Печетова Н.Ю., Герасимова М.В.

Устная публичная речь преподавателя среднего профессионального образования по стандартам ФГОС

Oral public speech of a teacher of secondary professional educationaccording to the standards of the Federal state educational professional standard

Н.Ю. Печетова, М. В. Герасимова

N. Y. Pechetova, M. V. Gerasimova

Аннотация: В статье указаны особенности устной публичной речи. Определены основные критерии успешной публичной речи преподавателя.Проведен анализ состояния культуры речи педагогов, а также выявлены нарушения речевого этикета преподавателей СПО. Предложено ввести системное повышение квалификации по коммуникативно-речевых компетенций преподавателей СПО. 

Ключевые слова: устная публичная речь, среднее профессиональное образование, профессиональные компетенции, коммуникативно-речевые умения, диалогичность.

Важным приоритетным направлением в развитии российского образования выступает повышение авторитетности среднего профессионального образования (далее СПО). Целесообразно будет указать, что престиж СПО, в свою очередь,зависит в большей степени от уровня сформированности профессионально-коммуникативных навыков преподавателей. Для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), одним из основных факторов, которые непосредственно влияют на качество обучения в учреждениях СПО, вне зависимости от специализации преподавателя, являются их профессиональные компетенции, одним из которых выступают коммуникативно-речевые умения [1,1998:221]. Отсюда следует, что из года в год будут повышаться требования к речевому поведению преподавателя.

По мнению А.К. Михальской, устная публичная речь педагога носит в первую очередь «информативно-познавательную задачу» [1,1998:267]. Речь преподавателя является не только главным орудием в профессиональной деятельности, но и образцом, который будет усвоен сознательно или бессознательно, а значит, в любом случае будет воспроизводиться обучающимися. Современный преподаватель должен обладать не только широким кругом знаний по своей дисциплине, а также уметь взаимодействовать со студентами с педагогической точки зрения, но и иметь грамотную выразительную речь, которая будет развивать у студентов правильное речевое поведение. Следовательно, в процессе публичного выступления преподавателя, как отмечает А.С. Роботова, формируется необходимая для развития личности языковая среда, личностное отношение к научным аксиомами к образованию в целом [4,2008:38]. Характерная особенность устной публичной речи преподавателя заключается в том, что ей свойственны атрибуты живого общения: диалогичность, тембрально-тоновая окраска голоса, система логических ударений, паузы, мимика, жесты. Преподаватель с помощью грамотно подобранных языковых средств должен держать интерес слушателей. По А.К. Михальской, речь должна соответствовать следующим критериям: логичность, эмоциональность, выразительность, диалогичность, аргументированность, убедительность, вовлеченность. Преподаватель как коммуникативный лидер должен уметь организовать свою речь так, чтобы добиться эмоционального и интеллектуального единения с аудиторией.

Для выявления качественных характеристик устной публичной речи преподавателей СПО, мной было проведение исследование в ГБПОУ РС (Я) «Якутский коммунально-строительный техникум». Экспериментально-исследовательская работа была проведена в течение года и охватила 54 преподавателей. Данный эксперимент позволил проанализировать состояние культуры речи педагогов, а также выявить нарушения речевого этикета преподавателя. Таблица 1. Уровень соблюдения критериев публичной речи, чел.

Критерии публичной речи Группы преподавателей Итого
Преподаватели гуманитарных и социально-экономических дисциплин Преподаватели естественнонаучных дисциплин Преподаватели
технических дисциплин
логичность 13 16 19 48
аргументированность 14 18 19 51
вовлеченность 17 10 7 34
убедительность 12 14 11 37
эмоциональность 11 5 2 18
диалогичность 6 10 3 19

В ходе эксперимента установлено, что педагогами соблюдаются базовые способы коммуникации во время публичных выступлений. Они используют первичные знания о языковых нормах, соблюдают лишь часть критериев публичной речи. Низкие уровни вовлеченности, эмоциональности, а также диалогичности показали, что большинство преподавателей не умеют создать необходимую комфортную среду для аудитории. Среди типичных нарушений преподавателями речевого этикета наблюдаются: злоупотребление просторечий; использование слов, имеющих отрицательное эмоционально-оценочное значение; излишняя категоричность суждений; монотонность; навешивание личных убеждений, не касающихся темы выступления; игнорирование вопросов и обращений.

Как показал эксперимент, преподаватели довольно часто обращаются к просторечным выражениям, выступают довольно монотонно и игнорируют обращения слушателей. По таблицам видно, что данные уровней соблюдения критериев публичной речи и выявленные нарушения совпадают: Речь монотонна = низкий уровень вовлеченности и эмоциональности; Игнорирование аудитории = нет диалога; Частое использование просторечных выражений = средний уровень убедительности. Отличительной чертой преподавательского состава СПО выступает высокий уровень практической и методологической подготовки и низкий уровень психолого-педагогической подготовки.

Для полноценной реализации образовательных стандартов, необходимой становится задача системного совершенствования речевой культуры преподавателей всех специальностейСПО. Согласно ФГОС, преподаватели обязаны создавать все условия для воспитания и развития студентов, что становится невозможным без правильно подобранного специализированного курса по повышению квалификации. Одним из эффективных способов совершенствования является повышение квалификации преподавателей через систему тестовых и практических заданий и упражнений, которые нацелены на отработку речевых навыков. По результатам данного курса преподаватели должны овладеть достаточными теоретическими знаниями по речевой культуре и практическиминавыками, позволяющиепреподавателю успешно преподавать.

Литература

  1. МихальскаяА.К. Педагогическая риторика. Москва: Феникс, 1998.221 с.
  2. Морохова О.А. Формирование риторической компетенции преподавателя высшей школы в системе дополнительного профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика.  2019.№11 С. 65-69.
  3. Роботова А.С. Речь преподавателяи университетская традиция // Высшее образование в России. 2008. С. 38

Печетова Наталья Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Герасимова Майя Владимировна – студентка 2 курса заочного отделения филологическое обеспечения экспертно-правовой деятельности филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.