Персуазивная стратегия в программе политической партии
(на материале программы Коммунистическая партия Российской Федерации)
A persistent strategy in the program of a political party
(based on the material of the Communist Party Of the Russian Federation program)
Н.В. Коржикова, И.С. Сергеева
N.V. Korzhikova, I.S. Sergeeva
Аннотация: В статье рассматривается специфика реализации основных тактик персуазивной стратегии как одного из важнейших элементов аргументации на материале программы Коммунистической партии Российской Федерации. Установлены характерные для вышеназванной стратегии тактики и приемы.
Abstract: The article examines the specifics of the implementation of the main tactics of the invasive technique as one of the most important elements of argumentation, based on the material of the program of the political party «Communist Party of the Russian Federation». The persusive techniques and techniques characteristic of the above-mentioned party have been established.
Ключевые слова: персуазивность, персуазивные тактики, общественно-политический дискурс, персуазивная стратегия.
Keywords: persistence, invasive techniques, socio-political discourse, invasive strategies.
Политика является важной частью жизни современного общества, а политические партии – неотъемлемой частью современной демократии. Для того чтобы предоставить наиболее полную информацию о своих намерениях и взглядах, политические партии составляют программы. Однако данные тексты должны не только информировать читателя, но и убедить его в правильности взглядов и предложений данной партии, и, как следствие, склонить его к решению голосовать за эту партию. Чтобы достичь поставленной цели, составители программы используют персуазивные стратегии, реализующиеся в тексте с помощью различных языковых средств.
Изучение персуазивности связано с особым направлением в языковедческих исследованиях, в центре которого стоят проблемы изучения процессов и методов воздействия и влияния на мышление и действия людей и на их мнения. Под персуазивностью понимается определенное воздействие автора устного или письменного сообщения на его адресата с целью убеждения в чем-то, призыва к совершению или несовершению им определенных действий. Персуазивным называют любое речевое действие, нацеленное на то, чтобы вызвать определенное отношение/действие реципиента (ср.: persuadere (лат.) — уговаривать). Хотя в основе персуазивного процесса лежит вербальное сообщение, осуществляется он в первую очередь на ментальном уровне и подразумевает восприятие реципиентом установки, заложенной автором сообщения. Таким образом, персуазивный процесс — это взаимодействие когнитивного характера, направленное на создание, восприятие и интерпретацию некоего смысла на уровне дискурса [4. 2021: 3].
Рассмотрим особенности реализации персуазивной стратегии на материале общественно-политического дискурса, отметим при этом, что под дискурсом, вслед за Т.А. ван Дейком, понимаем «сложное коммуникативное явление, не только включающее в себя акт создания определённого текста, но и отражающее зависимость создаваемого речевого произведения от значительного количества экстралингвистических обстоятельств» [3, 1989: 122]. По мнению Т.В. Солодовниковой, «анализ дискурса открывает возможности для нового восприятия политики через осмысление её текстов, их особой формы, свойств, проявляющихся в той или иной ситуации общения» [5, 2017: 34].
Чтобы продемонстрировать специфику применения персуазивной стратегии в текстах программ политических партий, мы проанализировали предвыборную программу одной из старейших российских политических партий «Коммунистическая партия Российской Федерации». Для анализа мы использовали материал, опубликованный на официальном сайте самой партии, перед выборами депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва в Государственную Думу, которые прошли в 2021 году.
Поскольку в основе этого дискурса лежит комплексная речевая деятельность с целью изменения или формирования конкретного отношения у адресата, то дискурс программы КПРФ относится к персуазивной коммуникации.
Под персуазивностью понимается семантическая категория дискурса, включающая в себя стратегии и тактики, которые реализуются через вербальные средства сознательного, намеренного воздействия на ментальную сферу адресата с целью изменения его поведения.
Персуазивная стратегия детерминирует здесь использование определенных совокупностей языковых средств как рационального убеждения, так и эмоционального воздействия [2, 2010: 6]..
