Социальная направленность рекламных текстов г. Якутска
Social orientation of advertising texts of the city of Yakutsk
Р.И. Платонова, С.Г. Гаврильева
R.I. Platonova, S.G. Gavrileva
Аннотация: В данной статье раскрывается социальная направленность рекламных текстов, их значение для социума. Также показана особенность выбора рекламы на основе якутских традиций и ценностей. Рассмотрена проблематика создания семьи у молодёжи, где выбор основывается на собственном опыте, их представления о рождении и воспитании детей. Рассматривается понятие социальной рекламы как построение социальных норм и правил в обществе. Производится лексический анализ примеров социальной рекламы.
Abstract: This article reveals the social orientation of advertising texts, their significance for society. The peculiarity of the choice of advertising based on Yakut traditions and values is also shown. The problems of creating a family among young people are considered, where the choice is based on their own experience, their ideas about the birth and upbringing of children. The concept of social advertising is considered as the construction of social norms and rules in society.Lexical analysis of examples of social advertising is carried out.
Ключевые слова: реклама, рекламные тексты, социальная реклама, семья.
Key words: advertisement, advertising texts, social advertisement, family.
В современном мире одним из важных элементов массовости является реклама.
Реклама — полноценный общественный институт, который выполняет определённые функции в социуме, и влияет на ценности, нормы и традиции, а также на поведение молодых людей. Это отличный способ привлечения внимания к актуальным проблемам и их причинам.
Зачастую используются рекламные видео ролики, банеры, плакаты, аудиозаписи на радио, единицей всего этого служит рекламный текст.
Рекламный текст — этоформа текстового материала, направленная на привлечение внимания целевой аудитории и её дальнейшего убеждения, стимулирования интереса. Он должен включать в себя актуальность заданной темы и иметь спрос аудитории. Важно подметить, что текст в рекламе должен быть краток, ясен, его оформление должно подходить к теме и вызывать приятные ассоциации.
Существует несколько видов рекламы: политическая, социальная и конфессиальная (религиозная). Нашим объектом исследования является социальная реклама. Как правило, целевой аудиторией социальной рекламы являются обычные люди, потому что такая реклама направлена на улучшение жизни в социуме. Чаще всего затрагиваются темы: алкоголизм, табакокурение, наркозависимость, профилактическая информация, отношения в семье. Также она направлена на поступки, поведенческие установки и на конкретный социум. Имеет цель изменить определённое поведение и служит идеям оздоровления, развития.
Проанализировав социальную рекламу города Якутска, оказалось, что основным её направлением является семья, а именно — деторождение, принятие ребёнка из детского дома, благополучие и уют. Целью данного посыла служит обращение к гражданам: рождение ребёнка — счастье в семье. Размещение этих стендов в большем количестве связано с уменьшением размера семьи, числа детей, потому что у нового поколения свои взгляды на создание семьи, у него поменялись ценности, актуальностью стало продвижение карьеры и получение стабильного заработка, нежели обустройство семейного очага. Сейчас многие считают, что ребёнок должен родиться в благополучной семье, которая может себе позволить содержать ребёнка в прочной семейной идиллии, где родители поддерживают друг друга и стоят на прочных надёжных взаимоотношениях, из-за чего семейные пары не спешат заводить больше 1-2 детей, они считают, что качественное воспитание должно включать большое внимание к успехам ребёнка, его мыслям и переживаниям, это значит, что он должен получать много родительского внимания. Ведь когда у тебя многодетная семья предпочтения родителей останавливаются на младших , аргументируя это тем, что у более старших детей есть свои дела и они могут справиться с этим самостоятельно. Из этого можно сделать вывод о том, что дети, родившиеся в многодетных семьях скорее всего создадут семью из 1-2 детей, чтобы по возможности уделить им максимум внимания, не обделяя никого.
Что касается людей из не многодетных семей, то по статистике они рвутся к общению со сверстниками и имеют представление об одинокой жизни, когда в семье нет брата или сестры, поэтому чаще всего они хотят создать крепкую и большую семью. Но сейчас во времена различных государственных льгот на пополнение семьи решаются многодетные пары, крепко стоящие на ногах, имеющие определённый социальный статус, решаются на рождение детей после 35-40 лет. За плечами у них есть опыт в воспитании детей, они знают что следует делать и чего стоит избегать.
