Т.Н. Пермякова, Я.И. Федорова

Стилистические особенности англоязычного песенного дискурса на примере группы twenty one pilots

Stylistic features of the English language  song discourse on the example of a group  twenty one pilots

Т.Н. Пермякова, Я.И. Федорова

T. N. Permyakova, Yа.I. Fedorova

Аннотация: В статье представлен анализ стилистической характеристики англоязычного  песенного дискурса на материале песен группы «twenty one pilots». Современный песенный текст как явление массовой культуры имеет широкое распространение, в первую  очередь с тем, что такой  текст обладает особыми характеристиками в плане воздействия на своих слушателей. В этой статье изучены наиболее употребляемые изобразительно-выразительные единицы в песенных текстах ранее названной музыкальной группы. Сделан вывод о средствах языковой выразительности и активном использовании уникальных стилистических приемов в 26 песнях, отобранных с помощью метода сплошной выборки,  из двух альбомов американской группы “twenty one pilots”.

Abstract: The article presents an analysis of the stylistic characteristics of the English song discourse based on the material of the songs of the «twenty one pilots» group.  The modern song text as a phenomenon of mass culture is widespread, primarily due to the fact that such a text has special characteristics in terms of influencing its listeners.  In this article, the most used concepts in the song texts of the previously named musical group have been studied.  The conclusion is made about the means of linguistic expressiveness and the active use of unique stylistic devices in 26 songs selected using the continuous sampling method from two albums by the American group “twenty one pilots”.

Ключевые слова: «twenty one pilots», песенный дискурс, лексика.

Key words: «twenty one pilots», song discourse, vocabulary.

Сегодня объектами  активного  рассмотрения  среди  исследователей   являются различные тексты, так как они являются частью современной культуры,  имеют  широкую  популярность по всему миру,  а  также максимально отражают языковые изменения. Учитывая растущийинтерессовременнойлингвистикикпроблемевзаимодействияязыка,культурыичеловека,вцентрнашегоисследованиямыставимодинизкомпонентовкультуры –современный песенный текст.

  Дискурс — вербально артикулированная форма объективации содержания человеческого сознания, регламентированную господствующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности. (М.А. Можейко)

  Песенный дискурс – это один из основных способов хранения и передачи культурного наследия многих народов, в котором отражается социальные установки, ценности, стереотипы, культурные нормы поведения, передающиеся из поколения в поколение. (И.С. Пысина)

  Современный песенный дискурс является неотъемлемой частью национального достояния каждого общества, и именно при помощи песни раскрывается духовный мир индивида, его отношение к самому себе и окружающему миру.

   Характерными особенностями молодежного песенного дискурса являются полифункциональность, связь с традициями культуры, нонконформизм, маргинальность и стереотипизация.

   Беря во внимание современные музыкальные композиции, которые слушает молодое поколение, можно выявить наиболее употребляемые концепты, используемые в текстах песен.

   Одним из важных англоязычных особенностей песенного дискурса считается стилевая характеристика композиций в различных направлениях современной музыки. Для большинства текстов музыкальных композиций характерен обыденный, разговорный стиль, что является признаком народности и демократичности в англоязычных странах.

   В современном песенном дискурсе текст по своей стилистике неоднозначен, так как в нем может присутствовать и разговорная речь, и поэтические элементы. Однако целесообразнее выделять в текстах песенных композиций совокупность определяющих стилевых разговорных и поэтических характеристик, так как в чистом виде в тексте не демонстрируются черты одного стиля. Следовательно, песенные композиции представляют собой поэтическое творение, находящееся под влиянием разговорной речи.

   Изучая тексты современных песенных композиций американской музыкальный группы «twenty one pilots», мы рассмотрели использование средств художественной выразительности, а также несколько изменений в формах слов, которые часто встречаются в современном песенном дискурсе.

 Для разговорной речи, а значит и для текстов песен, характерны сокращения: звуки либо

смягчаются, либо вовсе не произносятся. На месте пропущенных букв в словах чаще всего ставится апостроф. Например:

‘cause, hearin’, popin’, playin’, somethin’, freezin’, headin’, thinkin’, shoulda, walkin’, droppin’, stoppin’, smokin,‘em, rappin’,nothin’,somethin’, rushin’,walkin’, sayin’, talkin’, ol’, takin’, comin’, fallin’, gotta, takin’, obsessin’,messin’, singin’ ,stayin’,seein’,tryin’, ya, lovin’, runnin’, ‘em, callin’, comin’, dustin’, smirkin’, circlin’, freezin’, sleepin’, thinkin’ ,movin’, goin’, movin’, problem-solvin’, ‘til, showin’, growin’, gotta.

    Употребление данных сокращений направлены, прежде всего, на сохранение ритма и рифмы в песенных композициях и стилизацию песни.

