreigners studying in our country have to deal with such a problem as adaptation in someone else’s social and cultural environment.
Ключевые слова: проблема, социальная адаптация, иностранные студенты, решение.
Key words: problem, social adaptation, foreign students, solution.
В нашей работе мы остановимся только на проблеме социальной адаптации и постараемся наметить пути ее решения. Теоретической основой нашего исследования послужили работы В.С. Агеевой, М. Я. Басова, Л.Н. Антоновой, И.М. Витковской, Т.А. Жуковой.
По справедливому замечанию Антоновой Л.Н: «Социальная адаптация – это сложный процесс взаимодействия человека и новой среды, в ходе которого иностранцам приходится преодолевать различные барьеры, приспособляться к новым, зачастую совершенно другим, условиям жизни. Успешная адаптация иностранных граждан к новой социальной и культурной среде определяет эффективность обучения в вузе. Иностранные студенты проходят адаптацию к общественной среде, так как у иностранца, приехавшего учиться в Россию, происходит перестройка личности в рамках включения в новую социальную среду вуза в качестве иностранного студента» [2, 2016: 26]. В целом, в процессе социальной адаптации студентов-иностранцев можно выделить несколько взаимосвязанных уровней:
1) академическая адаптация- это принятие требований преподавателя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения, отношение к университету, достаточная познавательная активность на занятиях
2) культурная адаптация- это приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности. Трудности , с которыми сталкивается иностранный студент, в процессе культурной адаптации- это языковой барьер, национальные особенности, несхожесть традиций, обычаев и даже морально-этических норм поведения.
3) психологическая адаптация- эта адаптация связана с индивидуальными особенностями каждого студента и спецификой культурного окружения, в котором он вырос.
Нами было проведено анкетирование иностранных студентов по вопросам, касательно их социальной адаптации. В ходе исследования было опрошено 50 иностранных студентов из разных стран. В основном, это студенты, обучающиеся в ФДОП и приехавшие в Якутию по обменной программе. Среди опрошенных: 19 студентов из Китая, 11 из Египта, 3 из Южной Кореи, 3 из Афганистана, 2 из Монголии, 2 из Туркменистана и по 1 студенту из Индии, Японии, Ирака, Германии, Либерии, Индонезии, Зимбабве, Намибии, Мозамбик, Бурунди.
Наш опрос включал 10 вопросов с вариантами ответа. Таким образом, опрос показал, что многим студентам нравится в Якутске. Однако, можно заметить, иностранные студенты испытывают трудности при общении с местными студентами, большинство из них приезжают в Якутск, не имея информации о городе и местном населении. Некоторые из студентов не усваивают учебный материал из-за незнания языка. Кроме того, 15 студентов (30%) из Китая затрудняются в общении с местными студентами, так как трудно находить общий язык. Также, 8 студентов (16%) из Египта говорят, что местные жители относятся к ним негативно. Считаем, что проблемы социальной адаптации студентов-иностранцев требуют принятия определенных мер. Ответственность за их реализацию должна быть возложена на принимающие вузы.
Предлагаем варианты решений данной проблемы:
- Ознакомление с университетом и студенческим городком
- Организация экскурсий по культурным местам города(посещение музеев, театров, кинотеатров и другим местам)
- Приобщение к русским и якутским традициям и обычаям(проведение мастер-классов, тематических вечеров, знакомящих с национальными праздниками, организация студенческого театра, международных клубов по интересам, в которых были бы задействованы как местные, так и иностранные студенты и др.)
- Знакомство с программами «BUDDY» и «Языковой тандем».
- Усиление просветительской работы среди иностранных студентов: все студенты должны знать о существовании организации NEFUInternational
На основе вышеизложенного можно констатировать: важность проблемы адаптации иностранных учащихся в СВФУ определяется задачами их дальнейшего обучения как будущих специалистов. Успешная и быстрая адаптация помогает быстро включиться в учебный процесс и способствует повышению качества подготовки студентов в вузе. Решение данной проблемы может быть осуществлено через развитие, формирование или активирование у иностранных студентов социально-значимых качеств, помогающих им успешно социализироваться. В нашем университете делается все необходимое для быстрой и успешной адаптации иностранных студентов, работа ведется в комплексе мер – это и программы клуба NEFU International, и дополнительные занятия с преподавателями, и организация внеаудиторных мероприятий.
Литература
- Агеева В.С, Басова М.Я Проблема адаптации с позиции социальной психологии// Современные проблемы науки и образования. – 2016.№6. С.12
- Антонова Л.Н Особенности адаптации иностранных студентов в республике Саха (Якутия) // Филология и образовани.- 2016. С.25-27
- Витковская М.И Выявление проблем иностранных студентов в процессе их адаптации в образовательной среде российского вуза// Современные проблемы науки и образования. – 2015. №1.С.9
- Жукова Т.А Психолого-педагогические условия адаптации студентов в вузе// Современные проблемы науки и образования. – 2015.№4.С.12
- Погукаева А.В., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. С. 43-45
Дишкант Елена Валерьевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова, г. Якутск.
Пестерева Сардаана Николаевна — студентка 3 курса кафедры русского языка как иностранного филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова, г. Якутск.