Роль второстепенных персонажей в романе В. Федорова «Сезон зверя»
The role of minor characters in V. Fedorov’s novel «The Season of the Beast»
А.Д. Матвеева
A.D. Matveeva
Аннотация. В статье на основе сопоставительного анализа повести В. Федорова «Сезон зверя» (1996) с одноименным романом (2014) определяется роль второстепенных персонажей и их функция в раскрытии основной темы и идеи данного произведения. Выявляется новаторство В.Федорова и его следование традициям.
Annotation. Based on a comparative analysis of V.Fedorov’sshort story «The Season of the Beast» (1996) with the novel of the same name (2014), the role of minor characters and their function in revealing the main theme and idea of this work is determined. Innovation and traditions in Fedorovare revealed.
Ключевые слова: второстепенный персонаж, сюжетные линии, авторская позиция.
Keywords: minor character, storylines, author’s position.
В 2014 году Владимир Федоров трансформировал повесть «Сезон зверя» (1996 г) в роман. Произведение претерпело значительные изменения как в жанровом плане, так и в сюжетном. Изменилась и концепция основной идеи романа. Рассмотрим эту трансформацию на примере второстепенных персонажей.
В романе, в отличие от повести, второстепенные персонажи углубляются, уних появляется своя биография, которой нет в первоначальном варианте. В данной сатье будут рассмотрены два героя: Валерка и Карпыч, он же Полковник.
В романе студент-геолог из второстепенного персонажа становится одним из главных. В 1999 году в издательстве «Бичик» вышла книга «Сезон зверя», названная по центральному произведению, помимо повести в нее вошло несколько мистических рассказов, в том числе и «Портрет Марины Влади». Главный герой этого рассказа – молодой двадцативосьмилетний журналист Виктор, родом из Углегорска. В центре повествования история его любви к однокласснице Марине, так похожей на Марину Влади. Лирическое настроение рассказа органично сплетается с мистическими событиями и натуралистическим описанием природы, рыбалки. В. Федоров «подарил» историю любви Виктора Валерке. Теперь все события, описанные в рассказе – это воспоминания студента-геолога. Даются они не линейно, а фрагментарно. И мистическое начало в романе усиливается. Марина приходит во сне к Валерке не только в воспоминаниях, но и реальном времени течения романа: она снится ему, чтобы предупредить о грозящей опасности. И это спасает не только его, но и трех его товарищей от неминуемой гибели в лапах разъяренной медведицы.
Читатель невольно проникается симпатией к этому герою. Он молод, хорош собой, предан памяти своей возлюбленной, романтичен и в тоже время в нем выражено мужское начало. Он опытный охотник, меткий стрелок. Вокруг него происходит много мистических событий. В.Федоров вводит в повествование встречу Валерки с Байанаем.
Не сдержался однажды Валерка, поддался соблазну и перестрелял целый выводок молодых уток. Появившийся из ниоткуда старик-якут осудил поступок юноши: «Кроме закона должна быть еще и совесть!…Зачем ты столько настрелял? Почему перебил всех до последнего? Тебе что, есть дома нечего?! И ловушки твои на зверей хитроумные – это же подлость настоящая!» [1, 2016: 164]. Утки превратились в гнилушки, дед исчез. Это был урок – урок совести, благородства. Почему главный дух, хозяин тайги сам явился Валерке? Читатель приходит к выводу: потому что нет подлости в душе юноши, лишь глупый мальчишеский азарт, который надо было усмирить. Валерка сделал правильные выводы – теперь охота для него была только в соответствии с негласным «таежным кодексом чести» [1, 2016: 164]. Данный эпизод перекликается с повестью В. Астафьева «Царь-рыба». Мотив возмездия за негуманное отношение к природе, чистота души являются общим лейтмотивом. Можно провести прямую параллель с историей из детства Игнатьича и словами, сказанными ему дедом.
Валерка становится второй жертвой таежной трагедии. Что послужило причиной «убить» героя, которому читатель начинает симпатизировать, зачем автору понадобилось превратить романтического, чистого, юношу, преданного памяти своей возлюбленной, опытного охотника в пищу? Ведь еще недавно Валерка переживал: «…Мать и отца жалко… как бы все перенесли?» [1,2016: 211]. Вызывая сочувствие к герою, к его чувствам, эмоциям, автор, тем не менее, убивает его. Стал он жертвой не медведя-оборотня, а обычного бурого медведя, Зверь, который старался обходить людей стороной, атаковал студента-геолога. Это месть за петлю на шее, а может быть, и за то, что он не только убил, но и ел медведицу. Зеркальные сцены: люди едят медвежатину, медведи людей – усиливает ощущение неизбежности наказания. Смерть этого героя – тоже кара, и важно, что суд приходит со стороны представителя живой природы.
