Э.Р. Аджеминова

Медиакомпетентность педагоговфилологов

Media competence of teachers-philologists

Э.Р. Аджеминова

E.R. Adzheminova

Аннотация: в статье раскрывается актуальность мультимедиа в настоящее время. Показаны средства обучения мультимедиа, раскрывается сущность медиакомпетентности. Раскрыта роль мультимедиа в смысловой и методической обработке медиатекстов, влияние на структурирование и восприятие виртуальной информации, значимость технологии обучения для обработки, анализа и создания медиатекстов.

Abstract: the article reveals the relevance of multimedia at the present time. Shows multimedia teaching tools, reveals the essence of media competence. The role of multimedia in the semantic and methodological processing of media texts, the impact on the structuring and perception of virtual information, the importance of learning technology for processing, analyzing and creating media texts are revealed.

Ключевые слова: мультимедиа, медиакомпетентность, средства обучения, информационная культура.

Keywords: multimedia, media competence, teaching aids, information culture.

Понятие «мультимедиa» очень aктуально в настоящее время. Оно полифонично и не может быть однознaчно определено. Функции, которые выделяются исследователями, можно объединить в следующие группы: обрaботкa информaции техническими и прогрaммными средствaми; переделка информaции в форму мультимедийного видеоряда, сочетaющего несколько способов передaчиин формaции; восприятие субъектом обрaзовательного процессa информaции нового кaчества, которая отличается от привычного восприятия. Отметим, что выделенные исследователями функции мультимедиa не подрaзумевают личностного воздействия учителя нa них и, тем более, творческой конструктивной деятельности по caмостоятельному создaнию медиaтекстов, которые создаются самостоятельно.

В наши дни медиакомпетентность и информационная культура педагога
включает в себя не только знaния и умения работы на компьютере,
умение работать с периферийными электронными устройствами (компьютером,
мультимедийным проектором, скaнером, интерaктивной доской и другие),
поисковыми системами Интернетa, осуществлять сетевое взaимодействие,
партнёрство педaгогических работников, создавать собственные презентации,
web-портфолио, работать с электронными образовательными ресурсами, но и
умение правильно организовать работу по использованию этих технологий в
образовательном процессе. В нaстоящее время — компетентность педагогов- филологов в области ИКТ-технологий – вaжнейшее условие качества образовательного процесса и развития обрaзовательного процесса в целом. С точки зрения творческой конструктивной деятельности педагогов гуманитарно-художественных дисциплин следует выделить следующую функцию мультимедиа – развитие творческих компетенций учителя в процессе созидательной деятельности средствами мультимедиа. В данном случае. если принимать во внимание особенности творческой конструктивной деятельности учителя на основе анализа исследований, то можно разделить мультимедиа на два направления: 1) мультимедиа как средства обучения; 2) мультимедиа как технологии создания медиатекстов.

Что же можем использовать в качестве средств обучения мультимедиа? Можно рассмотреть техническую составляющую образовательного процесса. В частности, мультимедиа способствуют эффективному восприятию и воспроизведению образовательных медиатекстов педагогов гуманитарно-художественных дисциплин. И это приводит к развитию его медиакомпетентности на всех этапах.

Если рассматривать мультимедиа в качестве технологий обучения, подчеркнем, что в данном контексте их следует рассматривать в процессе создания авторских медиатекстов, то есть когда преподаватель сам является его автором. В данном случае, медиатектсты сопровождаются трансляцией личностного и профессионального опыта на творческую конструктивную деятельность на курсах повышения квалификации. Ведь в случае, если преподаватель самостоятельно создаёт медиатексты, то это способствуют развитию инициативной разновидности педагогического медиатворчества на конструкторском и деятельностном этапах. Чем же отличаются средства и технологии мультимедиа? Выше перечисленные отличаются по видам, функциям, использованию в образовательном процессе и степени значимости для развития педагогического медиатворчества педагогов гуманитарно-художественных дисциплин.

Для чего же нужны мультимедиа? Как мы поняли, с помощью средств мультимедиа педагоги осуществляют работу с готовыми медиатекстами и создают новые. В процессе образования средства мультимедиа могут быть использованы в процессе демонстрации медиатекстов или их технологической обработки с целью формирования медиакомпетентности педагога. Технологии мультимедиа применяются в процессе смысловой, педагогической и методической обработки медиатекстов, в процессе их анализа и создания. Следовательно, средства мультимедиа являются инструментом создания и анализа медиатекста, что позволяет выделить их следующие виды: 1) программное обеспечение; 2) обучающие среды; 3) мультимедийная техника.

