Олесова А.П., Семенова А.Е.

Особенности изучения рода имен существительных на уроках русского языка в якутской школе

Features of the study of the gender of nouns In russian language lessons at the yakut school

А. П. Олесова, А. Е. Семенова

A. P. Olesova, A. E. Semenova

Аннотация: Рассматриваются особенности изучения рода имен существительных на уроках русского языка в якутской школе. С учетом трудностей усвоения учащимися категории рода предлагаются типы упражнений на определение рода имен существительных разных групп и на употребление этих слов.

Ключевые слова: имя существительное, категория рода, типы упражнений.

В любом языке имена существительные являются самой многочисленной группой и составляют ядро его лексики. В связи с этим исследователи подчеркивают, что при овладении языком в первую очередь должны быть усвоены имена существительные, поскольку любая мысль так или иначе предполагает какое-либо существительное [1, 2005]. Изучение имен существительных на уроках русского языка в якутской школе имеет свои особенности. Это обусловлено тем, что в русском и якутском языках данная часть речи обладает как сходными, так и отличительными признаками. Сходные признаки: значение предметности, значение единственного и множественного числа, склоняемость, функционирование в роли разных членов предложения. Частично сходные признаки: значение одушевленности и неодушевленности, согласование слов в речи. Отличительные признаки: значение грамматического рода в русском языке и его отсутствие в якутском, значение притяжательности в якутском языке и его отсутствие в русском. В русском языке категория рода, являясь постоянным признаком имен существительных, тесно связана с системой склонения, категорией одушевленности / неодушевленности, «пронизывает весь грамматический строй русского языка» [1, 2005: 37].

Усвоение рода имен существительных учащимися якутской школы сопряжено с определенными трудностями, которые обусловлены, с одной стороны, отсутствием данной категории в родном языке детей и, с другой стороны, особенностями данной категории в русском языке. Как отмечают исследователи, деление всех имен существительных по родовой принадлежности не имеет последовательного семантического обоснования. Семантическое определение рода имеет место при характеристике названия лиц и животных. Родовая принадлежность неодушевленных имен существительных семантически не объясняется, является условной и определяется только системой морфологических признаков и синтаксическими факторами [2, 1980]. Для успешного усвоения рода имен существительных прежде всего необходимо, чтобы учащиеся понимали сущность самой категории рода в русском языке, имели представление о признаках, по которым можно определить род. Это следующие признаки: а) морфологические – формальные показатели – суффиксы и флексия: ж.р. – флексия -а, -я, суффиксы -ость, -изн,  -знь, -ниц, -от, -ев, -ин, и др.: синева, белизна, смелость, соломина; м.р. – флексия нулевая, суффиксы -ок, -ец, -тель, -ник, -ик, -изм, -чик, -щик и др.: прыжок, хлебец, паяльник, удлинитель, героизм,; с.р. – флексия –о, -е, суффиксы –ств, -еств, -ениj, -ниj, -тиj –иj: коварство, мужество, стремление, взятие, литьё; б) семантические – выражение семантической соотнесенности к биологическому мужскому или женскому полу: ученик, ученица, месье, мадам, мистер, мисс, корова, бык, курица, петух, волк, волчица;в) синтаксические – форма слова, определяющего данное существительное, сочетающегося с ним: горячее рагу, огромное шасси, крепкий кофе, юркая мышь, мелкая изморось, большой умница, большая умница.

При изучении рода имен существительных в якутской школе особого внимания требуют случаи, когда определить род по формальным показателям и семантике невозможно или затруднительно (локоть, пони, шасси и пр.). Подобные случаи вызывают у учащихся грамматические ошибки. Неправильно определив род таких слов, они допускают ошибки при согласовании с существительными прилагательных, причастий, порядковых числительных, притяжательных и других местоимений, глаголов прошедшего времени.

Одним из эффективных и рациональных приемов запоминания рода имен существительных на -Ь может стать составление тематического списка, в котором слова группируются по родовой принадлежности. Например, учащимся предлагаются следующие слова: 1) школьные принадлежности: тетрадь, портфель, словарь, циркуль, тушь, гуашь, акварель, пастель; 2)организм человека: кровь, бровь, гортань, локоть, голень, печень, кость; 3) природные явления: тень, день, ливень, дождь, изморось, изморозь, слякоть, оттепель, капель. Группируя слова в тематическом списке, учащиеся работают с толковым словарем, устанавливают по нему род слова и записывают его в нужную группу, продолжают список своими примерами, составляют словосочетания и предложения с данными словами. Для изучения рода имен существительных, предупреждения и преодоления ошибок, связанных с этой категорией, можно предложить следующие группы упражнений:

  • упражнения на определение рода одушевленных имен существительных по биологическому полу, употребление таких слов (юноша, девочка, леди, мадам, фрау, жеребец, кобыла, гусак, гусыня, курица, петух и пр.);
  • упражнения на образование и употребление соотносительных имен существительных мужского и женского рода (спортсмен, спортсменка, писатель, писательница, москвич, москвичка, якут, якутка);
  • упражнения на употребление имен существительных мужского рода, обозначающих по роду занятий лицо и мужского, и женского пола (архитектор, врач, директор, менеджер, педагог и пр.);
  • упражнения на употребление имен существительных общего рода (забияка, невежда, неженка, сирота, умница и пр.);
  • упражнения на определение рода и употребление несклоняемых имен существительных, обозначающих животных, птиц, рыб (какаду, кенгуру, колибри, пони, фламинго и пр.);
  • упражнения на определение рода и употребление неодушевленных несклоняемых имен существительных (кашпо, бра, жабо, шоссе и пр.);
  • упражнения на определение рода и употребление неодушевленных имен существительных на -Ь (рожь, помощь, мелочь, картофель, шампунь и пр.);
  • упражнения на употребление разносклоняемых имен существительных среднего рода на -МЯ (бремя, время, вымя, знамя и пр.)
  • упражнения на определение рода и употребление несклоняемых собственных имен существительных (Онтарио, Сочи, Миссисипи и пр.);
  • упражнения на употребление аббревиатур (МВД, ООН, ЮНЕСКО и пр.).

Упражнения на употребление предполагают составление словосочетаний и предложений с данными словами, включение их в собственный текст, диалог, актуализацию модели глагол прошедшего времени + определительное слово + существительное. При этом активизация в речи должна быть осознанной и включать речевые упражнения в объеме, достаточном для формирования речевого навыка, что требует систематической работы, внутрипредметной связи, актуализации знаний и умений, связанных с категорией рода имен существительных, при изучении морфологии и синтаксиса в целом.

Литература

1. Анисимов В.М. Лингвистические основы обучения морфологии русского языка в якутской школе (лингвометодическое типологическое сопоставление): монография / В.М. Анисимов. – Якутск : Сахаполиграфиздат, 2005. – 320 с.

2. Русская грамматика : в 2-х т. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Редкол. : Н.Ю. Шведова (гл. ред.) и др.. – М. : Наука, 1980. – 783 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusgram.narod.ru/index1.html (дата обращения: 02.05.2020)

Олесова Антонина Петровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Семенова Ангелина Егоровна – студентка 5 курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Русский язык и литература филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.