С.Ю. Залуцкая, И.В. Владимирова

Применение кластера-фишбоум на уроках литературы в 5 классе

(на примере рассказа В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

The use of a fishboom cluster in literature lessons in grade 5

(on the example of V.G. Korolenko’s story “In Bad Society”)

С.Ю. Залуцкая, И.В. Владимирова

S.Y. Zalutskaya, I.V. Vladimirova

Аннотация. В статье рассматривается кластере как один из методов проектного обучения школьников. Особое внимание уделено кластеру-фишбоум, применение которого возможно на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа В.Г. Короленко «В дурном обществе». Дан анализ эффективности данного нетрадиционного метода обучения в школе.

Abstract: The article considers the cluster as one of the methods of project-based learning for schoolchildren. Particular attention is paid to the fishboom cluster, the use of which is possible in the literature lesson in the 5th grade when studying the story of V.G. Korolenko «In Bad Society». An analysis of the effectiveness of this non-traditional method of teaching at school is given.

Ключевые слова:кластер, кластер-фишбоум,проект, работа в группе, Короленко.

Key words: cluster, cluster-fishboome, project, work in a group, Korolenko.

Кластер как один из методов обучения начал применяться в образовательном социуме в начале XIX века. Такой метод развития критического мышления сложен и требует особого внимания от самого учителя и учеников. Проекты, в особенности творческие или игровые, создаются школьниками вместе с учителем уже в начальных классах. Однако проектирование на ранних стадиях обучения практикуется во всех образовательных организациях по самым разным причинам, в том числе и неготовности учителя применять данный метод на уроках гуманитарного цикла, в том числе литературы [5]. Рассмотрим, как будет использован данный метод при изучении художественных произведений в 5 классе с учётом того, что обучающиеся впервые начинают создавать проекты в виде кластеров: продемонстрируем примерорганизации проектной деятельности пятиклассников в процессе изучения рассказа В.Г. Короленко «В дурном обществе». Практики считают, что произведение Короленко для чтения в пятом классе достаточно сложно, поэтому текст школьники вынуждены перечитывать несколько раз. Считаем, что именно метод проектов поможет ученикам школ Республики Саха (Якутия) понять сущность произведения.

Основы теории современного проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Е.С. Полат, Н.В. Матяш и многих других. Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полати М.Ю.Бухаркиной. Остановимся на характеристике кластера-проекта:

По количеству участников: индивидуальный, малогрупповой, групповой, коллективный, сетевой.

По длительности: урок-проект, длительный проект.

По дидактической цели: основной является реализация потенциала личности.

По содержанию:монопредметные, межпредметные, надпредметные;

По методу, доминирующему в проекте: творческие, исследовательские; приключенческие, игровые; информационные, практико-ориентированные;

По характеру координации проекта: с явной координацией и со скрытой координацией.

По включенности проектов в учебные планы: текущие,итоговый (лучшим составление проекта является в виде итогового урока, как оценивание освоения учащимися учебного материала) [4].

Представленная классификация является важной для организации совместной работы учителя и учеников. Помимо этого в научно-методической литературе существует описание множестваалгоритмов составления кластера-проекта: основные требования, результативность, план составления проекта. Такого рода пошаговая инструкция присутствует и в любом проекте, частью которого кластер. Для повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся составление проекта всегда требует специальной подготовки:невозможно без продукта выступать перед классом,всегда должен иметься соответствующий целям и задачам проектирования учебный материал.

Рассмотрим пять базовых понятий проекта: 1) проблема, 2) проектирование или планирование, 3) поиск информации, 3) продукт, 4) презентация. Существует ещё шестое «П» – это портфолио. 

