М.С. Эверстов, Я.С. Попова

Речевой портрет бабушки в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Speech portrait of grandmother in the story of PavelSanaev

«Bury Me Behind the Skirting Board»

М.С. Эверстов, Я.С. Попова

M.S. Everstov, Ya.S. Popova

Аннотация: На стыке девяностых годов в русской литературе рушится идеализированный образ семьи, на их месте появляются произведения, в которых обсуждаются проблемы воспитания и взаимопонимания между членами семейства. Анализ речевого портрета помогает глубже ознакомиться с мотивами и чувствами персонажей. В произведении Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» каждый член семьи Савельевых обладает собственной историей и прототипами. Реплики, монологи и диалоги являются богатым материалом для анализа поведения главных героев и выявления проблем в их взаимоотношениях.

Abstract: At the junction of the nineties, the idealized image of the family collapses in Russian literature, works appear in their place that discuss the problems of upbringing and mutual understanding between family members. Analysis of the speech portrait helps to get more and more familiar with the motives and feelings of the characters. In Sanaev’s work «Bury Me Behind the Plinth,» each member of the Savelyev family has his own history and prototypes. Lines, monologues and dialogues are a treasure trove of material for analyzing the behavior of the main characters and identifying problems in relationships.

Ключевые слова: речевой портрет, Павел Санаев, похороните меня за плинтусом, неправильное воспитание, семья

Keywords: speech portrait, Pavel Sanaev, bury me behind the plinth, Improper upbringing, family

В конце девяностых годов на свет появляется автобиографическая книга Павла Санаева, автор выделился на фоне остальных писателей своего времени во многом благодаря остро стоящей проблеме о неправильном воспитании детей и интересными для рассуждения персонажами. Эта тема как никогда актуальна в настоящее время, когда семьи особенно подвержены разводам.

 Внутренний мир человека уникален и разнообразен. Так же, как и человек, персонажи из книг бывают наделены особым рядом характерных ему черт, что создает в нем уникальность и неповторимость. Речевой портрет – это система определенных параметров, по которым создается упорядоченный образ человека или персонажа. Ю. Караулов, М. Панов и М. Китайгородская доказали, что речь является прямым отражением личности . Жаргонные слова, междометия, обороты и слова-паразиты могут многое рассказать о человеке.

В повести «Похороните меня за плинтусом»бабушка Нина показана противоречивым персонажем. Все её действия с последующими негативными последствиями оправдывают трагическими событиями из прошлого бабушки. Известно, что целью самого автора было оправдать бабушку, но задумка эта не до конца осуществилась. Если смотреть на сюжет книги, то история выглядит обыкновенной: Ольга, мать Саши Савельева, оставила ребенка на шее своей пожилой матери. Но на самом деле все куда глубже. Нина Антоновна сущий деспот, несущий в жизнь своих родных страдания.

Она часто прибегает к крикам и нецензурным выражениям, может устраивать истерики и драки, несмотря на то что особого повода к такому исходу событий нет. Если изучить ее речь, можно заметить, что чаще всего она использует выражение «сволочь» и «тыц-пиздыц»: «Ты так и будешь надо мной издеваться, проклятая сволочь?!»; «Вонючая, смердячая сволочь»; «Ненавистная сволочь! Ее реплики нередко сопровождаются колкими шутками, руганью, нотациями и попыткой унизить собеседника: «Гицель проклятый, татарин ненавистный!»Махинации со «словами-обращениями» направлены на то, чтобы понизить роль человека в глазах говорящего. Таким образом бабушка унижает своего супруга, расширяет границы дозволенного. Наряду с этим обращением, бабушка использует и другие: предатель, садист, осел, кот безъяйцый, жулик. Но в редком исключительном эпизоде также есть теплое и ласковое обращение «Сенечка». Обращаясь по имени, Нина  расположена дружески и она воспринимает Всеволода как близкого человека.

В то же время, иногда в реакциях этой озлобленной старой женщины можно увидеть неожиданные эмоции. Например, смущение: «Ну чего уставился?».Или грубое проявление заботы: «Так ты же не жуешь ни черта! Заглатываешь кусками такими, что ничего не усваивается!» Однако нельзя не отметить, что любовь бабушки изуродована и парадоксальна самому значению слова «любовь». Любовь по определению не может быть грубой и не может вызывать неприятные эмоции. Однако у героини повести Санаева все иначе: «Я скорее сама землю есть буду, чем тебе несвежее дам»; «Я его выкупаю, потом воду менять нет сил, сама в той же воде моюсь. Знаю, что после него вода, так мне она как ручей на душу. Пила бы эту воду!».Упоминание о любви сопровождается мыслями о смерти: «…Лучше б мне в детстве умереть, чем всю жизнь без любви прожить. Всю жизнь другим себя отдавала, заслужить надеялась! Сама любила как исступленная…». Нина является плохим примером взрослого человека для Саши. У ребенка могло произойти впечатление, будто родительская любовь- это сплошное страдание, физическое и моральное насилие. Каждая ее реплика негативно влияет на Сашу, учит внука лгать. Саша уже запомнил ее слова: «Бабушка часто объясняла мне, что и когда надо говорить. Учила, что слово — серебро, а молчание — золото, что есть святая ложь и лучше иногда соврать, что надо быть всегда любезным, даже если не хочется. Правилу святой лжи бабушка следовала неукоснительно».