Чему же способствует использование средств мультимедиа? Оно способствует формированию медиакомпетентности учителя гуманитарных дисциплин на пропедевтическом(то есть подготовительном), аксиологическом то есть ценностном), деятельностном и аналитическом( то есть основанном на методах анализа, разбора) этапах развития. В чём  жезначимы технологии обучения? Технологии обучения являются значимыми для обработки, анализа и создания медиатекстов. Это и  приводит к их переосмыслению, приспособлениюк процессу повышенияквалификации. Но в данном случаемы должны учитывать профессиональный и личный опыт учителя.

Кроме этого, технологии мультимедиа играют важную роль в смысловой и методической обработке медиатекстов, оказывают влияние на структурирование и восприятие виртуальной информации. Это позволяет нам выделить следующие виды технологий мультимедиа: 1) обработка и восприятие информации; 2) управление медиатекстом; 3) интеграция средств восприятия информации.

ОН. Грибан [1, 2011: 13] отмечает, что именно в процессе работы с мультимедиа у педагога закладываются социальные, психологические, общекультурные и профессиональные предпосылки развития личности субъекта образования. Ведь деятельность педагогов гуманитарно-художественных дисциплин в курсовой подготовке, направленная на создание авторских медиатекстов средствами мультимедиа, способствует развитию его педагогического медиатворчества.

О.Н. Грибан [1. 2011; 15] в своих исследованиях отмечает, что мультимедийные средства можно разделить на два основных способа представления информации – линейный и нелинейный. Основной характеристикой линейного способа представления учебного материала является отсутствие возможности субъекта обучения повлиять на его содержание и последовательность выполняемых действий. Примером такого использования средств мультимедиа являются учебное видео, звуковые фрагменты, линейная презентация с последовательным чередованием видеообразов. Учитывая особенность творческой деятельности педагогов гуманитарных дисциплин, можно заметить, что линейные средства мультимедиа способствуют развитию только семантической разновидности педагогического медиатворчества. Очевидно, что использование учителем линейных средств мультимедиа для создания медиатекстов и построения мультимедийной образовательной среды не является эффективным в русле развития педагогического медиатворчества. Применение линейного вида средств мультимедиа на занятиях курсовой подготовки учителя целесообразно при использовании классических методов обучения.

Нелинейный способ представления информации средствами мультимедиа О.Н. Грибан [1, 2011: 18] характеризует возможностью субъекта обучения оказывать влияние на выбор используемой информации, ее ввод и вывод при этом любым способом взаимодействуя со средством отображения мультимедийных данных. Использование нелинейных медиа педагогами гуманитарно-художественных дисциплин в процессе курсовой подготовки позволяет ему погружаться в созидательный творческий процесс, т. е. в процесс педагогического медиатворчества. Участие субъекта образования в процессе контакта с нелинейными мультимедиа О.Н. Грибан [1, 2011: 13] определяет термином «интерактивность». В Российской энциклопедии отмечено, что понятие «интерактивность» (с лат.«inter» – это взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействие, нахождение в режиме диалога, беседы с кем-либо [3, 1999: 122]. М.А. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин и Л.А. Боков [2,2012: 83] отмечают, что интерактивность играет большую роль в повышении качества и эффективности образовательного процесса, а также является формой многосторонней коммуникации. Исследователи утверждают, что интерактивность в обучении является уникальным методом познания, выражающимся в форме совместной деятельности, при которой все участники учебного процесса обмениваются информацией, совместно решают проблемы, погружаются в атмосферу сотрудничества.

Литература

1. Грибан О.Н. Компьютерные технологии как средство развития информационной компетентности современного педагога / О.Н. Грибан // Материалы первой международной интернет-конференции «Мультимедиа-технологии в образовании: путь к свободе». – 2011. – С. 13 – 19.

2. Косолапова М.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС в техническом университете / М.А. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин, Л.А. Боков. – Томск: ТУСУР, 2012. – 86 с.

3. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. – 1999. – URL: http://www.gumer.info/ (дата обращения: 18.11.2016)

Аджеминова Эльвина Рифатовна — преподаватель кафедры русской филологии Ферганского государственного университета, г.Фергана, Узбекистан