Зная о планах автора, о его увлечении шаманизмом (В. Федоровым написана дилогия «Служители трех миров» 2003, «Воители трех миров» 2004; семь лет он вел рубрику «Аура» в газете «Якутия»), становится понятным появление в романе, в отличие от повести, еще одной интересной сюжетной линии. Если в повести каюр Афанасий представлен схематично, то в романе он становится героем с очень трагичной судьбой. В. Федоров не столько расширяет, сколько создает заново биографию, и Афанасий из эпизодического героя становится персонажем, несущим определенную смысловую нагрузку.
Мы узнаем, что он родился необычным ребенком, «с лишней» костью. Полидактилия является одним из признаков большого ойуна, «шаманской меткой». Ему была уготована судьба его прабабки-удаганки Акулины. Некто свыше решил, что быть ему великим шаманом. Но только люди решили иначе. Мать Афанасия, опасаясь за судьбу сына, «перекрыла» ему шаманскую дорогу – лишняя кость была отрезана. Понять страх матери за сына можно: шаманы преследовались, муж был репрессирован только за то, что бабушка у него была удаганкой. И вместо того, чтобы стать одним из сильнейших шаманов, Афанасий к началу повествования предстаёт перед нами бывалым охотником, подрабатывающим после завершения сезона охоты каюром в геологических партиях. Жену он похоронил, детей вырастил. Одним словом, прожил обычную жизнь. Только вот часто вспоминает свои детские сны, где прабабка сокрушается по его утраченному дару. Вспоминает он и встречу с духами, принявшими его за будущего великого шамана, но, пересчитав его кости, разочарованно отпустившими. Помнит он и сон своей матери, в котором великая Удаганка-Акулина ругала жену внука за содеянное с Афанасием, и предупреждала, что наказан он будет, что «аукнется это еще мальчонке» [1, 2016: 78].
Помнит Афанасий свою прабабку и чтит память о ней. В. Федоров вставляет в роман историю, имевшую место быть на самом деле, произошедшую в Якутии, с захоронением удаганки. В романе руководитель партии, Белявский, рассказывает местную «легенду» о мести покойной удаганки тем, кто посмел нарушить древние законы и потревожил ее сон, ведь даже огонь не смеет тронуть место шаманского захоронения. А люди посмели. Не уважая местных традиций, обычаев, суеверий, вторглись «со своим уставом в чужой монастырь». Данная история имела место быть на самом деле: ряд мистических событий заставил уверовать в то, что есть в этом мире нечто сверхъестественное.
Интересны и воспоминания Афанасия о старых шаманах, доживающих свой век. Оказывается, они бывают белыми и черными. В старости это «несчастные…издерганные, озлобленные, неприкаянные» [1, 2016: 177] люди. Если шаман совершал неправедные дела, приносил зло, то с годами духи берут над ними власть, «требуя от ослабевшего шамана новых и новых жертв, чтобы вдоволь насытиться» [1, 2016: 178].
И тогда становиться весьма объяснимо частое, в отличие от повести, упоминание В. Федоровым Великого Горца, Хозяина, имевшего в жизни еще одно прозвище – Шестипалый. Известный факт, что у И.В. Сталина тоже была полидактилия – шестой палец на ноге. Перед нами всюду следы и отголоски его «жертв». В романе мы узнаем, что Карпыч, в бывшем полковник Громов, прошел пять лет лагерей, отец Афанасия был репрессирован, Белявский рассказывает Вере о произведении А. Солженицына «Архипелаг Гулаг», не называя его, и ведет ее на «экскурсию» в один из таких лагерей. Перед нами предстает целая галерея жертв великого черного шамана.
Тем не менее, Афанасию, может, и не досталась великая шаманская сила, но интуицией он обладает незаурядной. Будучи очень проницательным человеком, он чувствует некоторую особенность Веры, ее связь с природой, животным миром, называет «мала-мала удаганкой». Тамерлану в его присутствии тоже становится не по себе, он постоянно ощущает проницательно-насмешливый взгляд старого каюра, подозревая, что опытный охотник догадывается о его настоящей природе.