   По итогу анализа в 26 песнях было выявлено 53 сокращения, при этом большинство из них неоднократно повторялось в тех или иных песенных текстах.

   Многочисленные повторения, также характерны для песенных текстов.

Почти в каждой песне встречаются повторения, это может быть как повторение строчек, например “…don’tletmebegone…”(x4) в песне “Goner”, так и повторения эмоционально-окрашенной лексики, например “…oh-oh-oh…”(x4) в песне “Fairylocal”. Всего было найдено 103 повторения, как слов, так и эмоционально окрашенной лексики. Мы  можем  сделать  вывод,  что  использование  повторов  в  песенном дискурсе   обусловлено   желанием   автора   обратить   внимание слушателя  на  какой-либо  объект,  добавить  выразительности,  а также мелодичности и ритмизации.

   Авторские неологизмы довольно частые явления в песнях группы «twentyonepilots». Это средство художественной выразительности наиболее часто проявляется в альбоме “Trench”. “Trench («канава», «траншея») Trench — мир, который придумал солист группы, Тайлор. Каждая песня в альбоме — часть мрачной истории об альтернативной реальности в рамках альбома. Бандито (авторский неологизм) — люди, противостоящие Епископам. Тайлер под ними подразумевает близких ему людей и слушателей. Еще один яркий пример — Demo, встречающийся в песне «NicoandTheNiners». Demo — выдуманный город-крепость в котором проживает Тайлер. По словам самого солиста этот город олицетворяет страхи, пороки и депрессивное состояние из которого предстоит выбраться.

Blurryface — название альбома 2015, которое означает альтер-эго и тёмную половину солиста группы. Blurryface – не настоящий человек, а, скорее, нематериальная сущность, живущая в Тайлере. О его существовании впервые стало известно из песни “Fairly Local”.

   Уникальный авторский стилистический прием появляется в последней песне в альбома 2018 года.

«Msilaiv ecnuoned ew

Tsae eurt daeh dna amed evael lliw uoy

Sotidnab era ew**»

   Пролог звучит приглушённо и задом наперёд, что намекает на секретность содержащегося в нём посыла, который необходимо утаить от Епископов. С целью удержания жителей Демы в пределах города Епископы придумали религию под названием «виализм» (от англ. vial — пузырёк, пробирка, склянка), что можно интерпретировать как «жизнь под колпаком». Епископы олицетворяют пленяющие людей душевные недуги (различные комплексы, депрессию и т.п.), а противостояние Епископам в этом смысле аналогично внутренним конфликтам и внутренней борьбе.

   Метафора – самый распространенный троп, средство языковой выразительности в англоязычных песенных текстах. Например: “Travel in garound thissun”  (“Legend”) означает людей, “I’m tired of tending to this fire”    (“Leave the city”) можно перевести как «я устал поддерживать этот огонь» что означает устал жить  .

  Всего было найдено 17 метафор.

   Как считает Ю. Е. Плотницкий «… корпус метафор, частично слагается из общекультурного пласта презумпций и стереотипов, частично — представляет собой индивидуальное творчество данного автора.»

   Таким образом, проанализировав, 26 англоязычных песенных текстов из двух альбомов с помощью метода сплошной выборки, мы пришли к выводу, что в песнях группы “twenty one pilots” преобладают повторения (103),  а также авторские неологизмы (19) и уникальные стилистические приемы(4). Наименее используемое художественное средство выразительности является метафора (17).Причинами использования средств языковой выразительности является потребность в сохранении рифмы и ритма, а также желание автора обратить внимание слушателя  на  какой-либо объект,  добавить  эмоциональной окраски, а также мелодичности и ритмизации.

  Литература

  1. Пашкова, Е. А. Песенный дискурс в общем контексте культуры / Е. А. Пашкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 184-186.
  2. Плотницкий Ю.Е. Англоязычный песенный дискурс как компонент культуры // Прагматические и социокультурные аспекты лингвистики и методики. Самара, 2002. — С. 54—58. Плотницкий, Ю. Е.
  3. Лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса / Плотницкий Юрий Евгеньевич. – Самара, 2005. – 147, 183 с.
  4. Полякова Л.С. Теоретические подходы к определению понятия «дискурс»  //  Язык.  Текст. Дискурс:  Научный  альманах  Ставропольского отделения РАЛК/Под ред. проф. Г.Н. Манаенко. Выпуск 7. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. -С.87-91.
  5. Пысина И.С. Языковые особенности молодежного англоязычного песенного дискурса // Электронная библиотека БГУ. — Минск, 2018. -С.3-5[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/199417

Пермякова Туйара Николаевна — к.ф.н., доцент ИЗФиР Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.

Федорова Яна Игоревна — ученица 10 лингвистического класса Специализированного Учебно-Научного Центра Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.