Сунь Мэнчжо

Изучение сказок в школах Китая: воспитательный аспект

Studying Fairy Tales in Chinese Schools: An Educational Aspect

Сунь Мэнчжо

Sun Mengzhuo

Аннотация: В статье представлена характеристика той роли, которую играет сказка, сказочная история в жизни школьников Китая. Особую значимость для обучения имеет воспитательный потенциал данного литературного жанра. Описаны некоторые аспекты влияния сказки на внутренний мир, способности и потребности китайских школьников с учётом их возрастных особенностей.

Abstract: The article presents a description of the role played by a fairy tale, a fairy tale story in the life of schoolchildren in China. Of particular importance for learning is the educational potential of this literary genre. Some aspects of the influence of a fairy tale on the inner world, abilities and needs of Chinese schoolchildren are described, taking into account their age characteristics.

Ключевые слова: чтение, воспитание,Китай, литературная сказка, школьники.

Keywords: reading, education, China, literary fairy tale, schoolchildren.

Сказки помогают младшим ученикам (6 – 12 лет) школ Китая расти, обогащать их эмоциональную жизнь,чувства школьников: воспитывать в них сострадание, гуманизм, углублять опыт и познание жизни, развивать здоровые духовные качества.  Сказки являются частью китайской детской литературы и  тесно связаны с внутренним миром ребенка.  Влюбой сказочной историираскрывается человеческая любовь и глубокая гуманность. По мнению китайцев, дети – создатели будущего общества, и сказки, которые они читают в школе и дома, играют важную роль в их воспитании и прославлении. 

Глубокое изучение человеческой природы в сказке может повысить интеллектуальный уровень языкового образования школьников, особенно в аспекте познания и самосознания общества, художественного эстетического потенциала и творческого эстетического опыта. Радость чтения сказки может стимулировать творческое воображение и творчество учеников, тем самым, развивать у них интерес к языку и литературе, способность мыслить.  В процессе чтения произведений школьники могут «удовлетворить свои игровые потребности и наладить диалог между читателем и писателем»[2].  Во время чтения школьники активизируют воображение и играют различные роли: персонажей сказки, животных, растений, предметов и даже монстров. Это позволяет маленьким читателямобогащать свой духовный мир, делая вид, что они живут в этих ролях, выпуская подавленные эмоции из реальной жизни и претворяя в жизнь свои многочисленные чаяния.  

При изучении сказок во время занятий в школе учитель помогает также углубить способность учащихся мыслить.  По мере того, как у школьников растёт способность к логическому мышлению, увеличивается и глубина их размышлений. Так, ученик средней школы (12 – 15 лет) обладает уникальными особенностями физического и психического развития, знание которых  имеет важное значение для настоящего исследования и обеспечивает научную основу.  На этой основе необходимо также углубленно изучать соответствующие педагогические идеи и теории, адаптированные к особенностям обучения школьников данного возраста. Приведём только один пример. Так, языковые возможности учащихся средней школы находятся на этапе перехода от разговорной речи к письменному языку.  Чтобы учитывать данный факт при изучении литературных сказок,необходимо, чтобы ученики могли анализировать текст, интерпретировать его, применять на этой основе  творческое изображение в сочетании с абстрактным логическим мышлением. 

Кроме того, развитие речи в младших классах средней школы характеризуется противоречиями между внутренними и внешними языками.  Психология называет эту особенность менталитета «внутренней речью», а языковую форму выражения внешней речью.  Это может сделать мышление обучающихся более свободным, способствовать не только развитию логического мышления, но и повышению уровню развития мышления как основы интеллекта учащихся.  Также у школьников наблюдается противоречие между мыслями и выражением их.  Такое противоречие становится всё более очевидным в письменном виде, и только опыт может нивилировать это противоречие.  Как раз в этот период развития личности китайских школьниковизучение литературной сказки не ограничивается прочтением и пересказом текста, но и позволяет учащимся самостоятельно писать сказки, чтобы стимулировать гармоничное развитие их внутреннего и внешнего языка. 

По мере взросления школьников их личность постепенно развивается, что влияет и на процесс обучения. Учитель обязательно должен при этом учитывать мотивацию, интерес, идеалы, убеждения, мировоззрение и другие особенности индивидуального сознания обучающихся,их склонности и способности, темперамент, характер и другие психологические характеристики личности.  Младшая ступень средней школы является важным этапом формирования мировоззрения: учащиеся постепенно формируют мировоззрение, обладающее высокой степенью пластичности.  С другой стороны, в это время у подростков появляется очень сильное чувство самостоятельности, они стремятся вырваться из пут общения со взрослыми, взять себя в руки, а также имеют психологически «замкнутый» характер, отказываются понимать себя.  Но в целом, младшие дети – это очень прогрессивные люди, поэтому  сказка имеет огромное большое значение в формировании мировоззрения школьников, открывает сердца и умы учащихся, вдохновляет и воспитывает их привлекательным языком и трогательным чувством. 

Литература

1. Залуцкая С.Ю., Никонова Н.И. Профессиональная подготовка будущих учителей русского языка и литературы: технология рекламирования и читательские интересы обучающихся // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 114-124. doi: 10.32744/pse.2020.3.9

2. Подготовка учителей русского языка и литературы в условиях федерального вуза: технологии формирования творческого читателя: монография / С. Ю. Залуцкая, Н. И. Никонова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – 124 с.

Сунь Мэнчжо – магистрант 2 курса обучения, Китай.