Корнилова В.В., Васильева Д.В., Тишкина А.Ю., Иванова В.А.

«PRоЭКО» как новый формат просветительской работы экологов

«PRoЭКО» as a new format for the educational work of environmentalists.

В.В. Корнилова, Д.В. Васильева, А.Ю. Тишкина, В.А. Иванова.

V.V. Kornilova, D.V. Vasilyeva, A.Y. Tishkina, V.A. Ivanova.

Аннотация: В данной статье раскрывается понятие экологического PR. Практическая значимость состоит в создании онлайн-проекта в целях продвижения осознанного потребления и экологического просвещения жителей г. Якутска.

Ключевые слова: экологический PR, просветительская деятельность, экологическое просвещение, «PRоЭКО».

Экологическая деятельность является той областью, в которой развиваются содержательные отношения человека с обществом, формируется его экологическая нравственность. Этическое регулирование отношения человека к природе, экологическое просвещение и поиск новых подходов к формированию экологической культуры различных социально-возрастных групп населения — актуальная проблема в современных условиях. Для продвижения своих идей, привлечения внимания к проблемам экологии, реализации экологических программ, поиска спонсоров и благотворителей, экологические организации используют средства и методы связей с общественностью (PR) [4]. Экологический PR – это деятельность, направленная на формирование благоприятных и взаимовыгодных отношений между экологическими организациями и их целевыми аудиториями. Экологический PR иногда называют «Зеленый PR»[5]. Экологический PR используется с целью формирования благоприятного имиджа и репутации организаций, а также для продвижения эко — идей, информирования и привлечения общественности к проблемам окружающей среды, информирования о способах решения экологических проблем и другие. Для достижения целей и задач экологического PR, могут быть использованы различные PR-инструменты: Средства массовой информации; Экологические мероприятия; Экологическая социальная реклама; Интернет; Фандрайзинг [4]. Также как основной инструмент экологического образования и воспитания широких слоев населения можно рассматривать эколого-просветительские мероприятия.

Организация и координация эколого-просветительских мероприятий зачастую осуществляется на самом высоком уровне управления страной и ее регионами, в них вовлекаются значительные человеческие и финансовые ресурсы. Таким образом, многообразные формы экологической просветительской деятельности (праздники, акции,экскурсии, туризм, выставки, тренинги, конкурсы, игры, клубы, движения, лагеря, краеведение) способствуют освоению экологических знаний, практических навыков взаимодействия с природой и формированию эколого-ориентированных ценностей, развитию личностного отношения к миру природы.

Понятие «экологическое просвещение» подразумевает все виды формального и неформального образования, информирование средствами массовой коммуникации, участие населения в экологических общественных организациях и движениях; оно может осуществляться как государственными, общественными, частными организациями (учреждениями), так и отдельными лицами [3]. В свою очередь мы решили создать онлайн-проект в сети интернет. Преимущество заключаются в высокой творческой активности их участников, широте их аудитории, в использовании современных информационных технологий и др. Благодаря этому у них возникает устойчивый познавательный интерес к проблемам экологии, формируются умения организации собственной деятельности, а также способность к смысловой оценке приобретенного опыта.

Наш просветительский проект об экологии «PRоЭКО» был реализованна информационной площадке Instagram по направлениям:

  • Информационно-обучающее (мастер-классы по шитью эко-сумки и готовке полезного блюда, вводная лекция о понятии zerowaste, блок статей);
  • -Практико-ориентированное (квиз-викторины, закрепление материала);
  • -Социальный PR (фандрэйзинг, использование социальных медиа для привлечения контактной целевой группы, социальное проектирование).

В процессе работы мы ожидаем достичь следующих результатов: формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности — вот, на наш взгляд, основные идеи воспитания сознательного отношения к природе каждого из нашего зрителя и последователя. Актуальность экологического образования в современной кризисной ситуации (пандемия) не вызывает сомнений, потому что оно, по сути, выступает необходимым условием преодоления негативных последствий воздействия на окружающую среду и фактором формирования эко-культуры личности как регулятора глобальных явлений. В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры. Цель проекта–экологическое просвещение жителей г. Якутска посредством выбора оптимальных информационных технологий. Реализация проекта «PRоЭКО»с помощью доступной формы подачи информации такой, как: анимационная и графическая с участием медийных личностей и эко-активистов таких, как: Катерина Потапова, Ирина Бугаева, Арюна Келларева позволило вовлечь целевую группу: студентов, преподавателей, родителей и повысить их экологическую грамотность, привить им навыки сознательного экологического поведения, что в дальнейшем будет способствовать формированию экологической культуры зрителей проекта.

В заключении мы хотим выделить, что наши ожидаемые результаты были достигнуты. В проекте предлагались способы воспитания экологической культуры личности в процессе формирования потребности сознательного экологического самовоспитания через организацию инновационно-просветительской деятельности по проекту, как у зрителей, так и у организаторов проекта. Только совместными усилиями мы сможем достичь результатов в этом направлении, и мы надеемся, что наш просветительский проект послужитначалом и вдохновением последующим поколениям студентов.

Литература

  1. Протасова С. В. Формирование культурно-просветительских компетенций магистров[электронный ресурс]. Режим доступа:    https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kulturno-prosvetitelskih-kompetentsiy-magistrov (дата обращения: 01.05.2020)
  2. Фертикова Е.П. Петровна Актуальные вопросы организации экологического образования и просвещения в Российской Федерации [электронный ресурс]. Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-organizatsii-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-prosvescheniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 01.05.2020)
  3. Экологический PR [электронный ресурс]. Режим доступа:   http://www.prstudent.ru/pr-v-nko/ekologicheskij-pr(дата обращения: 01.05.2020)

Корнилова Виктория Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного Федерального университета им. М.К Аммосова, г. Якутск.

Васильева Динара Васильевна – студентка 3 курса кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного Федерального университета им. М.К Аммосова, г. Якутск.

Тишкина Анастасия Юрьевна – студентка 3 курса кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного Федерального университета им. М.К Аммосова, г. Якутск.

Иванова Вера Анатольевна – студентка 3 курса кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного Федерального университета им. М.К Аммосова, г. Якутск.