М.В. Тарабукина, В.Н. Гатилова

Концепт “Справедливость” в формировании лингвокультурологической компетенции

The concept of “Justice” in the formation of linguoculturological competence

M.V. Tarabukina, V.N. Gatilova

М.В. Тарабукина, В.Н. Гатилова

Аннотация: В данной статье рассматриваются функционирование концепта, значения концепта “Справедливость”, его роль в формировании лингвокультурологической компетенции как факт культуры. Актуальность выбранной темы состоит: во-первых, в активном использовании в настоящее время концептов; во-вторых, в тенденции изучения языка как продуктивного способа интерпретации человеческой культуры; в-третьих, концепт “Справедливость” вязыковой картине мира входит в ряд основных нравственных ценностей.

Abstract: This article discusses the functioning of the concept, the meaning of the concept “Justice”, its role in the formation of linguoculturological competence as a fact of culture. The relevance of the chosen topic is: firstly, in the active use of concepts at present; secondly, in the trend of language learning as a productive way of interpreting human culture; thirdly, the concept of «Justice» in the linguistic picture of the world is included in a number of basic moral values.

Ключевые слова: концепт, справедливость, лингвокультурологическая компетенция.

Key words: concept, justice, linguoculturological competence.

В языкознании прочно утвердилось понятие “концепт”, в котором проявляется языковая картина мира – система духовных содержаний,  которые определяют своеобразие культуры и менталитета данной языковой общности, и языковых, обусловливающих существование и функционирование самого языка.

Слово “концепт” происходит от лат. “conceptum” – “познавать, постигать” и обозначает философское понятие, обладающее субъективной множественностью смыслов. В трактовке лингвиста и доктора филологических наук Юрия Сергеевича Степанова, “концепт – это смысл слова”, а также “концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека” [8].

Термин “концепт” активно используется в лингвокультурологии – отрасли языкознания, которая изучает взаимодействие между языком и культурой. От изучения языка и культуры идет формирование лингвокультурологических компетенций.

Лингвокультурологическая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения [4].

Справедливость относится к числу базовых ценностных оснований любого общества, именно поэтому нами был выбран данный концепт. Справедливость выступает центральной идеей в системе морали. Все основные требования морали — добросовестность, честность, гуманность, эквивалентность, благородство, взаимопомощь, уважение — подстраиваются и ориентируются на идею справедливости.

В русском языке термин “справедливость” не входит в состав юридических словарей, в научных текстах употребляется со словосочетанием “юридическая справедливость”, которое означает морально-правовой сплав нормоценок, отношений и актов в сфере права [1], однако в  юридическом дискурсе концепт “справедливость” употребляется в значении закона. Стоит отметить, что термин “справедливость” исторически связан с “правдой” от “правъ”, исходным значением которого являются: 1) прямой, устремленный прямо вперед (о движении), настоящий, правильный; 2) “какой должен быть”. Справедливость как моральная категория выделилась из права.

Концепт “Справедливость” имеет правовое, морально-этическое, философское понимание.

Согласно Русской энциклопедии, справедливость – это сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону [5].

Современный толковый словарь дает следующее определение справедливости – категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека [7].

Краткий Философский словарь трактует справедливость как “нравственный принцип, означающий наказание за зло и воздаяние за добро [3]”.

Справедливость в русской культуре воспринимается не только рационально, но и эмоционально. Известный лингвист А. Д. Шмелев отмечает, что «в русской культуре существует особое чувство – любовь к справедливости или страсть справедливости» [9, с. 206].

Концепт “Справедливость” активно используется в разных стилях речи. Так, например, данный концепт широко применяется в художественном стиле речи в пословицах и поговорках [6], которые выражают общепринятые нормы поведения и отражают исторически сложившуюся ментальность каждого народа:

  1. Где справедливость, там и правда.
  2. Справедливое слово камень раздробит.
  3. На справедливое слово только дурак сердится.
  4. Действовать справедливо в удаче всегда легче, чем в несчастье.
  5. Справедливый победит.

Во многих произведениях русской литературы также часто встречается концепт “Справедливость”:

  1. На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу велики еслова справедливости и милосердия (Толстой Л. Н., Война и мир. Том третий, 1873).
  2. Она была совершенный ребенок, но какой-то странный, убежденный ребенок, с твердыми правилами и с страстной, врожденной любовью к добру и к справедливости (Достоевский Ф. М., Униженные и оскорблённые, 1861).
  3. Я предаюсь весь вашей воле и вашему чувству справедливости (Толстой Л. Н., Анна Каренина, 1877).
  4. Если они уже действительно любили справедливость и добро своей земли, не следовало бы им оскорбиться на надменность моего обращения, следовало бы им подавить в себе собственное честолюбие и пожертвовать своей личностью (Гоголь Н. В., Мёртвые души, 1835).

В публицистическом стиле речи концепт “справедливость” в значении “правда” выражает не только истинное отношение к чему-нибудь, моральное, профессиональное, социальное достоинство, вызывающее уважение, но и информированность общества о важных решениях, о свободе слова, например, в девизе партии “Справедливая Россия”: “Патриоты! За правду! За справедливость!”.

“Наконец, братия мои, что только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте” (Послание к Филиппийцам 4:8, Библия). В данном тексте концепт “справедливость” выступает в значении “правда”, “искренность”.

Таким образом, понятийный компонент концепта “справедливость” в русском языке образует такие понятия, как: честность, закон, правда. Концепт “Справедливость” входит в ряд основных нравственных ценностей, наряду с правдой и милосердием и закрепляется в общенациональном сознании в языковой картине мира. В формировании лингвокультурологической компетенции концепт имеет важное значение, так как он содержит не просто обобщенную мысль о предмете, но и несет смысл, наполненный чувствами и  эмоциями. Концепт это понятие,  которое относится к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закреплённое в общественном опыте народа и имеющее в его жизни исторические корни.

Литература

  1. Вопленко Н.Н. Понятие и виды юридической справедливости. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруд. 2011. № 2 (15)  С. 12
  2. Давидович, В. Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности / В. Е. Давидович. — М. :Изд-вополит. лит., 1989. — 235 с.
  3. Краткий Философский словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://platona.net/board/filosofskij_slovar/1
  4. Маслова В.А. Лингвокультурология. — М.  2001. С. 28
  5. Русская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.endic.ru/enc_rus
  6. Русские народные поговорки и пословицы о справедливости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mydrost.com/o-spravedlivosti-2/
  7. Современный толковый словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.endic.ru/modern
  8. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры / Степанов Ю. С. — М. : «Академический проект», — 2001. — 43 с.
  9. Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М., 2002. — 224 с.
  10. Шулятиков, И.С. Термин “концепт” в современной лингвистике // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2015. — 101 с.

Тарабукина Марфа Васильевна – кандидат филологических наук, доцент, зав. Кафедрой русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Гатилова Виктория Николаевна — студентка 1 курса магистратуры “Филологическое обеспечение экспертно-правовой деятельности” филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.