Т.М. Никаева, И.П. Игнатьева

Языковые способы проявления речевой агрессии в интернет-мемах

Language ways of manifestation of verbal aggression in Internet memes

Т.М. Никаева, И.П. Игнатьева

T.M. Nikaeva, I.P. Ignatieva

Аннотация. Цель исследования – раскрыть языковые приемы и способы проявления речевой агрессии в интернет-мемах. В статье описываются свойства интернет-мемов, которые объясняют их популярность и востребованность в обществе, языковые приемы с помощью которых они создаются. На примерах показано как с помощью оксюморона, парехезы, иронии, сарказма, оксюморона, аллюзии формируется агрессивная оценка различных социальных тем в креолизованных интернет-текстах. В этом заключается новизна исследования.

Abstract. The purpose of the study is to reveal language techniques and ways of displaying verbal aggression in Internet memes. The article describes the properties of Internet memes, which explain their popularity and relevance in society, the language techniques with which they are created. The examples show how, with the help of oxymoron, parechesis, irony, sarcasm, oxymoron, allusion, an aggressive assessment of various social topics is formed in creolized Internet texts. This is the novelty of the study.

Ключевые слова: интернет-мем, речевая агрессия, креолизованные интернет-тексты.

Key words: internet meme, verbal aggression, creolized internet texts.

Актуальность предложенной темы очевидна. Способы проявления речевая агрессии в интернет-мемах малоизучены. В современном мире мемы (первоначально шуточные картинки с остроумными надписями) стали частью общения, способом оценки событий и даже оружием информационных войн.  Специалисты отмечают, что мемы, обладая вирусной природой, не только инфицируют сознание коммуникантов, но и способны изменить ментальные установки и поведение человека [1, 2015]. Действительно, нередко интернет-мемы в явной (эксплицитной) или скрытой (имплицитной) форме демонстрируют агрессивную оценку того или иного события и формируют у пользователей негативное мнение о нем.

Задачи, которые решались в процессе достижения цели:

— дать определение терминам речевая агрессия, креализованный текст, интернет-мем;

— выявить свойства и характеристики интернет-мемов, которые объясняют их высокую степень воздействия на аудиторию, а также популярность и востребованность;

— проанализировать интернет-мемы разных тематических групп и определить языковые приемы и способы, с помощью которых конструировалось их содержание.

Термин агрессия определяется как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности» [2,1999]. Агрессия, которая проявляется в вербализованном виде и вызывает негативную реакцию в ответ, можно называть речевой агрессией.

Также под речевой агрессией обычно подразумевается проявление при общении вербальных средств, противоречащих принятым в обществе нормам коммуникации, зачастую направленных на дискредитацию собеседника [3].

В широком смысле мем (англ. meme) – это некая «идея, образ, объект культуры, который перенимается многими членами сообщества» [4,2016:162]. Мемы создают единое смысловое целое, которое воздействует на получателя информации. В большинстве случаев речевая агрессия в мемах демонстрируется неявно – имплицитно.

Под креолизованными текстами в обычно подразумеваются тексты, состоящие из вербальных и невербальных элементов, которые формируют единый смысл.

Интернет-мем является одним из видов креолизованных интернет-текстов, в нем объединены изображение (иконический знак) и надпись. Картинка сопровождается короткой фразой, в которой отражена авторская мысль. Текст вместе с изображением обычно носит иронический (сатирический) характер и преследует цель – вызвать какую-либо реакцию. Нередко мемы создаются для того, чтобы вызвать негативные эмоции – раздражение, возмущение, негодование, т.е. породить агрессию. В данном исследовании материалом для анализа стали провокационные интернет-мемы, целью которых является разжигание социальных конфликтов в сети, психологическое давление на интернет-пользователей, запугивание и т. п.

Интернет-мемы направлены на широкую интернет-аудиторию и носят социальный, культурный или политический характер, поэтому спектр тем, которым они могут быть посвящены, огромен. Кроме того, интернет-мемы в современном обществе являются одной из самых оперативных реакций на любое общеизвестное событие. Чаще всего активно распространятся те мемы, которые отличаются злободневностью и при этом имеют оригинальную форму (языковую и/или визуальную). Популярность и востребованность мемов можно объяснить теми свойствами, которыми они обладают: актуальность, узнаваемость, оценочность, краткость, экспрессивность, приближенность к разговорной речи, адресность, стереотипность, возможность безграничного тиражирования, высокая скоростью распространения.