К сожалению, предсказанию Великой Удаганки Акулины суждено будет исполниться: Афанасий станет первой жертвой медведя-оборотня. В эпизоде гибели старого каюра особую эмоциональную нагрузку несет шаманка Акулина, из последних сил пытающаяся помочь правнуку. «Внучек, любимый, я больше не смогу тебе помочь. Прости, внучек…» [1, 2016: 319]. Описание беспомощности удаганки оказывается настолько сильным, что гибель Афанасия воспринимается не так трагично. Уходит что-то очень важное, самобытное, и это важнее.
В повести остается непонятным, почему человек, близкий природе, говорящий с ней, живущий по ее законам, очень хороший человек гибнет. В романе это объясняется тем, что нарушены традиции, обычаи матерью Афанасия, лишившей сына великой силы. Нельзя нарушать законы своего народа, его верования. Таким образом, благодаря Афанасию, его судьбе в романе усиливается философское начало.Другой герой, не несущий особой смысловой нагрузки в повести, в романе играет не последнюю роль. Карпыч, он же Полковник, как мы узнаем позже – полковник Громов, оказался в партии не случайно: он шурфовщик и промывальщик. «Выцветшие глаза неопределенного цвета, глубоко спрятанные за сиреневыми мешками век, то и дело вспыхивали счастьем бездомного пса, внезапно обретшего шикарную конуру и самого заботливого хозяина. Такую расположенность ко всему миру Верке приходилось видеть только у ребятишек дошкольного возраста» [1, 2016: 87]. Сложно представить, что перед нами в недавнем прошлом герой войны, человек, командовавший целым полком. Что могло произойти? Пять лет лагерей и пристрастие к алкоголю сделали свое дело. Мы не знаем истинной причины, почему этот человек оказался осужден, но догадаться несложно. Автор показывает перед нами человека, у которого на лицо разложение личности. Он пьет все, что попадется под руку, даже жидкость от комаров. Нет ни семьи, ни дома.
Но в тоже время он очень близок с природой, тонко ее чувствует, в партию приезжает с собакой, о которой трепетно заботится. Проявляет он интерес и к окружающим его людям, удивительным образом видя в них только хорошее. Перед нами человек – жертва эпохи, ее яркий представитель. Таких, как Карпыч, много оказалось на Севере; потерявший человеческое достоинство, но, тем не менее остающийся в душе больше человеком, чем многие из тех, кто считает себя выше подобного рода людей, этот герой вызывает сочувствие и симпатию читателей. Карпыч своего рода «юродивый». Он продолжает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Этот герой В. Федорова близок Мармеладову, герою романа Ф. Достоевского. Их объединяет беспробудное пьянство, осознание своей ничтожности, способность к самоанализу, исповедь.
В романе «Сезон зверя»у второстепенных персонажей появилась биография, история, предшествующая основным событиям, что сделало их образы не схематичными, а более «человечными», являющимися носителями некой судьбы, объясняющая причины некоторых поступков, что придало роману лирический пафос и не могло не вызвать у читателей сочувствие к героям. Именно через второстепенных персонажей В. Федоров предпринимает попытку осмыслить человеческое существование, подвести читателя к осмыслению такого понятия, как «экология души».
В романе присутствие автора более заметно, чем в повести: у некоторых персонажей появляется характеристика, описывается отношение других героев, как один из способов раскрытия образа, появляются элементы самоанализа. Владимиром Федоровым добавлены некоторые интересные детали, придающие большего реализма с одной стороны, а с другой — помогающие читателям увидеть авторскую позицию, расширить горизонты восприятия романа, задуматься о его философском звучании. Устами Белявского, другого второстепенного персонажа, автор выражает свою точку зрения, дает оценку историческим событиям, целой эпохе.
Расширение и углубление сюжетных линий, в том числе за счет введение в текст повествования второстепенных персонажей, повлекло за собой и усложнение жанровой специфики романа: появляются элементы антиутопии и мистики, при этом усиливается сторона реальности происходящих событий. Перед нами роман, написанный по «канонам» постмодернизма с сохранением лучших традиций русской классической литературы.
Литература:
- Федоров, В.Н. Сезон зверя/Владимир Федоров. – М.: Вече, 2016. – 352 с. – (Сибирский приключенческий роман)
Матвеева Анна Джорджевна – учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ «Городская классическая гимназия» ГО «Якутск»