Габышева М.М., Колесова Е.И.

Семантический анализ предложений с ситуацией межличностных отношений на уроках русского языка в 7-8 классах якутской школы

Semantic analysis of sentences with the situation of interpersonal relations in Russian language lessons in grades 7-8 of the Yakut school

М.М. Габышева, Е.И. Колесова

M.M. Gabysheva, E.I. Kolesova

Аннотация: В статье рассматриваются виды работ с учащимися, способствующие осознанному пониманию семантики предложений и изучению синтаксиса в 7-8 классах якутской школы.

Abstract: The article discusses the types of work with students that contribute to a conscious understanding of the semantics of sentences and the study of syntax in grades 7-8 of the Yakut school.

Ключевые слова: семантика предложения, межличностные отношения, синтаксис, якутская школа.

Key words: sentence semantics, interpersonal relations, syntax, Yakut school.

В  настоящем исследовании мы сконцентрировали внимание на изучении семантики предложения в системе обучения синтаксису, которое занимает особое положение в условиях билингвизма (полилингвизма). При изучении синтаксиса в якутской школе на семантику предложения обращают недостаточное внимание. В этой связи в нашем исследовании основное внимание уделено анализу лексико-семантического состава предложения, усматривая в этом единстве отношение обусловленности, взаимозависимости. Чтобы овладеть синтаксисом и научиться правильно анализировать предложение, обучающимся необходимо уметь разбираться не только в структуре, но и в семантике предложения. В школе, конкретно в якутской, необходимо уделять внимание на семантику предложений. В современной методике при изучении основных разделов синтаксиса названная тема не разработана как в теоретическом, так и практическом плане.

Помимо этого мы рассмотрели интегративный подход к изучению синтаксиса в 7-8 классах якутской школы. Интеграция должна осуществляться на уровне понятийного аппарата, единых лингводидактических принципов, технологий. В традиционной предметной системе обучения должны найти воплощение новые подходы и требования к школьному языковому образованию, предусматривающие интеграцию [4, 2000: 24].  Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции, и многие школьные предметы имеют интегративный характер [2, 1999: 25]. Интеграция в преподавании основ наук способствует формированию у учащихся целостного представления о картине мира, снять перегрузку, обучить их универсальным способам творческой деятельности. Интеграция в современной школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Отметим сразу эти уровни: внутрипредметный и межпредметный. Различные уровни интеграции находят организационное выражение в виде новых курсов, факультативов, бинарных уроков, межпредметных конференций и диспутов и т.д. [3, 1999: 24]. Связь уроков русского языка, литературы и психологии необходима в первую очередь потому, что рождает мотив изучения русского языка и как следствие – желание читать и анализировать.

В современной школе, к сожалению, часто отсутствует понимание pеального положения вещей. Хороший учитель понимает, что современные условия жизни ребенка требуют специально организованной ситуации, порождающей мотивацию: к чтению и письму, без которых развитие речи и мышления невозможно; к изучению языковых средств, без которых не формируется языковая, коммуникативная и общекультурная компетенция [1, 1996: 150].

Для исследования мы провели интегрированные уроки на тему «Двусоставное предложение», «Синтаксис» и «Семантика» с применением различных методов для последующего сравнения: проблемный (поисковый), коммуникативный и т.д. Уроки имели синтетический тип с элементами совершенствования ЗУН, уроки изучения новой темы и итогового повторения. На начальном этапе каждой темы был проведен ознакомительный опрос в виде беседы, рассуждения и ответов на вопросы. Так, учащиеся вспоминают данный материал, учатся определять значение предложения. Помимо опроса, этому способствуют специальные упражнения, выполнение которых улучшает навыки обработки и понимания текста, помогает дать полную  характеристику предложений. Была проведена работа у доски с заданиями практического характера по определению характеристики предложения согласно плану разбора. Пример такого упражнения: «Дайте полную характеристику предложений по плану: а) найти грамматическую основу; б) указать, односоставное оно или двусоставное; в) распространенное или нераспространенное». Также были задания на определение семантики предложения, самостоятельная работа по карточкам с предложениями с ситуацией межличностных отношений, где обучающиеся определяли субъект и объект отношения. Отметим, что последний тип упражнений оказался наиболее трудным для усвоения учащимися-якутами. Но если они усвоят, то им будет легче находить их в тексте. Письменными видами упражнений являлись синтаксический и лексико-семантический разборы предложений. Объяснительный диктант был итоговым видом работы в классе. Пример задания: «Написать диктант и найти в тексте предложения с ситуацией межличностных отношений и разобрать». Такие уроки учат определять семантику предложений с ситуацией межличностных отношений, находить такие ключевые предложения в художественных произведениях, учат разбирать предложения и выявлять его грамматическую основу.

Основной целью уроков являлось воспитание эстетически восприимчивого и вдумчивого читателя. Ученик должен научиться оценивать свое поведение, сравнивая себя с героем художественного произведения. Подобные уроки можно провести в экспериментальных или профильных классах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин,  также можно на элективных курсах по русскому языку.        

Интенсивное развитие синтаксиса русского языка открывает широкое перспективы для дальнейшей разработки теоретических и практических вопросов обучения школьников. В исследовании мы основное внимание уделили анализу лексико-семантического состава предложений. Исследование проводилось на материале осмысления учащимися предложения как единицы языка и речи одновременно. Теоретический анализ и результаты исследования позволяют сделать вывод, что для овладения синтаксисом и правильного анализа предложения учащимся необходимо уметь разбираться не только в формальной структуре, но и в семантике предложения.

Таким образом, предложение должно рассматриваться с конструктивной, коммуникативной и семантической стороны. Также мы установили, что определение «анализ семантики предложения» помогает учащимся правильно вычленять главные и второстепенные члены предложения, помогает осмыслению глубинных особенностей предложения, помогает выделить тот или иной признак как основание для сопоставления предложений разных типов, помогает понять связь между элементами грамматической структуры предложения.

Литература

  1. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе  //  Литература в школе. -1996. — №5. – С. 150-154.
  2. Власенков, А.И. Русская словесность. Интегративное обучение русскому языку и литературе. Пособие для учителя. 7-8 классы. Программы. Содержание работы по классам. – М., 1999. – 175 с.
  3. Калганова, Т.А. К проблеме интеграции русского языка и литературы // Русская словесность. –  1999. — № 5. С. 24-26.
  4. Кураков Л.П. Интегрированное образование: Истоки и итоги. – Чебоксары, 2000. – 308 с.

Габышева Мария Михайловна – старший преподаватель кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Колесова Елена Ильинична – студентка 5 курса БА-ПО-РИЯ-15 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Русский и иностранный язык (английский)» кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.