Так, на официальной странице https://kprf.ru/ политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее — КПРФ) опубликована программа, где КПРФ открыто заявляет о необходимости революционного движения, дабы построить в России обновленный социализм XXI века. Главной целью привлечения внимания избирателей КПРФ выдвигает идею построения социализма в стране, убеждая, что «только социализм позволит преодолеть эксплуатацию человека человеком, расточительный характер капиталистического производства и потребления». Помимо чисто социальных инициатив в программе есть и более глобальные предложения, касающиеся изменения экономической системы страны и внешней политики.
Для реализации этой цели в дискурсе программы КПРФ широко используются сложные синтаксические конструкции, которые не только дают возможность полно сформулировать какой-либо тезис, но и помогают развертыванию необходимой аргументации. Условные придаточные предложения демонстрируют также стремление адресанта получить от адресатов положительную запланированную реакцию. Кроме того, такие высказывания проявляют умения говорящего прогнозировать развитие политических процессов.
Одним из ключевых компонентов складывания национального менталитета является концепт РОДИНА, сопряженный с концептом названия страны (в данном случае “Россия”), который рассматривается в программе как сложное, многогранное явление, представляющее отдельный концепт в мировосприятии народа, а также как элемент, формирующий национальную концептосферу [1. 2007: 7].
Используя предложения субъективной характеризации, автор показывает место России в современном мире. В статье рассматриваются лексические способы передачи актуального образа России, как результат уже проделанного или идеализированного воплощения результатов труда партии в случае реализации программы партии.
Важным элементом дискурса программы КПРФ выступает описание, которое выражает субъективные, социально значимые признаки концепта, при характеристике которого широко используется оценочная лексика (уникальный вклад, самоотверженный труд, ратные подвиги): «Россия внесла уникальный вклад в развитие человечества благодаря самоотверженному труду и ратным подвигам её народов, своеобразию общественного сознания, духовному горению её великих писателей, музыкантов и художников, учёных и инженеров, подвижничеству поколений русских патриотов, революционеров».
В программе КПРФ используются рассуждения, которые носят эмоциональный характер, связанный со стремлением разъяснить, выделить, усилить какую-то часть информации. Тропы и фигуры речи в этом случае способствуют яркому представлению содержания, выступают в качестве средства формулирования главного тезиса: «Россия находится на крутом изломе своей истории». Отрицательная характеристика России на современном этапе представлена существительными с отрицательной коннотацией: «обман», «насилие», «капитализм», «регресс», «катастрофа», «гибель»: «Обманом и насилием страна возвращена к капитализму. Это путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе, гибели нашей цивилизации». Стоит отметить, что в указанном примере употреблен страдательный залог («страна возвращена»), также как и в другом примере («Страна охвачена системным кризисом»), что делает Россию не субъектом, а объектом действия, следовательно, снимается ответственность со страны за негативный курс политики, и ее образ сохраняет позитивность, отстраняясь от негативных обстоятельств. Отрицательные характеристики образа России также передаются при помощи использования существительного «противоречие» с определением «антагонистическое» и сказуемым, выраженным глаголом движения «вернуться» («В Россию вернулось антагонистическое противоречие между наёмным трудом и капиталом»), а также глагола изменения состояния «превращаться» с распространенными однородными дополнениями, выраженными словосочетаниями «объект передела мира» и «сырьевой придаток империалистических государств», выступающих референтами России: «Российская Федерация превращается в объект очередного переделамира, в сырьевой придаток империалистических государств».
Так же для передачи отрицательной характеристики образа страны в качестве сказуемого употребляется фразеологизм «рыть себе могилу», обладающий негативной семантикой, подлежащим выступает существительное «режим», в деепричастном обороте употребляется существительное «политика», определяемое прилагательным «антинародная»: «Сложившийся в стране режим, проводя антинародную политику, сам роет себе могилу».
