АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ИЗУЧЕНИИ КОНФЛИКТОГЕННЫХ ЗОН ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ
ASSOCIATIVE EXPERIMENT IN STUDYING CONFLICT ZONES OF LINGUISTIC CONSCIOUSNESS
Т.П. Альвили
T.P. Alvily
Аннотация: В статье рассказано о проведении ассоциативного эксперимента для сотрудников банка и его клиентов с цельюизучения конфликтогенных зон в образах языкового сознания. Анализ данных свободного ассоциативного эксперимента позволил выявить потенциально конфликтогенные зоны сознания в коммуникациях сотрудник банка – клиент.
Abstract: The article describes an associative experiment among the bank’s employees and its clients in order to study conflictogenic zones in the images of language consciousness. The analysis of the data of a free associative experiment made it possible to identify potentially conflictogenic zones of consciousness in communications between the client and the bank employee.
Ключевые слова: конфликтогены, образ сознания, лингвоконфликтология.
Keywords: conflictogenes, mindimage, linguo-conflictology.
Принято считать, что речь обусловлена языковым сознанием. Е. Ф. Тарасов определяет языковое сознание как совокупность образов сознания, формируемых и овнешняемых при помощи языковых средств – слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей. Попыткой выявления конфликтогенных зон в языковом сознании у сотрудников и клиентов банка может стать изучение фрагмента языкового сознания и определение культурных стереотипов. С помощью ассоциативного эксперимента на примере анализа положительных, нейтральных и негативных оценок, данных в ходе опроса сотрудниками и клиентами банка рассмотрим особенности образа банкир.
Проведенный ассоциативный эксперимент был выполнен при помощи приложения Google Forms. Две группы испытуемых сотрудники122 чел., клиенты банка100 чел., возраст 18 до 75 лет. Данные эксперимента объединялись в ассоциативные поля для каждой из групп, в которых были выделены оценочные суждения: отрицательные, нейтральные и положительные. Также выделялась ядерная зона ассоциативного поля с частотой повторения не менее 3. Также при анализе ассоциативных полей некоторые реакции в одной парадигме были объединены в одну лексему. Был проведен качественный и количественный анализ ассоциаций, где каждая ассоциация имеет свою позицию и ранжирована по оценочным суждениям. Рассмотрим обобщенные данные ассоциативного полябанкиртаб.1
Кол-во реакций по группам испытуемых на стимул банкир | Таб.1 | |||||||
Реакции | Положительные | Нейтральные | Отрицательные | Всего | ||||
Группа испытуемых | шт. | % | шт. | % | шт. | % | шт. | % |
Сотрудники | 24 | 20 | 94 | 77 | 4 | 3 | 122 | 100 |
Клиенты | 13 | 13 | 80 | 80 | 7 | 7 | 100 | 100 |
Из таблицы видно, что образ банкира в языковом сознании сотрудников банка обладает большим числом положительных характеристик, чем в сознании клиентов, и наоборот, образ банкира в сознании клиентов «более отрицательный» чем в сознании сотрудников.
Рассмотрим ядро ассоциативного поля банкир. Таб. 4
Ответы-реакции Группа Сотрудники | Част. | % | Ответы-реакции Группа Клиенты | Част. | % | |
деньги | 25 | 20 | работник банка | 20 | 20 | |
работник банка | 15 | 12 | деньги | 17 | 17 | |
финансы | 8 | 7 | банк | 7 | 7 | |
банк | 6 | 5 | богатый человек | 7 | 7 | |
богатый человек | 6 | 5 | мужчина | 5 | 5 | |
владелец банка | 4 | 3 | белая рубашка | 3 | 3 |
Ассоциаты: деньги, работник банка, в рейтинге данные реакции идут с большим отрывом от остальных. «Именно частотные, наиболее повторяющиеся реакции, как представляется, эксплицируют относительно устойчивые, стабильные компоненты языкового сознания» [И.Г. Бескоровайная]. Образ банкира ассоциируется у респондентов с работниками банка и деньгами. Далее идет ассоциация финансы, которая встречается только в группе сотрудники, возможно это синоним слова деньги, но на профессиональном языке. Наличие устойчивых образов в сознании людей работник банка и деньги по частотности находятся рядом и в отрыве от ассоциатов третьей и последующих позиций. Ответы банк, богатый человек являются результатом слияния двух доминирующих образов деньги, работник банка. После реакций богатый человек ассоциации опрашиваемых связаны с «носителями» богатства: мужчина, владелец банка, коллега.
Анализ положительных реакций выявил наиболее частотные ассоциатыкоторые можно выделить в следующие семантические зоны: богатый, интеллектуальный. В нейтральных реакциях значительными по объему семантическими зонами стали: деятельность, собственник.
Особый интерес для исследователя — зона отрицательных оценок. Здесь в фокус внимания попали такие оценки как: денежный мешок, жульë, богач, рэкетир, циник, человек в круглых очках и чёрном сюртуке. Отметим, что в ассоциативном поле с негативными оценками отсутствует слово человек, предположительно причина в лингвокультурном аспекте концепта человек. Интересными представляются единичные реакции: сюртук, и «более полная версия», человек в круглых очках и чёрном сюртуке. Данный образ является собирательным и отождествляется с архетипом злодея в сознании некоторых испытуемых. Подтверждением является и описание характеристик злодея, это — жажда излишеств (купается в деньгах, денежный мешок), аморальное поведение (жульë), жестокость (рэкетир), отсутствие гуманизма (циник), хитрость (расчетливый). Таким образом в языковом сознании людей основные опасения, связанные с банкиром — в страхе обмана, недоверии, ожидании циничного и жестокого отношения.
Предварительный анализ данных ассоциативного эксперимента позволил прийти к выводу о структуре образов в языковом сознании (образ банкира). Одни данные обусловлены профессией испытуемых (часть ассоциатов связана и отражает профессию респондентов из числа сотрудников), другие данные объясняются культурно-политическим аспектом (например, представление о банкире как о рэкетире, или главном злодее). Такого рода исследования позволяют приблизиться к пониманию образов в сознании человека и выделению в их структуре потенциально конфликтогенных зон. В будущем, подобные исследования можно провести с учетом, например, половозрастной характеристики, социального статуса испытуемых, и сопоставить полученные данные.
Литература
- Бескоровайная И.Г. Ассоциативный эксперимент как способ реконструкции фрагментов языкового сознания /Бескоровайная И.Г.// Вопросы психолингвистики. – 2004. — №2. –С. 73-77.
- Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. — М.: Академический проект, 2004, с. 42-67.
- Тарасов Е.Ф. Языковое сознание. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoe-soznanie/
- Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах [Электронный ресурс] https://conflictmanagement.ru/
- Суховерхов А.В. Экологический подход в исследовании языка, коммуникации и познания. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2013. № 4 (24)
Альвили Татьяна Петровна — Институт психологии СВФУ, магистрант направления Прикладная конфликтология, г. Якутск.