Сначала учитель мотивирует школьников к деятельности по разработкесобственного проекта. Очень эффективна такая подготовка на предпоследнем уроке изучения литературной темы. Необходимо, чтобы пятиклассники прочитали весь рассказ В. Г. Короленко «В дурном обществе», вместе на уроках анализа произведения обсудили его тему и идею. На заключительном уроке для закрепления полученных опорных знаний можно продемонстрировать образец кластера, который им будет необходимо создать самим в процессе групповой самостоятельной работы. Предлагаемодин извозможных вариантов кластера-фишбоум, нацеленного на формирование умения формулировать и решать проблемы:

Рис. 1. Кластер-фишбоум по рассказу В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Данный кластер-фишбоум используется как образец для составления проекта (практико-ориентированного) характера. Каждая группа учеников по окончанию урока выбирает по одной главе рассказа и предоставляют готовую проектную работу через следующий урок. На подготовку дается примерно от пяти дней. Учитель индивидуально работает со всеми группами учащимися и следит за выполнение проекта. Если есть возможность, то можно оставаться после уроков на тридцать-сорок минут и готовить проект в классе информатики либо в компьютерном классе. Пятиклассники выбирают определенные роли (редактор, собиратель информации, лидер (рассказчик)), но все должны работать в равных условиях. После чего уже самостоятельно учащиеся анализируют главы произведения, готовятся к выступлению. Учитель только следит за выполнением работы и играет роль советника. После следуют выступления каждой группы.

Следует отметить, что у кластера-фишбоум, как у большинства различных методов, есть отрицательные и положительные стороны. Перечислим некоторые из них: например, кластер входит как нетрадиционный метод, такой метод не допускается использовать на каждом уроке. Ученикам все же необходимо преподносить знания другими методами в особенности традиционными как беседа, лекция, словарная работа и т.д. Во-вторых, для создания собственного проекта необходимо оставаться после уроков и вместе с учителем собирать материал (такого рода метод требует больше времени, внимания, усердия).

Положительных моментов больше, так как такой метод является эффективным для применения на уроках литературы. Во-первых, кластер способствует к развитию личности учащихся. Например, ученик научиться находить в произведениях главную мысль, идею, композицию, сможет без особого затруднения самостоятельно составлять анализ текста. Во-вторых, учащихся научаться писать научные работы, возможно, даже такое, что учащихся станут более организованными. Им понравится метод кластер, и они сами себе составят личный кластер по жизни. Например, расписание дел по которому они будут следовать. В-третьих, нетрадиционные методы вызывают интерес у учащихся, все что-то новое оставляет на долгое время яркие впечатления. В-четвертых, кластер обычно подразумевает подс собой групповую работу, здесь вывялятся ещё один положительный момент «сплочение». Если в классе, допустим, некоторые одноклассники общаются сдруг другом не так приветливо, то на подмогу появляется метод проектов. Именно он позволяет объединить учеников и даже взрослых в одну идею и тем самым в последствии люди начинают общаться уже в дружелюбной атмосфере. В-пятых, благодаря, кластеру можно вывести множество проблем в произведении, даже тех, которые не видно на первый взгляд.

Таким образом, проектная работа объединяет учащихся, повышает их интерес к теме урока по литературе, также повышает мобильность, логичность мышления. Рассмотренный кластер-фишбоум интересен тем, что он представлен в виде скелета (обычно рыбы) – это внешняя черта, внутренняя намного шире. В ней затрагиваются и отмечаются самые глобальные проблемы, идеи, траектории, темы произведения. Проведя данный анализ, мы выяснили, что такой метод актуален и эффективен для применения на уроках не только литературы, но и других предметов.  

Литература:

  1. Иванова, Л.В. Проектирование в обучении: дидактические принципы / Л.В. Иванова // Учитель. – 2004. – №6. –С.11-15.
  2. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2ч. Ч.2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 13с.
  3. Михалкина Е.В. Организация проектной деятельности : учебное пособие / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева. – Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2016. – 146 с.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина //Учеб.пособие длястуд. Пед. Вузов. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
  5. Подготовка учителей русского языка и литературы в условиях федерального вуза: технологии формирования творческого читателя: монография / С. Ю. Залуцкая, Н. И. Никонова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – 124 с.

Залуцкая Светлана Юрьевна – к.пед.н. профессор профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Северо-Восточного федерального университета имение М. К. Аммосова, г. Якутск.

Владимирова Иляна Васильевна – студентка гр. БА-ПО-РЯЛ-18 филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имение М. К. Аммосова, г. Якутск.