Сила ИМЕНИ (на материале якутских имен)
The power of the NAME (based on the Yakut names)
И.П. Павлова, А.Т. Иванова
I.P. Pavlova, A.T. Ivanova
Аннотация: В статье рассматриваются истоки и функционирование личных имен. Актуальность изучения имен собственных обусловлена интересом современной науки к человеку, отдельной языковой личности. Изучая историю происхождения своего имени, можно узнать много об истории становления своего рода, свою родословную. Каковы бы ни были мотивы возникновения личного имени, они непременно отражают особенности быта, духовное богатство и мировоззрение народа, создавшего их.
Abstract: The article deals with the origins and functioning of personal names. The relevance of the study of proper names is due to the interest of modern science in a person, a separate linguistic personality. By studying the history of the origin of your name, you can learn a lot about the history of the formation of a kind, your family tree. Whatever the motives for the emergence of a personal name, they certainly reflect the features of life, spiritual wealth and worldview of the people who created them.
Ключевые слова: имена собственные, философия имени, магическая сила, имена-обереги.
Key words: proper names, philosophy of the name, magical power, protective names.
В любви мы повторяем имя любимого и взываем к любимому через его имя. В ненависти мы оскверняем и позорим ненавистное по имени. Молимся и проклинаем по имени, по произношению имени. Нет предела жизни имени, нет меры его силы. Именем и словом создан и держится мир. У каждого существа есть имя.
Обратимся к истокам зарождения имен.
Лосев А.Ф., рассматривая ИМЯ в философском понимании,называет: «…энергию сущности вещи, действующую и выражающуюся в какой-нибудь материи, хотя и не нуждающуюся в этой материи при своем самовыражении. Знать имя вещи — значит быть в состоянии в разуме приближаться к ней или удаляться от нее. Знать имя — значит уметь пользоваться вещью в том или другом смысле. Знать имя вещи — значит быть в состоянии общаться и других приводить в общение с вещью. Ибо имя и есть сама вещь в аспекте своей понятности для других, в аспекте своей общительности со всем прочим»[1, 1994].
Имя есть не только культурный импульс, так как оно вводит человека в символический универсум, оно и его следствие, потому что его значение вырастает в культурном пространстве, схватывается и контролируется им (именно эти характеристики заставляют имя становиться один из важнейших показателей культурного типа).
Имя человека играет огромную роль в жизни человека. Каждый может называться только по имени, поэтому все его добрые и злые дела предаются гласности через его имя. Имена у людей разные, по-своему интересные, оригинальные, а главное — значимые, то есть имеют свой смысл, мотивацию.
Имя, во многом определяя нашу жизнь, представляет собой магическую формулу нашей судьбы, является носителем некой священной сакральной формулы, представляющей самого человека. Имя – это ключ к сокровенным нитям его судьбы.
У каждого народа своя история и своя культура, поэтому сквозь призму ИМЕНИ можно многое узнать и изучить.
У якутов до принятия православия в качестве личных имен использовались прозвища, которые указывают на черты характера, ум и сообразительность, темперамент и личностные качества имя носителя. Большинство из них носило благожелательный смысл: Саргы (′счастье, удача′), Эрэл (′надежда′), Дуолан (′могучий′) и др. В них заложен прогноз на будущее, как бы предопределяющий судьбу ребенка, ставящий перед ним определенные задачи. О существовании живой, тесной связи между человеком и его личным именем свидетельствуют многочисленные данные. В эпосе олонхо богатырь, только узнав свое имя, отправляется в свой первый поход. Его имя выступает как ориентир к подвигу, как побудительный мотив к свершению тех или иных действий.
В слове есть магия, способность человека силой воли, мысли, желания изменить будущее и настоящее в нужную сторону. Чтобы сохранить, увековечить и умножить вид, человеческое общество возлагает большие надежды на «волшебство» человеческих имен. Поэтому выбор имени новорожденного тесно связан смировоззрением родителей и определяется взглядами всей религиозно-философской системы конкретного населения. Рождение имени является словесным отражением обычаев, нравов, религиозных церемоний и их тематических атрибутов.
Поршнев Б,Ф. писал в книге «Социальная психология и история»: «Человеческие слова способны опрокинуть то, что выработала «первая сигнальная система» – созданные высшей нервной деятельностью условнорефлекторные связи и даже врожденные, наследственные безусловные рефлексы. Она [речь], как буря, может врываться в, казалось бы, надежные физиологические функции организма. Она может их смести, превратить в противоположные, разметать и перетасовать по-новому. Нет такого биологического инстинкта в человеке, нет такого первосигнального рефлекса, который не мог бы быть преобразован, отменен, замещен обратным через посредство второй сигнальной системы – речи» [4, 1979].
Во многих этнографических источниках выявляются традиции, связанные с имятворчеством якутского народа.
Следует отметить, что у якутов существует выражение «аат-суол» (имя-поведение, букв.: имя-дорога), которое определяло личностную сущность человека. В случае проступка или отклонения от норм поведения говорили: «Аата-суолаалдьаммыт» (′обесславился′, букв.: ′разбилось′ имя-поведение) [3, 1959].
