Ядрихинская Н.М., Заморщикова Н.Р., Иванова О.Ю.

Маршрут литературного путешествия с героями главы «На реке» очерка В.Г. Короленко «Государевы ямщики»

The literary route of travel with the characters of chapter, «On the River» from «Sovereign’s coachmen» written by V. G. Korlenko

Н.М. Ядрихинсакая, Н.Р. Заморщикова, О.Ю. Иванова

N.M. Yadrikhinskaya, N.R. Zamorshikova, O.Ju. Ivanova

Аннотация: Oбъект изучения статьи – глава «На реке» очерка В.Г. Короленко «Государевы ямщики». Это творческий след пребывания писателя на территории современного Хангаласского района Республики Саха (Якутия). Представлен анализ маршрута путешествия героев. Выявлены детали, проясняющие направление движения героев. Сопоставлены топонимы в очерке, в путевых заметках и на карте Хангаласского района. Сделан вывод о реалиях пребывания В.Короленко на территории района, составлена литературная карта участка пути.

Abstract: The object of research of the article is Chapter 4 «On the river» from V. G. Korolenko’s story «Sovereign’s coachmen». This is a creative trace of the writer’s stay on the territory of the contemporary Khangalassky district of the Republic of Sakha (Yakutia). The article presents an analysis of the route of the characters’ journey; reveals the details explaining the direction of characters; compares the toponymes in the story, in travel notes and on the map of the Khangalassky district. We made the conclusion about the realities of V.Korolenko’s stay in the district, compiled the literary map of the rout secаtion.

Ключевые слова: Глава «Нареке» очерка В.Короленко «Государевы ямщики», маршрут путешествия,сопоставление, литературная карта.

Key words: Chapter “On the river” from “Sovereign’s coachmen” by V.G.Korolenko, route of travel, comparison, literary map.

В сентябре-октябре 1883г. В. Г. Короленко проделал путь от Якутска вверх по р.Лена, возвращаясь из ссылки. В главе «На реке» очерка «Государевы ямщики» описывается путешествие героев на лодке. Топонимы в тексте соответствуют топонимам в Хангаласском районе. Текст позволяет воссоздать детали маршрута пути.

Цель исследования — изучить творческое наследие В.Короленко, уточнить детали его пребывания в Хангаласском улусе, способствовать укреплению культурной связи времён. В процессе работы решались задачи: изучить тематическую литературу; продолжить составление литературной карты, создать основу для создания культурологических продуктов.

Герои отправляются от Титаринского станка. Предполагаемое расстояние: «…сорок пять верст против течения…»(верста́ соответствует 1066,8 метра) – примерно 48 километров.В записных книжках В. Короленко мы читаем: «От Титаринской станции нам пришлось ехать на лодке.…итти на гребях верст тридцать вверх по Лене». Конечным пунктом поездки должна стать ямщицкая станция. Село Батамай — ямщицкая станция-располагается в 22 км.от села Тиит Арыы. Напротив с. Батамай имеется остров Батамай. А в 27км. выше Батамая находится село Синск, ямщицкая станция. В записных книжках В.Г. Короленко читаем: «Между Титаринской станцией и Батамаем путешествие в лодке на веслах». Итак, до с. Синск 49км., до с.Батамай и острова Батамай 22км. У с.Тиит Арыы острова отделяют протоку, «…лодка … шла точно по водяной аллее», «порой дорогу … загораживала далеко вдавшаяся в реку отмель…». Действие перемещается к «другому», правому берегу реки:«…под горой, Островский идет, — сказал … ямщик… Вглядевшись … в пеструю полоску другого берега, я … увидел … лодочку…». Левый берег Лены в этом районе пологий. «Плес был прямой, и долго я видел впереди эту точку…»; плёс—глубоководный участок русла реки. Можно ли предполагать, что лодка ямщика переместилась на фарватер, пересекши реку к правому берегу? Задремав и проснувшись, рассказчик замечает, как лодка, пересекает «широкую курью…, направляясь к середине реки», к острову. «Остров … плоский», он сливается с противоположным берегом. Когда снегопад заканчивается, рассказчик замечает: «…горный берег … в поражающем величии…   Огромные базальтовые скалы стояли у самой воды…»  -далее следует описание Ленских Столбов на правом берегу реки.  Высокие скалы одинаково хорошо просматриваются с левой и с правой стороны плоского острова. «Остров десять верст … той стороной тоже десять…», — замечает ямщик. «…Во-он — Островский идет, — указал Микеша, когда мы вышли на откос берега». «Под огромными горами …виднелась …точка…» — похоже, что лодка ямщика пересекла фарватер, чтобы укрыться от бури на острове, а Островский вёл всё время лодку вдоль правого берега. Двигаясь дальше, путники нагоняют Островского: «…за поворотом … засверкал на берегу …огонек костра под …скалами». Прибытие к ямщицкому станку на левом берегу рассказчик объясняет так: «Я как-то не заметил, как мы еще раз перерезали реку, и спохватился только, когда лодка зашуршала килем по песку».