В программе партии КПРФ представлен образ России в прошлом, как доказательство того, что правление коммунистической власти является высшим идеалом руководства страны и несет положительную характеристику, что передается при помощи глагола «выступить» с распространенным дополнением, выполняющим функцию референта топонима «Россия» – «первопроходец Социалистического строительства»: «Наша страна выступила первопроходцем социалистического строительства». В тексте программы употребляются архаизмы «година» и «лихолетье», а также подлежащее, выраженное существительным «успех», и сказуемое, передаваемое глаголом «сопутствовать», референтом страны выступает существительное «Отечество» с притяжательным местоимением «наше», употребленное в качестве дополнения: «В годину лихолетья успех сопутствовал нашему Отечеству лишь тогда, когда трудящиеся, весь народ правильно осознавали свои коренные интересы и решительно поднимались на их защиту». И конечно же, в тексте программы партии КПРФ представлен образ России в будущем, как указанная цель, куда стремится партия, что передается при помощи использования глагола «бороться» и существительных «единство», «целостность», «независимость», «благополучие», «безопасность», «здоровье» с зависимым существительным «Отечество»: «Партия борется за единство, целостность и независимость Отечества, за воссоздание братского Союза советских народов, благополучие и безопасность, нравственное и физическое здоровье граждан».
В тексте программы используется глагол «содействовать» в будущем времени с дополнением «роль рабочего человека», определяемым прилагательным «определяющий», а также существительное «спасение» с зависимым словом «Родина»: «КПРФ будет всячески содействовать определяющей роли рабочего человека в спасении Родины».
Основная цель настоящей работы состояла в описании языковых приемов,тактик используемых для реализации персуазивной стратегии в программе политической партии.
Для текста в целом характерно использование лексики, направленной на положительную репрезентацию партии и ее взглядов, через оценку понятия «Россия» в целом. В рамках политической борьбы одной из главных задач является формирование имиджа партии. Важную роль в этом играет тактика самопрезентации. Ей свойственно использование лексики с положительной оценкой, позволяющей сформировать положительный образ партии.
Не менее важным для партии представляется дискредитация оппонентов. Формирование отрицательного образа оппонента партии осуществляется с помощью оценочных прилагательных, метафор и противопоставления.
Положительный образ самой партии передается прилагательными с положительной коннотацией, часто в сочетании с ключевыми словами и словами-символами, входящими в семантическое поле «Государство и право». Для манипулятивной стратегии характерно использование образных выражений, лексем с положительным значением и большого количества абстрактных существительных, ключевых слов и слов — символов.
Для партийной программы важна не только фактическая сторона коммуникации, но и эмоциональная. Адресат проголосует за ту партию, которая вызывает в его сознании положительный отклик. Чтобы добиться этого, используется тактика формирования эмоционального настроя адресата. Лексемы с эмоционально оценочным значением и пассивный залог позволяют в некоторой степени абстрагироваться от конкретных, реальных вопросов и проблем, обычно связанных с негативными эмоциями. А апелляция к человеческим ценностям и лексика, вызывающая в сознании адресата положительный ассоциативный ряд, помогают создать нужный эмоциональный фон.
Мы видим, что персуазивность проявляет себя в определенной мере как манипулирование сознанием и в конечном счете поведением коммуникативного партнера и реализуется не тольков качестве аргументированного убеждающего воздействия, но икак внедрение в сознание адресата установок, отношений, оценок в соответствии с прогнозируемой — искусственно моделируемой — картиной реальности. Таким образом, нам удалось выявить языковые средства персуазивности, наиболее характерные для программы данной политической партии, где наиболее важное значение в достижении персуазивного эффекта приобретают те коммуникативные тактики и лингвостилистические средства, которые позволяют моделировать в программе эффект логической аргументации и доказанности суждений.
Литература
- Воркачев С.Г. Лингвокультурный концепт: типология и область бытования. — ВолГУ; под общ. ред. проф. С.Г. Воркачева. – Волгоград: ВолГУ, 2007.
- Голоднов А.В. Персуазивная коммуникация: стратегии и тактики воздействия. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2010.
- Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 310 с.
- Рыбка К.В. Персуазивность как базовый элемент дискурса СМИ. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. 2021;2:51–57.
- Солодовникова Т.В. Подмена оснований в экономическом дискурсе // Современные формы капитализации экономических (хозяйственных) ресурсов и новое качество экономического роста: монография / колл. авторов. – Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2017. – 226 с.
Коржикова Наталья Валерьевна — Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Русский язык» Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.
Сергеева Ирина Семеновна — студентка 1 курса отделения филологии филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.