В этой же главе раскрывается прошлое бабушки Нины. Мы узнаем о сложных временах ,которые пришлось ей пережить. Она много жалуется на жизнь и ждет сочувствия от медсестры Тони:«— Ненавижу я эту Москву! Сорок лет ничего здесь, кроме горя и слез, не вижу. Жила в Киеве, была в любой компании заводилой, запевалой»; «Хотела актрисой быть, отец запретил, стала работать в прокуратуре. Так тут этот появился. Артист из МХАТа, с гастролями в Киев приехал. Сказал — женится, в Москву увезет. Я и размечталась, дура двадцатилетняя!» Нина сильно обижается на своего супруга. Однако за свою судьбу должна быть ответственна она сама, а не кто-либо другой. В последствии, мы часто застаем перепалки между мужем и женой как раз из-за нереализованных надежд Нины на опеку со стороны Всеволода. Бабушка не смогла полностью достичь свои мечты, свой потенциал и теперь она сильно жалеет о непринятых решениях. Ее жизнь состоит целиком из обиды на отца и мать, на мужа, а в последствии и на дочь с ее сыном тоже.

Мы понимаем, что на ее характер повлияла тяжелая потеря: «Впер меня в девятиметровую комнату, и сразу ребенок… Алешенька, чудо мальчик был! Разговаривал в год уже! Больше жизни его любила. Так война началась, этот предатель заставил меня в эвакуацию отправляться. На коленях молила, чтоб в Москве оставил! Отправил в Алма-Ату, там Алешенька от дифтерита и умер».Похоронить собственного ребенка должно было быть сложно и травматично для морального здоровья человека.«Потом Оля родилась, болела все время. То коклюш, то свинка, то желтуха инфекционная.».

После смерти сына большие надежды она возлагала на дочь, но та, как видно из текста, не выдержала давления властной женщины и только для того, чтобы сбежать из дома, повторила судьбу своей матери и вышла замуж в очень раннем возрасте. Поэтому Нина загубила жизнь своей дочери. Свою дочь она называет: Чума, курва, проститутка, стерва, потаскуха. По обращению к дочери сразу видно, насколько сильно она ее отвергает. Нина практически никогда не зовет дочь по имени, лишь унижающие нарекания. Она видит в ней врага, будто Саша на самом деле сын Нины, а не Ольги.

Кроме того, бабушка все еще не видит картину трезво, она винит во всех бедах других людей, но только не себя. В итоге складывается ощущение, будто ей уже нечего терять, будто Нину все обокрали и унизили. И теперь она мстит своим близким. Скорее всего, Нина Антоновна все это время была душевно больной, потому что до этого момента она уже лечилась в подобных больницах. Тем более ее реплики, обращения к другим людям вплоть отличаются от других людей какой-то попыткой привлечь к себе внимание, какой-то вульгарностью речи.

В финале книги бабушка умирает. Она до последнего боролась за внука, чтобы отобрать Сашу от его матери. Мы понимаем ,что только смерть могла заставить намерения бабушки отступить и отдать внука. В конце Саша не чувствует абсолютно никаких негативных эмоций когда хоронят бабушку. Он всецело поглощен новообретенной свободой и жизнью без насильственного унижения. Вряд ли бабушка смогла когда-нибудь отпустить страшные обиды из прошлого и простить всех, поэтому такой исход событий наиболее безопасный для всех членов семьи. И теперь желание Саши жить с мамой наконец сбудется.

Данное произведение является одним из первых книг о проблемах в русской семье. Через речевой портрет мы проанализировали, что отношения между членами семьи Савельевых ужасно выстроены и разрушить эту цепочку ненависти могла только смерть. Основная проблема заключалась именно в бабушке Нине. Бабушка была обычным человеком, однако затем через многие тяготы ее жизнь превратилась в сущий кошмар, и она до сих пор не может оправиться с этого момента. В любом случае, Нина так и остается жертвой своего прошлого.

Литература

1.Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика [Текст] / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. — М., 2001

2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Издательство ЛКИ, 2010.

3. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия М.: Наука, 1995.

4. Список трудов М. В. Панова // Жизнь языка. Сб. ст. к 80-летию М. В. Панова. Сост. Л. А. Капанадзе. Отв. ред. С. М. Кузьмина. М.: Языки славянской культуры, 2001. C. 535—543.

Источники

П. Санаев Похороните меня за плинтусом//. Литрес [Электронный ресурс] -https://www.litres.ru/pavel-sanaev/pohoronite-menya-za-plintusom/chitat-onlayn/

Эверстов Максим Сергеевич, магистр филологии, специалист, преподаватель Специализированного учебно-научного центра при Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова, г. Якутск.

Попова Ярослава Святославовна — лицеист 10 класса лингвистического профиля Специализированного учебно-научного центра при Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова, г. Якутск.