О трансформации новостных текстов в региональном интернет-издании
Transformation of news texts in a regional online publication
С. Б. Борисов
S. B. Borisov
Аннотация: В статье анализируются печатные версии интернет-сайтов региона и их специфика по сравнению с другими СМИ, а также рассматриваются изменения в новостных текстах, происходящие под влиянием интернет-коммуникаций. Целью исследования является контент-анализ новостных материалов, выявление структурных компонентов публикаций, которые связаны с отличительными свойствами информационно-коммуникационных сайтов, такими как их онлайновый и гипертекстовый характер, конвергентные и интерактивные особенности.
Ключевые слова: интернет-сайт, печатные версии, новостные тексты, гипертексты, трансформация.
С ростом коммуникативных технологий и появлением сети Интернет,периодическая печать в системе СМИ наряду со своими традиционными формами производства,были вынуждены адаптироваться к современной ситуации социокультурной жизни. Как известно, российские газеты начали использовать Интернет для оперативного распространения своих электронных версий в середине 1990-х гг. А якутские журналисты со своими новостными публикациями появились в Интернете примерно в конце 1990-х гг. Так, в ходе внедрения нового цифрового способа передачи данных и массового распространения интернет-среды в регионе был сформирован «якнет» (аналог российского Рунета)[1, 2013].
С развитием безлимитного интернета в республике увеличилась популярность в целом всех интернет-изданий, но абсолютным лидером остается News.ykt.ru. Одной из причин такого успеха является популярность портала Ykt.ru, который объединяет в себе различные ресурсы. По показателю «посещаемость/количество жителей в регионе» данный ресурс является уникальным явлением во всей сети Интернет Дальнего Востока и Сибири Российской Федерации. Сегодня, помимо информационных порталов республики, практически все веб-версии якутских газет предлагают своим читателям новостные ленты, которые обновляются в режиме онлайн. Но, как правило, это не эксклюзивный продукт самого издания, а готовые новостные пакеты, импортируемые с сайтов информационных агентств. Таким образом, цитирование новостной информации (рерайтинг), то есть поиск и обработка информации, которая уже существует в Сети, становится все более распространенным явлением. Например: В Якутске обнаружены тела четырех человек, в том числе двух малолетних, в жилом доме с признаками смерти криминального характера, сообщает пресс-служба Следкома республики в воскресенье. СКР по Якутии возбуждено уголовное дело по факту обнаружения тел (News.Ykt.Ru).
Принцип перевернутой пирамиды с ее иерархией структурных элементов также используется и в многоуровневого размещения материалов на веб-страницах.Эта текстовая модель привлекает внимание читателя с помощью акцентирования на самом главном в начале новостного текста. Другими словами, главная цель состоит в том, чтобы «захватить» читателя, сразу же представив ему самые важные новости, и в то же время сэкономить ему время [3, 2009: 60].Как правило, заголовки с первыми абзацами отображаются на главной странице. Например: Заголовок: Дети и внуки Победы.Лид: Парк культуры и отдыха Якутска запускает фотофлешмоб «Дети и внуки Победы», приуроченный к 75-летию Победы (Веб-сайт www.exo-ykt.ru).
Анализ первых страниц сайтов позволяет сделать вывод о том, что наиболее важный структурный элемент новостного текста лид приобретает несколько иную форму в Интернете, то есть в них заложен серьезный маркетинговый смысл – привлечь внимание читателя, заставить его прочитать не только заголовок, но и весь текст. На некоторых сайтах вариант абзаца-вступления – это начало текста, оборванное на таком месте, которое заинтригует читателя, вынудит его кликнуть дальше на основной материал. В обоих случаях заголовок и первый абзац представлены в виде интерактивной ссылки, с которой можно перейти на следующий структурный уровень материала, чтобы полностью прочитать текст.
Одной из важных задач адаптации новостного текста для интернет-сайта является работа над заголовками, которые выполняют в Интернете сразу две функции–информационный маркетинг и оптимизацию информационного поиска. Среднестатистический пользователь, ищущий интересующую его информацию, чаще всего приходит на сайт не с адреса домашней страницы, а по запросу поисковой системы или ссылкам с других сайтов. Здесь решающую роль в создании заголовков играют ключевые слова, его составляющие. Так, поисковые роботы используют ключевые слова для фильтрации информации на миллионах веб-страниц, заполняющих всемирную паутину, и получения результатов поиска по определенному запросу. В этом случае заголовки новостейжелательно должны быть короткими, простыми, с глаголами настоящего времени и в активном залоге[3, 2009: 62].
Отметим также присутствие наряду с традиционными жанрами (заметка, репортаж, фельетон, статья и др., но только с приставкой “web”) новых жанров. Среди них: новостной комикс, в котором событие описывается с помощью цикла фотографий с подписями-комментариями; интернет-дневник (блог); информационный подкаст (podcast) – короткая (обычно 5–20 минут) аудиозапись, представляющая собой подборку на определённую тему [4, 2014: 23]. Помимо всего на новостные текстывлияет гипертекстовая природа Интернета. Гипертекст позволяет читать новостной текст не только горизонтально, как на бумаге, но благодаря внутренним и внешним ссылкам просматривать его вглубь. Соответственно, это расширяет информационные возможности производителей и потребителей медиапродукта [3, 2009:64]. Например, ссылки на разнообразные источники предоставляют первым уникальную возможность повысить качество информации, а именно ее полноту и достоверность, а для читателей – это возможность воспользоваться альтернативными источниками и, значит, самостоятельно участвовать в интерпретации фактов, приходить к собственным выводам. Некоторые якутские газеты в основном занимаются постраничной републикацией в электронном виде полиграфической продукции, т.е. выкладывают в своих сайтах те же объемы материалов, которые готовились редакциями для их основного медиаресурса. По сути, они занимаются постраничной републикацией контента бумажных номеров. Однако газеты на своих сайтах, дублируя офлайновые новостные тексты, оказываются более детализированными, более развернутыми в смысловом отношении за счет ссылок на другие публикации, как на родном сайте, так и за его пределами, хотя последнее встречается реже. Иногда на бумаге и в онлайне могут не совпадать первополосные, гвоздевые материалы.
Таким образом, используя новые возможности информационных технологий, гипертекста газеты якутские газеты включают новые разделы. Например, «Спорт Якутии», «Якутск Вечерний» в Интернет-версии включают опросник общественного мнения, форумы, специальные колонки авторов газеты, блоги др. У многих электронных изданиях информация представлена не виде отдельных выпусков (номеров), как это обычно бывает в периодических изданиях с традиционной для газет формой подачи той или иной информации на соответствующих страницах, а выделена по тематике в отдельных веб-страницах, т.е. отмечается другая структуризация материала. Например, экономика, спорт, политика, новости культуры и др. Переход на те или иные веб-страницы осуществляется с помощью меню или системы гиперссылок. Итак, интерактивные технологии трансформировали новостной текст, сделали его более привлекательным, позволили ей также оперативно реагировать на происходящее, комментировать и оценивать текущие события.Выявленные трансформации, адаптируясь под запросы аудитории, показывают постоянное изменения структуры и формы подачи новостного текста.
Борисов Сарыал Борисович – студент 4 курса отделения журналистики филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.