А.В. Шкатуляк, И.А. Бурнашов

Инвективная лексика как выражение конфликта в процессе виртуального общения

Invective vocabulary as an expression of conflict in the process of virtual communication

А.В. Шкатуляк, И.А. Бурнашов

A.V. Shkatulyak, I.A. Burnashov

Аннотация: В статье рассматривается инвективная лексика как выражение конфликта в процессе виртуального общения. В качестве материала исследования используются тексты из форумов в сети Интернет политико-публицистической и игровой направленности, так как на них чаще всего возникают конфликты между пользователями с максимально резкими высказываниями относительно позиции оппонента, почти всегда переходящими на личностные оскорбления с использованием как литературной, так и нелитературной лексики. Данная статья будет полезна интересующимся интернет коммуникацией, поскольку с развитием технологии виртуальное общение становится все более востребованным и обыденным. В связи с чем требуется осмысление этого явления.

Abstract: The article deals with invective vocabulary as an expression of conflict in the process of virtual communication. As a material for the study, texts from forums on the Internet of a political, journalistic and gaming orientation are used on them; conflicts most often arise between users with the harshest statements regarding the position of the opponent, usually turning into personal insults in a more or less decent form. This article will be useful to those interested in Internet communication, because. With the development of technology, virtual communication is becoming more and more popular and commonplace. In this connection, it is necessary to understand this phenomenon.

Ключевые слова: конфликт, интернет коммуникация, виртуальное общение, инвективная лексика.

Key words: conflict, internet communication, virtual communication, invective vocabulary.

В настоящее время интернет стал одной из основных площадок общения. Сейчас многие люди виртуально общаются гораздо больше чем в реальности. Соответственно в процессе этого общения возникают конфликты. Следует отметить, что конфликты в интернет-коммуникации возникают гораздо чаще и являются более острыми в силу специфики виртуального общения, т.к. оно дистанционное и в основном анонимно. Стороны конфликта чувствуют себя в относительной безопасности, потому что возможность физического контакта практически исключена, а вероятность наступления юридической ответственности минимальна из-за отсутствия их персональных данных. Вследствие этого противные стороны позволяют себе высказывать свое отношение не менее сдержанно, как если бы диалог происходил «лицом к лицу», а более эмоционально, при этом не всегда соблюдаются принятые этикетные рамки общения. В силу этого предполается, что использование инвективных слов и выражений можно встретить в виртуальном общении нередко. В центре внимания проведённого исследования находится виртуальное общение с включением агрессии и конфликта.

Подходы к изучению конфликта разнятся в зависимости от научной области. Так, в частности конфликты изучаются в психологии, социологии, культурологии, педагогике, правоведении и конечно же конфликтологии. Кроме того, существует и терминологическое понимание конфликта. Именно такое понимание отражается в толковых словарях русского языка. Например, согласно толковому словарю С.И. Ожегова: конфликт, -а, м. Столкновение, серьезное разногласие, спор. Вступить в к. Семейный к. Вооруженный к. на границе. II прил. конфликтный, -ая, -ое. Конфликтная ситуация. Конфликтная комиссия (по разбору конфликтов) [1]. В конфликтологии, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [2, 2000:81]. По мнению А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, отраженному в учебнике по конфликтологии, конфликт имеет свою структуру:

  1. Стороны конфликта, для конфликта необходимо две стороны. Участниками обычно выступают люди, но могут быть и групповые образования (организации, социальные группы, государства).
  2. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения, которого стороны вступают в противоборство.
  3. Объект конфликта – причина конфликта, повод к конфликту, ценность из-за которой возникает конфликт.
  4. Среда конфликта – условия, в которых находятся и действуют участники конфликта [2, 2000:231].

В настоящей работе рассматривается инвективная лексика как выражение конфликта в процессе виртуального общения с точки зрения лингвистики: в лингвистике понятие «конфликт» рассматривается чаще всего как речевой конфликт. Речевой конфликт — это состояние противоборства двух сторон (участников конфликта), в результате которого каждая из сторон сознательно и активно действует в ущерб противоположной стороне, эксплицируя свои действия вербальными и прагматическими средствами. Поскольку экспликация существующих между двумя сторонами противоречий происходит чаще всего на вербальном и речедеятельностном уровнях, то актуальным становится изучение речевого поведения участников данного типа взаимодействия с точки зрения средств и способов выражения данных противоречий. Однако материальное выражение конфликтных отношений субъектов речи в акте коммуникации в виде конкретных языковых и речевых структур является отражением их докоммуникативного состояния (интересов, позиций, взглядов, ценностей, установок, целей и т. п.) [3, 2003:145].

