Т. Н. Пермякова, А. М. Касьянова

Семантика и функционирование эмодзи в японском письменном тексте на примере Twitter

Semantics and functioning of emojis in Japanese written text on the example of Twitter

Т. Н. Пермякова, А. М. Касьянова

T. N. Permyakova, A.M. Kasyanova

Аннотация: Цель статьи заключается в рассмотрении семантики и функционирования эмодзи в твитах (быстрых сообщениях) японских пользователей социальной сети Twitter. При анализе материала использовались методысплошнойвыборки, сентимент-анализа, наблюдения и систематизации. С помощью этих методов эмодзи были разделены на три группы по семантике и на пять групп по функционированию.

Abstract: The purpose of the article is to consider the semantics and functioning of emojis in tweets (quick messages) of Japanese users of the social network Twitter. When analyzing the material, the method of sentiment analysis, observation and systematization was used. Using these methods, emojis were divided into three groups by semantics and five groups by functioning.

Ключевые слова: невербальное общение, сентимент-анализ, эмодзи, юникод, эмотикон, каомодзи, мемоджи, анимоджи, социальная сеть «Twitter».

Keywords: nonverbal communication, sentiment analysis, emoji, unicode, emoticon, kaomoji, memoji, animoji, social network «Twitter».

Невербальное общение – это общение между собеседниками при помощи жестов, мимики, через прямые, телесные или сенсорные контакты. [5, 2006: 1694].

Сентимент-анализ­– это отрасль науки, которая анализирует отношение и эмоции людей. Двумя основными задачами сентимент-анализа являются распознавание эмоций (emotion recognition) и определение полярности (polarity detection). Тогда как первая фокусируется на приписывании единице анализа (слову, предложению, тексту) эмоционального тега (радость, раздражённость, грусть и так далее), последняя обычно представляет собой задачу бинарной классификации, где выходными данными будут являться три класса: «позитивный», «негативный», «нейтральный». [1, 2012: 144-157].

Эмодзи – это вид невербальной коммуникации 21-го века, состоящий из символов Unicode, способный передать эмоции и настроение получателю. В. Эванс определяет эмодзи, как «параязык, помогающий нам так же, как жесты, выражение лица или интонация при непосредственном общении». [2, 2017: 256]. Взяв за основу эмодзи, поддерживающиеся во всех устройствах, можно выделить 12 категорий и 46 групп.

Эмотикон – это набор символов из запятых, точек, скобок, цифр, который выражает эмоцию. Выделяют два основных вида эмотикона «:)» (улыбка, радость) и «:(» (грусть).

Также, существуют каомодзи, которые могут выражать не только эмоции, но и целый сюжет при помощи пунктуационных знаков и кандзи.

Мемоджи – это новейший вид невербальной связи, являющий собой движущееся изображение, напоминающее внешность отправителя. Может выражать лишь эмоции.

Анимоджи – это то же самое, что и мемоджи, но уже в виде животных.

В социальных сетях нельзя увидеть настоящую реакцию собеседника, его эмоции, поэтому со временем появились такие невербальные средства общения, как эмотикон, или же смайл, каомодзи, эмодзи, стикеры, мемоджи и анимоджи. Проблема правильного понимания эмодзи остается актуальной вследствие разного взгляда на конкретный символ, на который влияет окружение и время. На основании изложенного сформулирована цель работы – анализировать использование эмодзи японскими пользователями и выявить семантическую характеристику и функционирование эмодзи в социальной сети Twitter.

В качестве платформы для изучения эмодзи была выбрана социальная сеть «Twitter», так как она пользуется популярностью в Японии. Были выбраны случайные твиты различных пользователей вне зависимости от возраста и размера аудитории. Рассмотрены несколько твитов и проведен анализ в выбранных быстрых сообщениях.

Таблица 1

Эмодзи «🎉🎊» выражают радость, торжество,«🎂» торт. Также «🐬🦈» акула и дельфин. Японцы в социальных сетях часто присваивают персонажу из какого-либо фандома эмодзи, символизирующий его образ, характер. Это делается для упрощения написания имён. Например, эти акула и дельфин обозначают Флойда и Джейда из игры «Twisted Wonderland».

Таблица 2

Перевод

Я храбро сдал работу, но только что обнаружил ошибку😭 Я забыл поместить титульный лист… Ужасно, простите меня🙇

Здесь «😭» использован в своем первом значении. Особенностью этого «🙇» эмодзи является то, что в Азии и в Европе оно имеет разные значения. В Европе – «сидеть в напряжении», в Азии «поклон». В данном тексте эмодзи использован в своем первоначальном японском значении.

