Сравнительный анализ мифологических образов народа саха и ногайцев
Comparative analysis of mythological formations of the Sakha and Nogai people
Т.В. Леонтьева
T.V. Leontyeva
Аннотация: Данная работа содержит знания о мифологии якутского и ногайского народов. Приведен сравнительно-сопоставительный анализ мифологических образов народа саха и ногайцев. Целью работы является выделение общих черт в сказаниях, преданиях данных народов. В ходе работы были изучены мифы народа саха и ногайцев, сопоставлены образы и язык. Знание родной культуры, а также культуры народа, проживающего на территории Республики Саха(Якутия) является приоритетным направлением в политике республики. Основным результатом исследовательской работы стали материалы для проведения лекций, викторин, внеурочных мероприятий, с целью ознакомления с мифологией различных народов.
Ключевые слова: мифология, сравнение, якуты, ногайцы
Что такое миф? Он повествует о жизни древних богов, героях и великих подвигах. Благодаря этим повествованиям, мы знакомимся с мировоззрением людей того времени, их культурой и обычаями. В переводе с греческого это слово переводится как «предание», «сказание». Основные причины возникновения мифов — это формирование народных традиций, поклонение тому или иному божеству, желание объяснить неизвестное. Как правило, разные народы поклонялись одним и тем же богам — богу солнца, ветра, грома, красоты. Но у разных народов одни и те же боги могут иметь разные обличия: один народ молится им и прославляет, другие — боятся и избегают упоминаний о них.
Ногайцы –это тюркский народ Северного Кавказа. В мире проживает около 110 000 человек. Предками ногайцев являются кочевые средневековые монголоязычные и тюркские племена. и В данной работе приведен сравнительно-сопоставительный анализ мифологических образов народа саха и ногайцев. Ногайский язык принадлежит к тюркской группе алтайской языковой семьи.
Яку́ты (самоназвание саха) — тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тысячи якутов.
Сравнивая мифологию этих двух народов, нашли много схожих моментов. Словом эбия ногайцы называли бабушку. У якутов бабушка звучит как эбээ.. В якутских поверьях есть персонаж айыысыт. Айыысыт — общее название богинь — покровительниц, дарителей детей и приплода домашних животных у якутов. Айысыт живёт на восточном небе и спускается оттуда, окружённая ореолом света, в виде богато одетой пожилой женщины или кобылицы. Она появляется при родах, помогает благополучно разрешиться от бремени, благословляет родившееся дитя и покидает дом роженицы на третий день после родов. Бабушку, прародительницу ногайцы также называли аье (айсе). Небесная повитуха, ее представляли в образе старухи. То она развешивает свой пояс в виде радуги, то высвечивается на диске луны.
Почитание небесных светил прослеживается в мифах многих народов. Как считали ногайцы, пятна на луне возникли оттого, что в нее бросали горсть песка, это отражение силуэта девушки-сироты, которую обижала злая мачеха и которую светило из жалости забрало к себе. В якутских мифах также распространен сюжет о сиротке-работнице, обиженной хозяевами, которую пожалела и взяла к себе луна, ее силуэт виден теперь на лунном лике. Кун — солнце. Ногайцы солнце называли ласково Куьнеш или Куьн коьзи (Солнца глаз). Солнце считалось священным. Ногайцы издревле молились солнцу и клялись им. Этимология слов аба, абай восходит к другому якутскому персонажу абаасы. Аба, абасы были созидателями растений и животных, но с веками произошла трансформация, и они сохранили только отрицательные качества, стали демонами. Якуты этим именем называют злых духов Верхнего, Среднего и Нижнего мира. Абасы, воевавшие с добрыми духами айыы, имели облик людей — великанов, питавшихся человеческими душами и душами животных. Среди тюркских народов албаслы — существо в облике женщины-великанши. В якутских сказках есть также персонаж Ала-Могус – существо, пожирающее всякую еду и даже людей. Завистливый тойон темного нижнего мира. В ногайских легендах встречается герой Алп-Манаш, имеющий облик человека, великан, гигант. В имени Алп-Манаш обращает на себя внимание то, что слово алп в сочетание с манаш, которое по-ногайски означает людоед.
Вселенная, по мифологическим представлениям якутов, состоит из трёх миров или стран: верхнего, т. е. небес, среднего — земли, и нижнего -преисподней. Предки ногайцев, как и все древние тюрки, представляли мироздание из трех частей: верхний мир — небесный, средний — являлась сама Вселенная, нижний- подземный. Тангри – божество, обитавшее в небе, отождествлялось с Аллахом. Верхом неприличия было плевать, показывать пальцем в небо. Тангри считался творцом и владыкой космоса. Андир-Шопай-божество плодородия. Во время длительных засух ногайские дети делали кукол из крест-накрест сбитым палки и надевали женскую одежду, после обходили все дома. Якуты верили в Тангара. Юрюнг айыы тойон «белый создатель господин» — в якутской мифологии творец Вселенной, верховное божество, глава обитающих в верхнем мире божеств айы. Это почтенный старец, облаченный в дорогие меха, источающий жару и свет. Айы — добрые божества верхнего и среднего мира. По представлениям якутов скот, полезные животные и растения созданы Айыы. Они считались покровителями, могущими послать счастливую, благополучную жизнь. Аал лук мас — священное дерево рода, в котором обитает дух-хозяйка данной местности в якутской мифологии. В ногайской мифологии также есть священное дерево – Байтерек. Дерево символизирует генеалогическое древо человечества, на его ветвях живут души еще не родившихся детей, на листьях написаны судьбы людей. Корни дерева уходят в подземный мир, ствол расположен в среднем мире, ветки уходят в верхний мир
Большую роль в мировоззрении якутов играют животные и птицы. . Для них орел является покровителем птиц — Хотой Ары. Он считается отцом орла и жестоко карает человека, убившего орла. Ногайцы называют священной птицей Каракуса – это птица, живущая на верхушке мирового дерева Байтерека. Люди считали, что Каракус помогает людям. Настолько мощное существо, что может бывать во всех трех мирах. Его боятся потому, что он может разорвать человека в клочья. Но обычно он спасает героев из беды, помогает выбраться из нижнего мира и переносит людей на другую часть земли.
Все вышеприведенные примеры еще раз доказывают, что между тюркскими народами существовала неразрывная связь. Можно наблюдать частичное совпадение сюжетов в мифах разных народов. Это сходство обусловлено общей традицией предков, многократной передачей рассказов из поколения в поколение.
Литература
- Предания, легенды и мифы саха(якутов)/ Сост. Н.А. Алексеев, Н.В. Емельянов, В.Т. Петров. – Новосибирск: «Наука», 1995
- Алексеев H.A. Традиционные религиозные верования якутов а ХIX начале XX в. Новосибирск., 1975.
- Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. Л., 1980.
- Иса Капаев «Ногайские мифы, легенды, поверья»
- Зульпукарова Э.М., Сефербеков Р.И. Из мифологии, фольклора и обрядовой культуры ногайцев: синкретизм традиционных верований
Леонтьева Татьяна Валентиновна — учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 21 городского округа «город Якутск».