Наиболее ярким проявлением речевого конфликта является наличие в речи участников коммуникации инвективной лексики. Уточним, что инвективная лексика (инвектива от лат. invectiva (oratio) — бранная речь) — лексика, употребление которой содержит намерение оскорбить или унизить адресата речи или третье лицо [4, 2004:75]. С юридической точки зрения, это слова и выражения, заключающие в своей семантике, экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания интенцию (намерение) говорящего или пишущего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи или третье лицо, обычно сопровождаемое намерением сделать это в как можно более резкой и циничной форме [5]. К инвективной лексике относятся, в частности:

• ругательная нелитературная лексика, чаще всего взятая из жаргонов и диалектов,

• обсценная лексика (мат),

• грубопросторечная (ненормативная) лексика,

• литературные слова и выражения 1, 2, 3 и 5 разрядов [4, 2004:28].

В качестве примеров применения такой лексики в виртуальном общении можно привести отрывок обсуждения статьи на популярном общественно-политическом сайте Aftershock.news, выраженное на мнение одного из пользователей другим участником обсуждения (текст приведен без изменений в авторской редакции):

Remchik
Вот уж сорвал покровы! Вот уж скакнул так скакнул! Мы и подумать не могли!

Константинович
Д****** ты д******. И похоже не проснешься, ибо мыслишь штампами

Remchik
Маты убери, скотина. Подставляешь ресурс. А я всего лишь восхитился твоими талантами, в дурке для тебя местечко наверняка припасено
[6]

В данном речевом конфликте грубая ирония по поводу сказанного выше Константиновичем, которую можно охарактеризовать как оценку с яркой экспрессивной окраской пользователя Remchik вызывает речевую агрессию Константиновича, через употребление табуированной лексики с переходом от обсуждения оценки своей позиции сразу к личности собеседника, высказавшего оценку.  Что позволяет предположить, что ирония достигла цели и эмоционально задела Константиновича. Далее конфликт продолжает своё развитие, поскольку грубая фраза пользователя Константиновича вызывает уже речевую агрессию Remchik, который заинтересован в функционировании и активности ресурса. При этом Remchik также прибегает не к конструктивному разрешению конфликта,а к оскорблению оппонента, прибегая к зоосемантической метафоре – «скотина», а также выражает мнение по поводу его психического состояния с использованием сниженной лексики: «в дурке для тебя место припасено». После использования мата Константинович был забанен и на этом конфликт этих пользователей закончился. Следует отметить оперативность работы модераторов ресурса, т.к. Константинович использовал одно нецензурное слово два раза в одном сообщении.

К сожалению, в современном общении использование обсценной лексики, встречается довольно часто и не только на форумах или чатах. Так, согласно подсчетов российской компании-разработчика автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и социальных сетей в режиме реального времени 1–2 февраля 2021 года в сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter, Instagram россияне сделали 646,1 тыс. публикаций с использованием обсценной лексики. Эти цифры корректно сравнивать с данными за 3–4 февраля 2020 года, которые также были буднями (в выходные активность пользователей соцсетей традиционно выше), отмечает «Медиалогия». В первые два рабочих дня прошлого года в тех же самых соцсетях были зафиксированы лишь 426,5 тыс. нецензурных выражений [7]. Т.е. рост на 51%.

Однако не всегда речевой конфликт включает использование обсценной лексики: (текст приведен без изменений в авторской редакции):

KonTuruh:

идиот, объясни тогда, для чего такие как ты придурки заявляли, что ответственные люди должны привиться, чтобы навещяь своих «стареньких родителей», если как ты сейчас заявляешь, вакцинированные распространяют вирус и опасны для окружающих?? правильно ли я понимаю, ты хочешь побыстрее избавиться от пожилых людей и хроников??