Реклама, которую мы рассматривали, была размещена на стендах в центре города, на улицах, те места, где проходит основная масса населения. Поэтому, следует предположить, что, когда прохожий несколько раз пройдёт мимо таких обращений то, он задумается над этим, конечно, все люди разные, но для кого-то это станет решающим толчком для принятия ребёнка с детского дома, ведь множество людей готовы принять в свой очаг нового члена семьи, бывает так, что идея затерялась среди обыденной суматошной жизни. Говоря о подрастающем поколении то, это хорошее влияние, которое через стенды преподносит положительную информацию и остаётся глубоко в умах, что спустя какое-то время даст свои плоды.
Мы взяли 9 примеров из рекламы:
- Любовь отца — исключительна, в ней мало слов, она бесценна
- Счастливая семья — счастливая республика
Прямой порядок
- Счастье начинается с рождения малышки
- В нашей семье царит радость. Трезвость — наша традиция.
- В будущее только с трезвостью!
- Я жду тебя, мама !
- Его Жизнь в твоих руках
- Спасибо маме и папе за сестрёнку!
- Сестру и брата нашли сразу, а я спрятался и жду здесь! Привет!
В общей сумме получилось 57 слов, из которых 16 слов ассоциируется с семьёй. После анализа каждого примера, мы обнаружили, что в среднем рекламодатели используют около 28% слов, имеющих связь с темой семьи, это сделано для того, чтобы обратить внимание получателя на конкретную тему, чтобы он понял о чем идёт речь, хочется заметить, что на каждом стенде есть фотография семейной пары, это говорит об ассоциативном мышлении — это те вещи, с которыми мы привыкли представлять семью.
Также ещё одним важным аспектом являются якутские традиции, в которых основой служат семейные ценности. По представлению якутов, человек, который рождён в срединном мире, должен обязательно создать семью. Цель брака видится в образовании крепкой семьи, в создании материального состояния, в приумножении и продолжении отцовского рода. Итак, понятие семья понимается и расшифровывается по-разному, с точки зрения психологии, семья — группа взаимодействующих людей, объединённая супружескими отношениями, родственными связями, главная задача семьи — обеспечение условий для гармоничного развития отдельных членов группы. У якутов принято, что дети и родители поддерживают связь на протяжении всей жизни, родители оказывают финансовую и духовную поддержку, находятся рядом. Это и есть особенность якутской семьи — рождение ребёнка, здесь, как нигде заботятся о детях, даже если это давно выросший взрослый со своей семьёй, к нему всегда относятся добродушно, как к ребёнку, ведь для матери и отца неважно, сколько тебе лет, ты всё равно есть, был и будешь для них единственным.
Изучив материалы, мы пришли к выводу, что для якутов очень важны семейные традиции, которые соблюдаются несколько поколений, где считается ,что ребёнок это не просто член семьи, но и любимый родителями, окружённый заботой и теплом человек, даже не взирая на времена и годы. Поэтому традиции отражаются не только в семьях и межличностных отношениях, но и в социальной жизни, в которой важно, чтобы семьи были счастливыми и благополучными. Родители даже спустя несколько поколений заботятся о том, чтобы детям легче пришлось на жизненном пути.
Литература
- Белолюбская Г. Особенности семейных отношений в современном якутском обществе [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-semeynyh-otnosheniy-v-sovremennom-yakutskom-obschestve/viewer
- Добросельский В. Рекламный текст: анализ, структура [Электронный ресурс]. — URL: https://scipress.ru/philology/articles/reklamnyj-tekst-analiz-struktura.html
- Корякина А., Герасимова Л. Семейные ценности якутского народа в эпосе олонхо [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gramota.net/materials/2/2020/11/20.html
- Сазонова Е. Социальная реклама как инструмент продвижения традиционных семейных ценностей в России [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-reklama-kak-instrument-prodvizheniya-traditsionnyh-semeynyh-tsennostey-v-rossii/viewer
Платонова Раиса Ивановна — доктор педагогических наук, профессор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Гаврильева Светлана Георгиевна — ученик 10 лингвистического профиля Специализированного учебно-научного центра Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.