Никифорова Е.П., Алексеева С.Н.

Использование мультимедийных ресурсов как средство формирования познавательных УУД на уроках русского языка.

Using of multimedia resources as a way of creating cognitive universal educational actions at the Russian language lessons.

Е. П. Никифорова, С. Н. Алексеева

E. P. Nikiforova, S. N. Alekseeva

Аннотация: В данной статье рассматривается роль мультимедийных ресурсов в современной системе образования. На основе изучения мультимедийных ресурсов, установлено, что их использование в учебном процессе формирует познавательные универсальные учебные действия обучающихся.  В статье дан эксперимент, который показал эффективность их применения на уроке русского языка в одной из образовательных организаций города Якутска.

Ключевые слова: мультимедиа, мультимедиа технологии, современное образование, познавательные универсальные учебные действия, презентация.

Активная информатизация и цифровизация совеременного общества и образования диктует необходимость применения ряда современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.  Становятся повседневностью сайты учителей и педагогических сообществ, электронные дневники, расписания, классные журналы, портфолио педагогов и обучающихся, пользование различными образовательными платформами, а также мультимедийными ресурсами на уроках и во внеурочное время. В современном мире недостаточно получать знания только традиционным способом представления, обучающиеся нуждаются в наглядности, а мультимедийные ресурсы предоставляют информацию через всевозможные виды данных. Мультимедиа технологии являются одним из эффективных ресурсов для формирования познавательных универсальных учебных действий. Так, педагогический подход к решению проблемы формирования данных универсальных учебных действий должен состоять в том, чтобы вызывать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к учебному процессу, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности. Это особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую – речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т. п. В технологии мультимедиа возникает обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для обучающихся [3, 2004: 416].

Обучающиеся 5 класса характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.  В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы [1, 1991: 303]. Следовательно, для облегчения понимания трудных для понимания тем и для возбуждения интереса к учебному процессу, нужно правильно использовать мультимедийные ресурсы и одновременно формировать познавательные универсальные учебные действия.

Мы провели эксперимент в МОБУ «НПСОШ № 2» (с углубленным изучением отдельных предметов). Так, мы использовали мультимедийные ресурсы как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в двух разных 5 классах. Тема уроков «Звуки и буквы. Произношение и правописание». В 5 «а» классе мы провели урок без сопровождения мультимедийных технологий. Учебный процесс прошел в традиционной форме обучения, то есть по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. Интерес к новой теме присутствовал, но обучающиеся нуждались в наглядности, ясности. Так как они много переспрашивали и недопонимали. Наблюдается высокая утомляемость учителя. Необходимо подчеркнуть, что учитель вместе с учебником является главным источником знания, то есть он  воспроизводит текст учебника, а обучающиеся выполняют самостоятельно в своих тетрадях и на доске.

Ход урока: 1) Формулировка темы урока. 2) Работа с материалом учебника (выполнение упр. 20 вместе с учителем, упр. 21, 22, 23 в тетрадях и на доске). 3) Определение понятия «транскрипция». Обучающиеся выписывают правило из учебника: «В русском языке не всегда написанные слова соответствуют их произношению. Чтобы показать произношение слова, используется особая запись, которая называется транскрипцией. В транскрипции применяются специальные знаки, например для слова модель – [м а д э л’]» [2, 2007: 192]. 4) Проверочная работа. Определите сколько букв и звуков. Сделайте транскрипцию. Въезд, дорожка, рысь, яма, колобок, ель, честный, лестница, ёлка, йогурт, енот, коньки, тётя, ядовитый, поэзия, яблонька, Илья, лисица, рябина, карась, маяк, пыль, ягода, осень, крыльцо, зелень, океан.

 А в 5 «д» классе урок был проведен с помощью использования мультимедийных ресурсов, то есть презентации с различными таблицами, иллюстрациями, заданиями и играми. Как отмечалось выше, использование мультимедийных ресурсов дополняет образовательный процесс и выступает как средство обучения. Учитель на уроке выступил как организатор, консультант, тьютор, модератор и психолог, при этом утомления не наблюдалось. Он помог обучающимся найти пути решения проблемы, раскрыл потенциальные творческие способности, осуществил педагогическое сопровождение.

Ход урока: 1) Самостоятельная формулировка темы. Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели. Обучающиеся отгадывают загадки, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. 1.Если б (не) было е_о, (не) сказал бы ничего. (Звук). 2. Ч_рные птич_ки (на) каждой стр_нич_ке, М_лчат, ожидают, кто их пр_ч_тает. (Буквы). Учитель делает устный, свободный опрос, тем самым облегчает задачу обучающихся. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока. 2) Работа над темой. Учитель объясняет тему с помощью иллюстраций и таблиц, используя мультимедийную презентацию. 3) Закрепление изучаемой темы. При закреплении темы, учитель также использует мультимедийную презентацию. В презентации представлены игры, которые сопровождаются яркими иллюстрациями и анимацией. Игра «Закончи фразу». Звуки мы ______, а буквы _______. В русском языке ___ буквы, из них __ обозначают согласные звуки и __ гласные. Согласные звуки делятся на ____ и ____, ____ и ____. Образуют пары по глухости и звонкости следующие буквы: _____. 4) Проверочная работа. Как отмечалось выше, мы сопоставили два разных класса. В 5 «а» классе урок был проведен в традиционной форме, а в 5 «д» активно использовалась мультимедийная презентация. Контрольное задание в обоих классах одинаковое, но результат, как показал эксперимент, разный. Тему хорошо усвоил класс, в котором был применен мультимедийный ресурс, их результат намного лучше, чем у сопоставляемого класса.

Таким образом, проведенный эксперимент позволяет сделать вывод, что познавательные универсальные учебные действия формируются при использовании мультимедийных ресурсов. Обучающиеся самостоятельно ставят учебные цели и задачи, контролируют и оценивают свои достижения. Мы наблюдаем, что они сумели выявлять сходства и различия объектов, применять таблицы и схемы, выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие сходства, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания, читать и извлекать нужную информацию, делать обобщения и выводы.

Литература

1) Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. – Москва: Просвещение, 1991. – С. 172-174 2) Ладыженская, М.Т. Учебник русского языка для 5 класса. – Москва: Просвещение, 2007. – С. 14.

Никифорова Евдокия Павловна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова г. Якутск

Алексеева Сааскылаана Николаевна – студентка 5 курса группы БА-ПО-РИЯ-15 отделения русского языка и литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова г. Якутск.