Санитар из Кащенко:

Продолжай хамить, и я буду ЕЩЕ больше думать о том, как сделать так, чтобы думать о тебе.

Пожилой и хроник — сиди дома. Ты и так дорого обходишься обществу.

Я работаю и плачу налоги, с которых тебе платят пенсию и лечат твои хронические болячки.

И теперь ты решил, что можешь мне указывать в такой хамской манере, что я должен делать?

KonTuruh:

подонок, сколько из-за тебя и таких как ты уже погибло людей, насколько я понимаю происходящее?? ответишь??хотя о чем это я. Вас даже жалко, ситуация совершенно очевидная, а надо отмазывать как​то, а ту что ни напиши с вашей стороны, все мразотой отдает, как мне предстваляется [8]

Хотя в данном случае речевой конфликт обошелся без использования мата, но с активным использованием негативных оценок личности оппонента — идиот, придурки —  пользователем KonTuruh иобвинениями в распространении опасного заболевания с целью избавления от пожилых людей и хронических больных. Ответ Санитар из Кащенко можно охарактеризовать как констатацию хамства KonTuruh. Но последний на этом не завершил конфликт или полностью коммуникацию и продолжил оскорбления оппонента — подонок, мразотой — и продолжил развивать ранее начатые обвинения. В итоге конфликт этих пользователей закончился блокированием администрации ресурса, поскольку нарастала его эскалация, при этом стороны не проявляли намерения его прекращать.

Следует отметить, что не всегда виртуальное конфликтное общение носит яркий экспрессивный характер с оскорблением участников. Так, в материале встретился более мягкий пример речевого конфликта с сайта игровой тематики wotexpress.info (текст приведен без изменений в авторской редакции):

Богдан (Squik)
А когда можно получить годовую награду?
Сразу после результатов 3 сезона?

Eiden1 (Eiden1)
Награды будут выданы в теч. 14 дней с момента окончания сезона

WGBogi (WGBogi)
Как можно быть на столько нечитателем.
Просто в пятой строчке все написано

Богдан (Squik)
Как можно быть настолько токсиком..?
Я только хотел уточнить, а ты сразу налетел
[9].

Данный пример характеризуется вполне эмоционально нейтральным общением, без использования нелитературной и обсценной лексики. На уточняющий вопрос пользователя Богдан (Squik), хотя и был дан ответ пользователем WGBogi (WGBogi), но перед этим дана ему была дана негативная оценка с использованием авторского неологизма — нечитатель. На что в свою очередь Богдан (Squik) ответил оценочной жаргонной словоформой — токсик — и пояснил цель своего вопроса. На этом конфликт прекратился.

Таким образом, виртуальное общение происходит опосредовано при помощи программно-аппаратных средств без непосредственного присутствия сторон. Этим обусловлена та легкость, с которой стороны готовы перейти к агрессивному отстаиванию своих позиций. Поэтому речевые конфликты происходят чаще, а эскалация их может произойти за короткое время. Безусловно не все конфликты происходят с использованием инвектиной лексики или хотя бы самых грубых ее проявлений, но её использование однозначный признак речевого конфликта.

Литература:

  1. Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11817
  2. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. — С. 551 с.
  3. Третьякова В. С. Конфликт как феномен языка и речи / В. С. Третьякова // Известия Уральского государственного университета. — 2003. — № 27. — С. 143-152.
  4. Понятия чести, достоинства и деловой репутации: Спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.К. Симонова и М.В. Горбаневского. — М.: Медея, 2004. — 328 с.
  5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/74754240d170cc049cd7b313852fd5985eb0aafc/
  6. Aftershock.news [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/1039918&page=2
  7. РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/02/05/601bd5dd9a79470b25b108a2
  8. Aftershock.news [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/1024829&page=3
  9. wotexpress.info [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wotexpress.info/news/world-of-tanks/rangovye-boi-world-of-tanks/rangovye-boi-20212022-v-world-of-tanks-zaversheny/

Шкатуляк Анна Валентиновна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Бурнашов Иван Анатольевич – студент 2 курса отделения филологического обеспечения экспертно-правовой деятельности филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.