Мишлимович М.Я., Степанова В.И.

Игровые технологии на уроках литературы в 6-8 классах (ролево-деловая игра)

Game technologies in literature lessons in grades 6-8 (role-playinggame)

М.Я. Мишлимович, В.И. Степанова

M.Y. Mishlimovich, V.I. Stepanova

Аннотация: Урок в форме судебного заседания — далеко не новая практика в методике преподавания. Учителя литературы, историки, обществоведы часто применяют именно этот вид ролево — деловой игры для закрепления отдельных тем. Как провести урок-суд? Какие нюансы учесть и как подготовить учеников?

Abstract: A lesson in the form of a court session is not a new practice in teaching methods. Teachers of literature, historians, social scientists often use this type of role — playing business game to fix certain topics. How to conduct a lesson-trial? What nuances to consider and how to prepare students?

Ключевые слова: ролево – деловая игра, читательская компетенция, урок – суд, интеллектуальные и речевые умения учащихся, рефлексия, дискуссия, театрализация

Keywords: role-playing, reading competence, lesson-court, intellectual and speech skills of students, reflection, discussion, theatricalization

Урок-суд является довольно сложной формой работы, требующей самостоятельной подготовки учеников. Поэтому обычно организация урока-суда делится на несколько этапов, каждый из которых несет свою образовательную, развивающую и воспитательную нагрузку.

Обычно выделяют следующие этапы [2, 2012]:

1. подготовительный этап. Выбор темы суда, определение цели и задач урока, распределение ролей среди учащихся. 2. вводный этап. Мотивация непосредственно на сам урок. Представляет собой вступительное слово учителя. 3. основной этап. Само судебное заседание, которое проходит по намеченному плану. 4. оценочный этап. Рефлексия суда. Может быть проведена по-разному: анкета, высказывание своего мнения, организация беседы.

Для организации и проведения урока-суда ученики должны обладать комплексом сформированных умений, без которых невозможна большая самостоятельность в работе класса. В 6-8 классе учащиеся уже перестают быть младшими школьниками, они переходят на следующую ступень развития — становятся подростками [2, 2012]. Центральным новообразованием личности этого периода является «чувство взрослости». Ребенок очень восприимчив к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых, то есть происходит переориентация на ценности взрослых.

Стремление подростков к самостоятельности, к овладению знаниями, выходящими за рамки школьной программы, создают благоприятные условия для развития детей, и такая форма урока как урок-суд дает для этого большие возможности. В 6-8 классе продолжается развитие у учащихся тех умений, которые необходимы для участия в уроке-суде.  При этом 6-8 класс является логичным продолжением развития тех умений, которым ребята научились в 5 классе. К ученикам предъявляются новые требования к усвоению знаний, это способствует постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы. Чтобы успешно усвоить материал, ребенок должен осмыслить и разобраться в нем. Таким образом, постепенно развивается умение выделять главное в материале.  Овладению учебным материалом также помогает развитая речь и творческое воображение.

Мухина В. С. обращает особое внимание на развитие воображения подростков. В реальном мире подросток не чувствует себя деятелем, не может изменить его. В воображаемом мире «свободное построение сюжетной линии и свободный выбор желаемого места, где разворачиваются события в воображаемой жизни, позволяет не только планировать и проживать замыслы, повторяя их снова и снова, перестраивая чувства и сюжеты по своему усмотрению, но и дают возможность пережить напряжение действительных социальных отношений» [3, 1997: 410]. Развитое воображение позволяет включить в 6 классе элементы театрализации. Этапы постановки театрализованного представления будут аналогичны этапам проведения урока-суда. В 6 классе для театрализации предлагаем произведение А.С.Пушкина «Дубровский» (судейское заседание). В 7 классе театрализованные представления будут продолжаться. Можно предложить произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (импровизированный суд над отцом). Параллельно с развитием творческих способностей учеников в 7 классе должно быть продолжено развитие уменийведения дискуссии.Таким образом, к концу 7 класса ученики будут иметь опыт проведения дискуссий и театрализованных представлений, и это создает условия для того, чтобы в 8 классе соединить эти две формы в одну — урок-суд. В 8 классе дети уже смогут самостоятельно подготовиться к ролевой игре – суду. Можно лишь дать подсказку с произведением (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: на скамью подсудимых можно посадить Пугачева, Гринева или Швабрина).

Существует два варианта использованияролево — деловой игры: полная и частичная. Полное судебное заседание подразумевает один судебный процесс, занимающий все урочное время. Частичный предполагает сразу несколько упрощенных судебных разбирательств в рамках одного урока. «Мини-суд» на уроке. Для проведения урока выбираются сразу несколько микротем. Для каждого судебного дела отбираются по три участника: судья, прокурор и адвокат. Каждое судебное заседание длится не более 5-8 минут.

Урок-суд. Роль игровых судов в том, чтобы прийти к общему мнению по поставленной проблеме. Здесь не так важен вердикт с точки зрения «виновен — не виновен», сколько важно найти ответы на поставленные вопросы и достичь главной цели урока. Цели таких уроков могут быть разнообразными [1, 2019]: выявить положительные и отрицательные стороны деятельности героя; проанализировать поступки и т.д.

Распределение ролей. Важно, чтобы в процессе были задействованы все учащиеся. Возможные роли: Обвиняемый;     Потерпевший; Судья; Присяжные; Секретарь суда; Обвинитель (прокурор); Защитник (адвокат); Свидетели обвинения; Свидетели защиты.

Если урок-суд проводится впервые, то учитель должен объяснить, как проходит судебный процесс, в чем заключается роль каждого из участников, предоставить схему планируемого урока, чтобы ребята могли сориентироваться и по времени, и по ходу действия. К преимуществам урока-суда можно отнести повторение, обобщение или анализ произведения, формирование культуры спора, развитие логического мышления, совершенствование навыков самостоятельной работы, работы в группах, выявление творческого потенциала учащихся, совершенствование умения анализировать информацию. Реализуется один из главнейших принципов современного образования: формирование положительной мотивации к обучению. Урок-суд — это, хоть и деловая, но игра. А значит, неизбежно возникновение конкуренции — самого сильного «стимулятора». Но в то же время существуют недостатки:урок-суд требует много времени для подготовки; урок получается интересным и содержательным, если учащиеся владеют материалом в достаточной степени, умеют высказывать свое мнение аргументированно, логично и последовательно, обрабатывать значительный объем работы.

Литература

1. Доронина Н.В. Методика проведения урока – суда. // Зарубежная литература. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vseosvita.ua/library/metodika-provedenia-uroka-suda-109518.html

2. Мельникова А.А. Особенности организации нетрадиционных форм уроков истории в 6-7 классах (на примере уроков – судов)  // Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sites.ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/111-history/1507—l-6-7-.html

3. Мухина В. С. Возрастная психология // Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — М., 1997 – С. 410-490

Мишлимович Мира Яковлевна — профессор, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежнойлитературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Степанова Вера Игоревна — студентка 1 курса магистратуры «Педагогическое образование. Междисциплинарные связи в обучении русскому языку и литературе» Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.