Одним из визуально-лингвистических приемов создания мема является оксюморон. Но используется он не в привычном для филологов намеренном образном сочетании противоречащих друг другу понятий (типа «живой труп», «седая юность»), а в использовании противоположных по смыслу текста и картинки. Как правило, текст характеризует событие положительно, а картинка демонстрирует противоположное. Например, текст «Сразу видно Все для людей» под изображением непригодных для колясок пандусов. Или фотография социального плакатас текстом «Чистый город? Легко!», а под плакатом большое количество мусора.

Частотным приемом, который применяется в мемах, является ирония – употребление слов, выражений и картинок в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. А также сарказм – злая, едкая ирония. Например, мем с изображением автомобиля ДПС, припаркованного на месте для инвалидов и надпись «Респект таким парням. Даже будучи инвалидами, они служат в полиции».

Использование парехезы – «формы парономазии, при которой слова различаются одной буквой / звуком» [5, 2014:44]. Например, мем с выражением «Год в сапогах» (на фото с солдатом срочной службы). Здесь же можно наблюдать аллюзию – стилистическую фигуру, содержащую указание, аналогию или намёк на некий факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи.

Для воздействия на интернет-пользователей создаются окказионализмы– индивидуально-авторские неологизмы(лексические средства художественной выразительности или языковой игры). Например, мем с изображением брошенного голодного котенка и надпись «Гавнодушие».

Нередко для создания интернет-мемов авторы используют прецедентные компоненты. Карташова Е.П., например, показывает, как обыгрывается модельна основе«А ты + глагол…» (по аналогии с известным плакатом военного времени «А ты записался добровольцем?») [6]. Такой прием можно встретить и для имплицитного агрессивного воздействия на адресата. Например, изображение красноармейца с пальцем, указывающим на читателя и ниже подпись: «А ТЫ изобличил экстремистов, террористов и иноагентов?»

К языковым средствам, задействованным при выражении агрессии в интернет-мемах, также следует отнести и стилистически маркированные языковые средства, высказывания, демонстрирующие открытую враждебность говорящего к реципиенту (бранные слова, все виды обсценной лексики). С их помощью выражается угроза, оскорбление, грубое требование, порицание и т.д.

Агрессия в интернет-текстах в силу анонимности и ощущения безнаказанности– явление частое. Но в интернет-мемах агрессия чаще всего выражена неявно.

Визуальный и вербальный компоненты интернет-мема взаимодействуют, нередко могут даже вступать в противоречие друг с другом, но вместе они конструируют его смысл, понятный адресату.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в систематизации, более детальной классификации языковых приемов и способов проявления речевой агрессии в интернет-мемах.

Литература

1. Шомова С. А. Политический Интернет-мем: сущность, специфика, разновидности // Бизнес. Общество. Власть.–2015.–№22. – С. 32. – URL: https://www.hse.ru/mag/27364712/2015—22.html

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. –538 с.

3. Смирнов П. Ю. Языковые средства выражения речевой агрессии в интернет-коммуникации [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/language-means-of-hostile-rhetoric-expressions-in-the-comminications-networking.

4. Щурина, Ю.В. Интернет-жанры // Жанровое своеобразие. ‒ 2016.‒ №.13. ‒ С. 156-168.

5.Вольф, О. А. Семантическая парехеза как фигура, построенная по принципу алогизма / О. А. Вольф // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. – 2014. – № 7. – С. 42–45.

6. Карташова Е.П., Ахмедзянова А.Р. Интернет мем как основной вид креолизованного текста в самопрезентации «человека творящего» // Вестник Марийского государственного университета, 2019. Т. 13. № 3. С. 426-430

Никаева Татьяна Михайловна – кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык» филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Игнатьева Иванна Павловна – магистрант 1 курса ФОЭПД-21 филологического факультета, Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.