Складная картина движения вырисовывается, когда мы допускаем мысль о том, что обе лодки ямщика — двигались по фарватеру. Если предположить движение по протоке, становится неясным момент, под какими скалами был виден Островский, для чего пришлось «ещё раз перерезать реку», подвергается сомнению текст из записных книжек. Выбор более длинного и опасного маршрута мог быть обусловлен обмелением протоки, характерным для осеннего времени года. В записных книжках читаем: «Переехав через … «курье» …, мы пристали к песчаной отмели, и гребцы, выйдя на берег, потянули лодку, но бечевой…. Потом, обогнув отмель, … сели и направили лодку к острову».  Если допустить, что в выражении «выйдя на берег» имеется в виду выход на отмель, то логика предыдущего рассуждения сохраняется. Топоним Батамай рассказчик упоминает, когда, забегая недели на две вперёд, рассказывает о том, как «на несколько станков ниже Батамая …бродяги» «ограбили … купца». С этими бродягами он разошёлся в противоположные стороны, примерно на середине пути. Хотя бродяги могли совершать хаотичные движения вдоль берега. Таким образом, можно предполагать, что путники шли по маршруту: Тиит Арыы – остров Батамай – Синск. В процессе анализа мы пришли к следующим выводам:

  1. Упоминаемые природные ориентиры и топонимы, представленные в главе «На реке» совпадают с географическими особенностями маршрута от местности Тиит Арыы до острова Батамай.
  2. Отрезок пути за островом, преодолённый в ночное время, не описан подробно.
  3. Не вполне достоверен факт, что путники двигались по фарватеру реки.
  4. Указание на расстояние до конечного пункта в главе очерка и путевых заметках В. Г. Короленко противоречиво.
  5. Сопоставление маршрута с реалиями позволяет предположить, что путники прибыли в Синск.

Работа может послужить основой сценария документального фильма о пребывании В. Г. Короленко в Хангаласском улусе и соответствующего туристического маршрута.

Источники

  1. АлексѣевъПетръСеменовичъ. ВВЕРХЪ ПО ЛЕНѢ ВЪ ПОЧТОВОЙ ЛОДКѢ Путевыязамѣтки 1891 года.https://www.yakutskhistory.net/
  2. Короленко В. Г. Рассказы. Государственное издательство художественной литературы, 1953.
  3. В. Г. Короленко. СИБИРСКИЕ ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ. http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_1921_zapisnye_knizhki.shtml
  4. Соколов А. Д. По следам государевых ямщиков. Якутск, 2013
  5. Google Карты.

Ядрихинская Надежда Марковна-учитель русского языка, литературы МБОУ «Покровская СОШ№2» Хангаласского улуса.

Заморщикова Нюргустана Родионовна-учитель КНРС(Я), якутского языка МБОУ «Покровская СОШ№2» Хангаласского улуса.

Иванова Оксана Юрьевна-ученица 9 класса МБОУ «Покровская СОШ№2» Хангаласского улуса.