Невербальные средства общения в коммуникационном
процессе подростков Якутска
Nonverbal means of communication in the communication process of Yakutsk teenagers
Е. Д. Данилова
E.D. Danilova
Аннотация: В статье выявляются признаки невербальных средств общения в коммуникации якутских подростков, объясняющиеся использованием жестов, мимики и прикосновений, то есть «языка тела». Актуализация, превыше всего, в том, что век гиподинамии дает человеку выбор, преимущественно, невербального общения, так как образ жизни происходит в виртуальном пространстве. Важно обнаружить их воздействие на эффективность коммуникации молодых людей. Если мы сможем верно себя вести в той, либо другой ситуации, то без усилий сможем осознавать все мысли наших собеседников, понять их настроение, помыслы, их отношение к нам самим.
Abstract: The article reveals signs of nonverbal means of communication in the communication of Yakut teenagers, explained by the use of gestures, facial expressions and touches, that is, «body language». Actualization, above all, is that the age of physical inactivity gives a person a choice, mainly of nonverbal communication, since the lifestyle takes place in a virtual space. It is important to detect their impact on the effectiveness of communication of young people. If we can behave correctly in this or that situation, we will be able to effortlessly realize all the thoughts of our interlocutors, we will be able to realize their mood, thoughts, their attitude towards ourselves.
Ключевые слова: невербальные средства, коммуникация, мимика, жесты, прикосновения, подростки.
Key words: nonverbal means, communication, facial expressions, gestures, touching, teenagers.
Невербальное общение — это коммуникативное взаимодействие людей с воздействием друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику.Другими словами без речи.Почему знание видов невербального общения и осознание этих сигналовважно?Они — функции четкого выражения эмоций, мы испытываем трудные чувства, которые никак нельзя описать нужными словами, но это возможно, если использовать невербальные средства. Функции глубочайшего взаимного понимания. Невербальное общение – это «язык тела», который использует средства самовыражения, не опирающиеся на слова и речевые знаки. Приступим к рассмотрению невербальных средств общения. У них очень многообразная структура, в классификации есть:
- Движения экспрессивно-выразительные (позы тела, мимические выражения, жесты, походка).
- Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).
- Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).
- Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом). [5].
Жесты – это движения кистей рук, ног, головы. Уразных народов были собственные методы жестикуляции. Сегодня даже создаются словари жестов. Интенсивность движений рук растет с возрастанием эмоциональной возбужденности человека. Есть похожие жесты, такие как:
- Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
- Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.)
- Описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.[3].
Мимика – движения мышц лица.В литературе существует более 20 000 описаний выражения лица. Мимика является главным показателем чувств благодаря шести основным эмоциональным состояниям (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение). Большую часть информации несут брови и губы.
Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Люди, имеющие высокий статус в обществе принимают всегда непринужденную позу. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.
Походка – это передвижение человека. В неё входят: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. Походка вырабатывается под влиянием воспитания, профессии, характера, темперамента и имеет индивидуальные черты. «Тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека, такое же впечатление создает и правильная осанка – легкая, пружинистая и всегда прямая.
Визуальный контакт – важная часть общения. Глаза передают самые точные сигналы о состоянии человека, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо — расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При дневном свете зрачки могут сужаться и расширяться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека. В ходе исследований был выявлен ряд особенностей визуального контакта. Так Аргайл и Кук отмечают, что обычно человек больше смотрит в глаза собеседнику, когда слушает, чем когда говорит сам; что взгляд в глаза часто используется для «передачи слова» своему собеседнику; что дружелюбно настроенные собеседники смотрят в глаза друг другу чаще, чем люди, испытывающие взаимную антипатию, а женщины — чаще, чем мужчины. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера – только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий в свою очередь больше смотрит в сторону говорящего. [6].
Природа наградила людейголосовыми характеристиками,но окраску им они придают сами. Те, кто резко меняет высоту голоса бодрее, общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.Чувства, испытываемые говорящим, отражаются в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Немало информации дают сила и высота голоса. Скорость речи также отражает чувства.
Если учиться понимать язык невербального общения, то можно понять почему словами передают только фактические знания. Эмоции, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Язык тела менее контролируется сознанием, чем слова, а потому и более достоверен. Информация, поступающая по невербальным каналам, может как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит вербальной, то верить следует невербальной. Благодаря невербальным средствам человек получает возможность общаться в тех ситуациях, когда использование речевых средств невозможно или неэффективно (общение с маленькими детьми до того, как они научатся пользоваться речью, с иностранцами, даже с животными). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам.Особое значение невербальное общение имеет в первые минуты знакомства. «По одежке встречают…» — гласит русская народная пословица. И эта «одежка» не только костюм, в который одет человек, но и его поза, жестикуляция, взгляд, улыбка. Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью невербальных средств именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Таким образом, зеркально повторяя жесты собеседника, используя открытую позу и доброжелательную улыбку, можно с большой долей вероятности расположить к себе партнера по общению. Так же важно уметь считывать невербальные сигналы, чтобы понимать характер и настроение собеседника, его отношение к вам и обсуждаемой проблеме, отличать правдивые высказывания от лживых, устранять барьеры общения. Все это поможет сделать коммуникацию более эффективной, если сознательно пользоваться знанием «языка тела». Практически все используют те или иные жесты при общении с другими людьми. Жестикуляция при общении очень важна и помогает как передавать информацию, так и воспринимать её.
В исследовании поведения якутских подростков напрашивается вывод, что, во-первых, мимика так же важна, как и жесты, ей отводится большое значение в процессе общения. Во-вторых, жестов при невербальном общении достаточно много, значение некоторых может быть незнакомо кому-то из собеседников. В-третьих, жестикуляция присутствует при их общении с другими людьми.
Остается добавить, что если бы у подростков Якутска и у всего человечества отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами.
Литература
- Атватер И. Невербальное общение // Психология влияния – СПб.: Питер, 2001.
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. — СПб.: Питер, 1997.
- Битянова М. Особенности человеческой коммуникации // Школьный психолог. – 1999, №30. С.2-15.
- Еркенова, А. М. Невербальные средства коммуникации / А. М. Еркенова, Г. А. Кемельбекова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2 (11). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/785/ (дата обращения: 09.05.2022).
- Инфоурок. Невербальные средства коммуникации [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-neverbalnie-sredstva-kommunikacii-1031535.html (Дата обращения: 9.05.2022).
- Лабунская. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
- Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Студопедия. Жестикуляция [Электронный ресурс]. – URL: https://studopedia.ru/1_85130_zhestikulyatsiya.html (Дата обращения: 9.05.2022).
Сабурова Наталья Владимировна – кандидат филологических наук, доцент Института зарубежной филологии и регионоведения — кафедры «Английской филологии» федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Данилова Екатерина Даниловна – ученица 10 «лингвистического»класса Специализированного учебно-научного центра – Университетского лицея федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова», г. Якутск.