Сложным процессом считалось имянаречение ребенка. Первым и несомненным условием этого процесса ставилось требование давать ребенку имя, охраняющее его, с одной стороны. А с другой стороны, как пишет В.Н. Топоров, именно имя собственное являлось одним из способов сохранения традиции во времени [7, 1979: 141]. Это особый вид экстенсивного использования определенных личных имен. Но этот способ «вместе с тем неотделим от своей видимой противоположности – способа сокрытия некоего значимого имени путем его табуирования, о чем так убедительно писал Д.К. Зеленин» [7, 1979: 142].
Человек за свою жизнь мог сменить несколько имен (до трех).
Этнограф В.Серошевский отмечал:якуты в старину давали ребенку в 3 месяца первое имя, а второе имя он получал, когда мог сам натянуть лук. [6, 1993: 736]
Особую рольвыполняют имена-обереги. По данным Якова Линденау, якуты своим детям «имеют обыкновение давать самые отвратительные имена… Якуты полагают, что дети, получившие такие имена, не так легко умирают, так как дьяволы или злые духи боятся человека с таким именем». [2, 1983: 176] Как в целях обмана злых духов, так и оберега от сглаза и порчи родители давали детям имена:
- с уничижительной семантикой: Акаары (′глупец, дурачок′), Мёкю (′плохой, невзрачный′), Кусаган (′плохой′), Быртах (′поганый, скверный′);
- имена, происходящие от названий животных и растений: Багa (′лягушка′), Кутуях (′мышь′), Этэгэ (′бокоплав-блоха′), Кютэр (′крот′), Ooгуй (′насекомое, паук′), Сёкю (′сорная трава′);
- имена, похожие на клички собак: Кэрэмэс, Моойторук, Мохсогол.
В то же время у народа саха прослеживается традиция — присваивались имена благословляющего характера, связанные с пожеланиями родителей: Эрэл «надежда», Саргы «удача», Уйгулан «богатство». Чаще всего встречаются пожелания ребенку: счастья (Эрэл), успехов (Тускул), удачи (Саргылаана), пожелания лучших душевных качеств. Для мальчиков характерны такие имена благопожелания: стать сильным и смелым (Дьулусхан, Эрчим, Ньургун), а для девочек: красивыми и нежными (Кэрэчээнэ, Чэмэлиинэ).
Начиная с 90-х годов прошлого столетия, произошел своеобразный перелом в процессе имянаречения в нашем регионе. В настоящее время в области нашей региональной антропонимики происходят глубокие изменения. Как показывает собранный нами материал, якутских имен становится все больше, статистические данные свидетельствуют о немалом их количестве. Нами рассмотрено 4214 имен студентов СВФУ, проживающих в общежитиях. Методом сплошной выборки нами выявлено 892 якутских имен, что составило 21% от всего списка.
Из нашего списка мы выделили «Имена-характеры», которые включают в себя описания внешних и внутренних качеств человека. Внутренние качества человека, несомненно, отражены в именах, обозначающих установившуюся манеру поведения: Нарыйаана- «нежная»; представляющих качественные признаки характера: Дуолан — «могучий»; отражающих волевые черты характера человека: Дьулустан — «стремящийся».
Внешние качества человека отражаются в именах, указывающих на физические черты и непосредственно связанных с характером: Кэрэчээнэ «красивая» (от слова кэрэ «красота»).
Имена-характеры отражают тем самым: 1) внешние физические качества 2) внутренние черты 3) содержат в себе предугадывание судьбы человека, одновременно – благопожелание.
Имя, во многом определяя нашу жизнь, представляет собой магическую формулу нашей судьбы, является носителем некой священной сакральной формулы, представляющей самого человека. Имя – это ключ к сокровенным нитям его судьбы.
Литература:
- Лосев А. Ф. Философия имени /Бытие. Имя. Космос. —М., 1994
- Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина ХVIII в.). Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. – Магадан: Кн. изд-во, 1983. – 176 с.
- Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: в 3 т. – 2-е изд. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. – Т.1–3.
- Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история (2-е изд., доп. и испр.)»: Наука; Москва; 1979
- Рудных А.И. Вторые имена у якутов // Антропонимика. – М.: Наука, 1970. – С. 219–228.
- Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М., 1993. С.736
- Топоров В.Н. Об одном способе сохранения традиции во времени: имя собственное в мифопоэтическом аспекте // Проблемы славянской этнографии: (К 100-летию со дня рождения чл.-кор. АН СССР Д.К. Зеленина). — Л., 1979. — С. 141-149.
Павлова Ирина Петровна — заведующий кафедрой общего языкознания и риторики филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, кандидат филологических наук, доцент, директор Центра обучения русскому языку Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Отличник профессионального образования РС(Я).
Иванова Алёна Тарасовна – студентка 4 курса русского отделения со специальностью преподавание филологических дисциплин филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.