Петрова М.Н.

Методы освоения общекультурных компетенций в профессиональной подготовке студентов негуманитарных специальностей

Methods of mastering general cultural competencies in the professional training of students of non-humanitarian specialties

М. Н. Петрова

M. N. Petrova

Аннотация. Статья посвящена важности установления универсальных  и общекультурных компетенций в процессе формирования траектории обучения студентов-медиков. Показана необходимость проведения различных видов внеаудиторной работы, в частности, написания эссе по актуальным проблемам современности. Эссе позволяет будущим врачам в свободной форме выразить индивидуальные впечатления по различным вопросам, что будет способствовать развитию навыков подготовки и применения научной, научно-производственной, проектной, организационно-управленческой и нормативной документации в системе здравоохранения.

Abstract. The article is devoted to the importance of establishing universal and general cultural competencies in the process of formation of the medical student learning path. The necessity of carrying out various types of extracurricular work, in particular, writing an essay on topical issues of our time, is shown. The essay allows future doctors to freely express their individual impressions on various issues, which will contribute to the development of skills in the preparation and application of scientific, research, design, organizational, managerial and regulatory documents in the healthcare system.

Ключевые слова: стандарт подготовки специалиста, компетентностный подход, общекультурные компетенции, воспитание.

Key words: standard of specialist training, competency-based approach, general cultural competencies, education.

Подготовка врача – сложный многоступенчатый, многолетний процесс. В связи с переходом на обучение по профессиональным стандартам возникла необходимость проводить больше внеаудиторных мероприятий для раскрытия творческого потенциала каждого студента [2]. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, установленные программой специалитета [3]. Оптимальным индивидуальным заданием, на наш взгляд, является написание эссе на медицинскую или общекультурную тему. При подготовке эссе студенты осваивают не только универсальные, но и общекультурные компетенции, что соответствуют требованиям освоения программы специалитета. 

Написание эссе развивает системное и критическое мышление. Студент осуществляет поиск, критический анализ и синтез информации, применяет системный подход для решения поставленных задач (УК-1).

Будущий врач осуществляет деловую коммуникацию в письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке (УК-4). 

Для того, чтобы на фоне напряженной учебы выделить время для написания эссе, студенту-медику крайне важна самоорганизация и саморазвитие. Надо научить студента управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-7).

Программа специалитета устанавливает ряд общепрофессиональных компетенций. Работа над эссе позволяет овладеть информационной грамотностью. Врач должен быть способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-5). Современные стандарты медицинской практики требуют от врача, помимо клинической работы, также научной и организационной деятельности. Основы должны быть заложены в студенческие годы. Написание эссе позволяет в соответствующей форме развить способность подготовить и применить научную, научно-производственную, проектную, организационно-управленческую и нормативную документацию в системе здравоохранения (ОПК-12).

В частности, в весеннем семестре ряд студентов 5 курса Отделения «Лечебное дело» оформили эссе на столь злободневную тему пандемии коронавируса. Они рассуждали не только на медицинские аспекты этого заболевания, но проанализировали изменения в своей жизни. Они отметили, что в декабре 2019 года, когда мир встретил ранее неизвестную инфекцию, с самого начала они полагали, что это не только медицинская проблема, но и социальная, даже политическая.  Эта непростая ситуация повлияла на жизнь общества. Медики работают сутками, неустанно, уже на протяжении долгих четырёх месяцев. Стремительно строятся новые больницы, срочно производятся и выкупаются аппараты ИВЛ. Весь мир находится на карантине. Данная ситуация также повлияла на жизнь студентов. Во-первых, перевод на дистанционное обучение. В первое время всем было непросто – студентам и преподавателям. Но эта нештатная ситуация позволила на практике в кратчайшие сроки освоить ОПК-5. Некоторые студенты попробовали найти в этой ситуации и положительные моменты. Они отметили, что стали более организованными, ответственными, стали уделять больше времени саморазвитию. Отработка на практике УК-7 позволила отдельным студентам заниматься на online-курсах по своей будущей специальности и хобби (фотография, изучение иностранных языков). Ряд студентов подытожили свои рассуждения тем, что в таких чрезвычайных ситуациях у людей проявляются лучшие стороны. Некоторые студенты решили не оставаться в стороне в такое непростое время и записались в волонтёры. Они помогают пожилым жителям г. Якутска, доставляют им лекарства и продукты до дома. Им радостно слышать слова благодарности и видеть счастливые лица пожилых людей.

Было интересно проанализировать рассуждения молодёжи о жизни после карантина. Авторы задались вопросом, насколько изменится мир и сам человек, когда пандемия пойдёт на спад? Студенты отметили, что сегодня многие ведущие эксперты делают прогнозы по вопросам последствий коронавируса, экономики, политики, медицины. По мнению некоторых из них, после того, как выздоровеет последний пациент, мир глубоко вздохнёт и наконец-то воцарится покой. Человечество начнёт бережнее относиться к экологии и друг к другу. Исчезнут многие профессии, работа в режиме on-line станет работой будущего, и человечество будет уделять большое внимание гигиене. Это такое радостное видение будущего глазами оптимистов. Но в противовес имеются и пессимистичные прогнозы. Многие сейчас говорят, что мир изменится. Согласно выводам «пессимистов», после пандемии начнётся Третья мировая война, а после человечество и вовсе исчезнет. Студенты сошлись во мнении, что до Третьей мировой войны не дойдёт. Ясно одно: история с пандемией коронавируса оставит глубокий след во Всемирной истории. Мы все должны понимать, что такие катаклизмы в будущем возможны. Люди должны понимать последствия таких ситуации, осознать роль и место человеческой деятельности на нашей хрупкой планете. Мир через пандемийный кризис перейдёт в новое, более организованное состояние.

Эссе как индивидуальная работа в учебном процессе предлагается в качестве задания достаточно часто. Эссе развивает такие навыки, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Его написание чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы [1].

Литература

  1. Петрова М.Н.Написание эссе — эффективный метод творческого развития личности будущего врача. В сборнике: Международный научно-образовательный Форум «Education, forward!» «Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации». Материалы форума. 2015. С. 459-464;
  2. Петрова М.Н.Студенческий научный кружок – эффективный инструмент формирования общекультурных компетенций студентов-медиков. В сборнике: Повышение качества образования в современных условиях сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 608-613;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт  высшего образования – специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

Петрова Милана Николаевна — кандидат медицинских наук, доцент; доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики Медицинского института ФГАОУ ВО «СВФУ», г. Якутск.