Л.А. Сидорова, Р.И. Прибылых

Феномен якутского кино

The phenomenon of Yakut cinema

Л.А. Сидорова, Р.И. Прибылых

L.A. Sidorova, R.I. Pribylykh

Аннотация. В статье рассматривается феномен якутского кино. Авторы прослеживают историю развития якутского кинематографа, начиная с 1986 года. Особый интерес вызывают фильмы-ужасы. Ссылаясь на достоверные источники, авторы делают вывод о том, что феномен якутского игрового кино, в частности жанра хоррор, заключается в опоре на мифологические, фольклорные традиции. Фильмы ужасов весьма специфичный жанр. Так как именно в этот жанр можно вместить драму, комедию, мелодраму и экзистенциальные истории.

Abstract.The article deals with the phenomenon of Yakut cinema. The authors trace the history of the development of the Yakut cinematography since 1986. Horror films are of particular interest. Referring to reliable sources, the authors conclude that the phenomenon of the Yakut feature films, in particular the horror genre, is based on mythological, folklore traditions. Horror films are a very specific genre. Since it is in this genre that you can fit drama, comedy, melodrama and existential stories.

Ключевые слова: кинематограф, хоррор, якутский фольклор, якутский феномен, Якутия.

Key words: cinematography, horror, Yakut folklore, Yakut phenomenon, Yakutia.

            Игровые фильмы, как художественный феномен, имеют огромное влияние на культурную жизнь любого общества, это коснулось также и Якутию.  Якутский кинематограф имеет относительно недолгую историю. Первым зарегистрированным фильмом от якутских режиссеров был фильм «Мааппа», увидевший свет в 1986 году, этот фильм снят по одноименному литературному произведению писателя и прозаика Николая Максимовича Заболоцкого-Чисхана, написанной по мотивам фольклорного сюжета. Производство и выпуск фильма курировала Свердловская киностудия, режиссёром выступил Алексей Романов, для которого это была дипломная работа. Особенность этого фильма заключается в том, что он был полностью снят на якутском языке. Хотя до этого года, начиная с 1965 г., когда в Якутии был проведен первый конкурс любительских картин, якутский кинематограф насчитывал около двухсот продублированных фильмов, но ни один из них не был снят сразу на якутском языке [4, 2005].

В 1992 году была сформирована киностудия «Сахафильм» по указу первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева. В документе говорится о «создании кино- и видеофильмов различных видов и жанров для развития и сохранения традиционной культуры коренных жителей Якутии»; «пропаганде этих культур посредством кино-, видеофильмов»; «создании рекламных видеороликов, фильмов, предназначенных для демонстрации за рубежом…» [3, 2017: 162]. За короткий промежуток времени студия «Сахафильм», решая поставленные Николаевым М.Е. задачи, смогла внести огромный вклад в культурную и общественную жизнь республики.

            В 1992-м году вышел первый задокументированный якутский фильм ужасов «Сайылык» режиссера Семена Ермолаева. И с этого времени началась эпоха фильмов ужасов в Якутии.

            К исторически значимой «Мааппе» и других менее известных фильмов того периода стоит добавить культовый хоррор от Эллея Иванова «Сэттээх сир», который увидел свет в 1996 году. Особенностью этого фильма явилось то, что режиссеру удалось через цветовой монтаж, наложение звуковых дорожек, двойной экспозиции и др. показать не просто историю призрака данной местности, а «подавленную историческую память, которая не вторгается мстительным монстром, восстающим против угнетения, а просто впервые говорит с нами» [1, 2019].

Кинематографический бум в якутском кино наступил в новом тысячелетии, с момента коммерческого успеха фильмов-ужасов («Черная маска», «Тропа смерти» и др.) С этого момента ежегодно начали выходить по 15-20 фильмов. Так, по данным Невафильм Research, за период 2011 – 2014 гг. по количеству местного кино в прокате республика обогнала все регионы Российской федерации. За три года в Республике Саха(Якутия) вышло 55 картин. Для сравнения: В Бурятии, занявшей вторую строку по выпуску фильмов, за этот же период вышло всего 16 картин [2, 2015].

            Так почему же в Якутии получил распространение кинематограф в целом и именно жанр ужасов в частности? Фильмы ужасов весьма специфичны, это очень эластичный жанр. В этот жанр можно вместить драму, комедию, мелодраму и экзистенциальные истории. В отличии от других жанров, у которых за долгое время устоялись определенные жанровые мотивы, жанр ужасов может с завидной легкостью и определенным фанатизмом мимикрировать. В Якутии этот жанр стал популярным благодаря богатой мифологической основе якутского народа. Мифология является одним из ключевых элементов в фильмах ужасов, всегда должна быть основа для некоего неизведанного ужаса. В Японии очень богатая городская мифология, обычно в их фильмах фигурирует дух мести как в фильмах «Проклятие» и «Звонок». На западе — это демоны и всё, что связано с религией, в США также распространены фильмы, основанные на мифологии других народностей, как пример — мексиканский фольклор про Ла Йорону. В Якутии – это духи. Якутское поверие гласит, что духи обитают везде, любой предмет имеет свой дух, это поверие и стало причиной распространения этого жанра. Ведь это даёт невероятный простор для воображения и творчества.

Таким образом, феномен якутского кинематографа заключается в том, что этнографический, фольклорный материал, лежащий в основе большинства фильмов, сам по себе потенциальный источник хоррора. Так, например, в олонхо́ — древнейшем эпическом искусстве якутов, которое занимает центральное место в системе якутского фольклора, мы можем увидеть три мира. Первый повествуют о сотворении земли или Среднего мира обитателями Верхнего мира — добрыми божествами-айыы. Второй рассказывает о том, как изгнанники из Верхнего мира во главе с Эр-Соготохом (Одиноким) дали начало якутскому народу. Третий — как богатыри Среднего мира и главный из них, Нюргун Боотур, враждовали со злыми демонами-абаасы из Нижнего мира. Те изо всех сил пытались истребить людей или хотя бы испортить им жизнь. И именно представители третьего мира, абаасы, вызывают неподдельный интерес у якутских кинематографистов.

Литература

  1. Иванилова Е. Ужас белого листа: история якутского хоррора. — https://kinoart.ru/texts/uzhas-belogo-lista-istoriya-yakutskogo-horrora
  2. Леонтьева К. Российский кинорынок. Итоги 2014 года. – М.: Синемаскоп, № 49 01-03/2015 https://research.nevafilm.ru/research/biblioteka/articles/russian-cinema-market-2014/
  3. Первый Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев: биобиблиографический указатель / М-во культуры и духов. развития Респ. Саха (Якутия), Национ. б-ка Респ. Саха (Якутия), Б-ка — арх. Перв. Президента Респ. Саха (Якутия), Хангаласс. ЦБС ; [сост.: О. Н. Харитонова, А. М. Наумова, З. С. Келина ; ред. В. Н. Павлова ; науч. консультант С. В. Максимова, к. и. н., доц.]. — Якутск: Алаас, 2017. — с. 162 
  4. Сивцев С.Н. Становление кинематографа в культуре Якутии/ Автореферат дисс. на соискание уч.ст. канд.искусствоведения. – М., 2005. – 24 с.

Сидорова Лена Алексеевна — кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Прибылых Роман Иванович – магистрант 2 курса гр. «Конвергенция: культура в цифровую эпоху» Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.