Специфика и исторические предпосылки формирования отечественной детской литературы
The specifics and historical background of the formation of domestic children’s literature
С.В. Сергеева, Ю.Г. Хазанкович
S.V. Sergeeva, J. G. Khazankovich
Аннотация: в статье обозначаются хронологические периоды развития детской отечественной литературы и выявляются специфические особенности, отличающие ее от общей литературы
Ключевые слова: детская литература, детское чтение, образование, хронология, жанровое своеобразие, специфика
В. Г. Белинский детском чтении говорит: «Есть люди, которые почитают чтение для детей больше вредным, чем полезным. Это грубое заблуждение, варварский предрассудок. Книга есть жизнь нашего времени<…>дети — также нуждаются в книге. Все дело в выборе книг для них <…>дурно выбранные книги — для них и хуже и вреднее, чем ничего не читать.» [3, с. 18]. Горький придерживался мнения: «дети растут для будущего. В настоящем, как известно, немало всякого старого хлама, грязи, плесени, пошлости…было бы вредно и преступно фиксировать внимание детей на этом. Чем меньше они воспримут мерзостей из прошлого и настоящего, тем здоровее, светлее, разумнее будет будущее.» [5, с. 31]. Значит ли это, что детская литература должна представлять из себя пласт литературных источников, которые посвящены определенным «детским» темам, отличительным от «взрослых» тем и в этом заключается ее главная специфическая особенность? Разобраться в этом вопросе поможет обращение в периодизации становления детской отечественной литературы.
История человечества немыслима без усвоения чужого опыта. Детская литература как никакая другая является важнейшим связующим звеном между поколениями. Не случайно набор книг для детского чтения вырабатывается и сохраняется десятилетиями. [4, с. 84]. Древняя литература рассматривается учеными в целом, без дифференциации ее на общую и детскую (устном народном творчестве выделяется группа произведений — детский фольклор: прибаутки, колыбельные песни, считалки) [6]. Представление о письменной литературе для детей складывается на протяжении последних 500 лет. Дети, очевидно, читают с тех пор, как появилась письменность. Около 1125 года было создано первое оригинальное жанровое произведение: «Поучение» Владимира Мономаха, адресованное его детям.Историк литературы Ф. И.Сетин, отмечает специфические черты, обнаруженные им в рукописных грамматиках (учебниках) конца XV века, воспринимающиеся как адаптация к детскому уровню понимания: обращения, разъяснения, повторы. Специальные произведения для детей начали появляться на Руси во второй половине XV века.
Появление феномена детской литературы отмечено обществом в XVIII веке, когда педагогике потребовалась адаптация многих устных и письменных форм человеческого творчества к детскому пониманию. Эпоха Просвещения способствовала осознанию детства как особого в социальном и психологическом смысле периода жизни. Именно это, по мнению исследователей, повлияло на отделение детской литературы от общей. В европейском Просвещении, как отмечает исследователь Ганкина, помимо детских букварей и библии, появились иллюстрированные книги художественного типа. Первой детской книгой признается “Маленькая прелестная карманная книжечка”, выпущенная в Лондоне в 1744 году. В XIXв детской литературой считались произведения, созданные поэтами и писателями специально для детей и с учетом их возрастных возможностей, детская литература окончательно дифференцируется от общей литературы и вступает с ней во взаимодействие и взаимовлияние.[6]. Специфика заключалась в адресности, объеме текстов, жанровых предпочтениях, дидактизме, занимательности.
В XIX веке, несмотря на определившуюся специфику, детская литература не выдерживает качественной конкуренции с общей литературой, расширение круга детского чтения происходит за счет произведений для взрослых, которые осознавались как необходимая составная развития ребенка. Если XVIII век охарактеризован учеными как время пересказов общей литературы, то 30-50-е годы XIX века признаются как истинное начало отечественной детской литературы. (А.П. Зонтаг, А.Погорельский, Б.М. Федоров, В.И. Даль, В.В, Львов и др.)
XX век стал золотым веком детской литературы. Разнообразие направлений представлено реформаторами 20х годов: К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, В. Маяковский. 30-ые годы М. Чудакова называет “эпохой ренессанса” детской литературы. Это стало возможным благодаря приданию вопросам развития творчества для детей государственных масштабов. (Организация издательства “Молодая гвардия”(1931), критико-библиографический журнал “Детская литература” (1932), открытие “ДЕТГИЗа” (1933), пр.). Захватывая область сюжета и фабулы и размышляя над тематическим своеобразием детской литературы и ее стилевыми особенностями, А. Макаренко поставил многие вопросы в статье “Стиль детской литературы”. По его мнению, не существует никаких “ультрадетских тем” и вообще нет такой темы, которая не могла бы найти выражение в книге для детей. Решением этого вопроса Макаренко стала формула: “особенности, которые отличают “детскую” литературу от “взрослой”, заключается “не в том, о чем рассказывается, а в том, как рассказывается”. [7, с. 52]
На рубеже XX и XXI веков произошло размывание границ строго ранжированного тематического детского чтения, в детское чтение стали входить произведения, запрещенные ранее по идеологическим причинам, творчество забытых отечественных и неразрешенных ранее зарубежных авторов. Исследователь И.П. Токмакова называет следующие этапы становления детской литературы: долитературный, мифотворческий, фольклорный многожанровый, этап рукописной литературы, печатная детская литература XVI — XVIII веков, детская литература .
На основе вышесказанного, можно выявить следующие особенности детской литературы:
- Развитие по собственным законам(учитывая зависимость путей и методов эволюции детской литературы внутри общей, “временные сдвиги” в хронологии периодов).
- Наличие собственной периодизации развития.
- Предметно-тематическая общность содержания с общей литературой при своеобразии выражения, то есть для детей можно писать обо всем, главное продумать каким образом изложить задумку.
- В процедуре попадания произведения в детское чтение наблюдается закономерность: многое из того, что прошло испытание временем, становилось детским чтением.
- Прямая воспитательная направленность — основная задача детской книги.
Предложенное обобщение дает историографическое представление о становлении детской литературы в отечественной словесности, что чрезвычайно важно при изучении проблемы становления и содержания прозы и поэзии для детей в национальных литературах малочисленных народов Севера.
Литература
- Барковская, Н. Взрослые проблемы детской литературы // Барсковская Нина Владимировна // Филологический класс. — 2010. — №23. — С.70-71
- Баталова, А. Детская литература как источник воспитания положительных качеств // Баталова А. А., Тарасенко Е. О. // Лингвокультурология. — 2010. — № 4. — С.27-30
- Круглов, А. Нужна ли детская литература // А. Круглов // Детские чтения. — 2015. — №1. — C. 17-23
- Литовская, М. Детская литература: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений // Литовская Мария Аркадьевна // Филологический класс. — 2006. — № 16. — C. 84-85
Хазанкович Юлия Геннадьевна — доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы XX века Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Сергеева Светлана Васильевна – магистрант 1 курса сетевой магистерской программы «Литература и культура российских макрорегионов» филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.