Таблица 3

Перевод

№1: Слишком мило😡      

№2: С завтрашнего дня (20. 12) выйдет новая серия продуктов «Год тигра», на которых изображены зодиакальный Тигр и талисман-апельсин🐯 Как вы готовитесь к Новому Году? 🎍✨  

Анализ: Первым делом получатель замечает «😡», выражающий злость, гнев. Прочитав текст, читатель не понимает, почему автор использует этот эмодзи в данном контексте и почему он так разозлился. Открыв профиль, можно увидеть, что до этого сообщения человек сделал ретвит, вследствие чего контекст становится понятным. Текст официального аккаунта «Старбакс» объявляет о новом продукте и для привлечения внимания использует эмодзи для украшения. Возвращаясь к первому твиту, можно понять, что пользователь вовсе не разозлился. Видимо, его наполняет спектр разных эмоций, которые можно описать лишь эмодзи с красным и угрюмым выражением лица. Таким образом, эмодзи, находящийся в определенной категории, может иметь значение, не имеющее отношение к тематической группе. Данный эмодзи выполняет функцию придачи эмоциональной окраски.

Таблица 4

Перевод

Приехало  

Анализ: автор использует символ «чихающее лицо», который позволяет понять, что случилось что-то долгожданное. Этот эмодзи имеет значение «чих», но в данной ситуации оно означает «сморкаться в платок после слез счастья». Количество эмодзи также говорит нам о бурной реакции отправителя, потому что человек, как правило, не считает количество символов во время нажатия. Данное действие показывает время бурной реакции человека.

Таблица 5

Перевод  

Открыла почту, а мой друг прислал мне рождественскую открытку. Очень-очень мило. 🙂 Она украшает парадный вход. Большое спасибо🥰

Анализ: Автор использует сразу два вида невербальной связи – эмотикон и эмодзи. Такое смешение встречается не часто из-за непопулярности эмотиконов в японском обществе. Использование «:-)» показывает, что пользователь на интуитивном уровне отделяет значение данного символа от «😊», являющегося его эквивалентом.

Таблица 6

Перевод

Доброе утро🐓  

Анализ: «🐓» один из тех эмодзи, которое имеет одной значение, но в данном случае семантика выражается путем ассоциации данного эмодзи с ранним подъемом и утром.

Функция – повторение мысли.

Исследовав эмодзи, выделили три ключевые семантические группы (см. таблицу 2).

Таблица 7

Группа Семантика Пример
Лица Множество значений, зависит от контекста 😭
Жестикуляция Не более пяти значений, зависит от автора и восприятия получателя ✊🙏
Предметы, природа и действия Лишь одно значение 🚘☂

Особенностью семантики эмодзи является то, что в некоторых случаях эмодзи имеют два и более значения, например, «🙏» имеет два смысла – знак благодарности и мольба. Также, автор сам может поставить любой символ вне зависимости от контекста.

По менталитету японцы являются менее эмоциональными внешне, им не свойственно выражать свои чувства при всех. Свои эмоции они выражают в письменном виде в сообщениях и письмах через эмодзи. Японцам важно показать всю эмоциональность через текст, поэтому они могут смешивать средства невербального общения. На сегодня проблема правильного понимания эмодзи остается актуальной, так как это влияет на понимание смысла текста быстрого сообщения в общении через социальные сети, и таким образом можно сократить время набора символов.

Проанализировав эмодзи в твитах японских пользователей, были выделены 5 основных групппо функционированию: украшение, повторение мысли, замена слов, эмодзи, использованные по своему значению и эмодзи, использованные в качестве усиления эмоциональной окраски, но использованные в своем непривычном виде.

 Особенностью эмодзи является то, что в Азии и в Европе могут иметь разные значения.

Литература

  1. Cambria, E. The hourglass of Emotions / E. Cambria, A. Livingstone, A. Hussain // Cognitive Behavioural Systems. Lecture Notes in Computer Science; ed. A. M. Esposito, A. Vinciarelli, and R. Hoffmann, V. C. Muller. — 2012. 144-157 с.
  2. Evans Vyvyan, The Emoji Code: The Linguistics Behind Smiley Faces and Scaredy Cats; — 2017. — 256 с.
  3. Kelly Ryan, Watts Leon. Characterising the Inventive Appropriation of Emoji as Relationally Meaningful in Mediated Close Personal Relationships, Bath, University of Bath; — 2015. — 7 с.
  4. Macmillan English Dictionary of Advanced Learners, ИК. 2006, — 1694 с.
  5. Справочник по психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spravochnick.ru/. (Дата обращения 10.11.2021).

Пермякова Туйара Николаевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры восточных языков и страноведения Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Касьянова Анастасия Михайловна—лицеист 10 класса лингвистического профиля Специализированного учебно-научного центра – Университетский лицей Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.