А.В. Шкатуляк, С.Ф. Лазарева

Образ школьника в языковом сознании русских и якутов

The image of a schoolboy in the linguistic consciousness of russians and sakha

А.В. Шкатуляк, С.Ф. Лазарева

A.V. Shkatuliak, S.F. Lazareva

Аннотация: В статье дан анализ проведенного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие респонденты двух возрастных .групп: «взрослые» и «молодёжь», при этом в анализе учитывался фактор родного языка для респондентов. В результате сравнения полученных результатов были выделены как общие. Так и отличные реакции на одно слово-стимул.

Abstract: The article gives an analysis of the conducted association experiment, in which respondents of two age groups took part: «adults» and «youth,» while the analysis took into account the factor of the native language for respondents. As a result of the comparison, the results obtained were highlighted as general. So are the excellent reactions to a single stimulus word.

Ключевые слова: психолингвистика, языковое сознание, языковой образ, школьник.

Key words: psycholinguistics, language consciousness, language image, schoolboy.

Проблема различий в языковом сознании людей нередко заключается в этническом менталитете, возрасте и социальной принадлежности. Эти различия формируют мировосприятие и дают ему “характерную окраску”, что приводит к необходимости изучения языкового сознания, поскольку процессы глобализации стремятся к созданию общемировое пространство, но из-за культурных и индивидуальных различий, одни и те же слова, имея в основе одно и то же понятие, могут иметь разное значение. Для выявления отличий в восприятии одного и того же слова представителями разных языковых культур – русских и якутов – был проведён ассоциативный эксперимент, и в настоящей статье дана интерпретация полученных результатов.

В проведённом ассоциативном эксперименте приняли участие 128 человек в возрасте от 16 до 50 лет, которые составляют две группы по возрасту – 16-18 лет («молодёжь») и 35-50 («взрослые»). При этом в каждой возрастной группе были выделены еще две группы по родному языку – русский или якутский, ответы также могли быть даны как на русском, так и на якутском языка.. Таким образом, далее рассматриваются ответы следующих групп:

  35-50 («взрослые») 16-18 («молодёжь»)
Русскоязычные 40 23
Якутоязычные 33 32

Среди ответов якутоязычной «молодёжи» встретились следующие реакции:

  1. Связанные с основной деятельностью и нейтральные по своей оценке – учёбой: учебники, школьные парты, школьная форма, уроки, школьная форма, рюкзак; Школьник – ребенок начальных классов с портфелем и школьной формой. Как тот образ, который в рекламе/на открытках; Быть школьником – это настоящее испытание, в котором можно провести время как плохо, так и хорошо, так как от репутации зависит многое.
  2. Связанные с основной деятельностью – учёбой, но отрицательно окрашенные (наиболее частотные): усталость, недосып, Раб современной учебной программы/системы; Со школьником у меня ассоциируется такие понятия, как учеба, школа, школьная форма, ЕГЭ. То есть школьник для меня это усталый человек, на которого давят родители и вообще все, убеждающие в том, что человек должен хорошо сдать экзамены и оценки – это показатель его ума; Для меня образ школьника – это человек, который старается учиться, устает, часто ходит без настроения, молчалив, после школы обедает и занимается своими делами. К вечеру готовится к школе, выполняет д/з, стирает одежду, затем поставит будильник и ляжет спать. Ассоциации: оценки, школьная форма, сонливость, сбитый режим, домашняя работа, пенал и рюкзак; Депрессивный ученик, застрявший в рутине оценок и шаблонных дней; Человек, который учится быть удобным и послушным для других, но не удобным для себя; Батан, у него/нее в голове одна учеба, как стать лучше остальных и не подводить своих родителей и учителей, люди считают их зубрилами, они очень умные; Раб образования;
  3. Связанные с основной деятельностью – учёбой, но положительно окрашенные (единичные примеры):Школьная форма и желание учиться; Прилежный вид, рабочая обстановка, выполнение домашней работы за чашечкой чая и печеньками; Активный, общительный, много читает, самостоятельный, вежливый, уважительно относится к старшему поколению, придерживается ЗОЖ, знает и интересуется историей, культурой своего народа, знающий свои права и обязанности, не эгоист и обязательно в школьной форме;
  4. Идеализированный образ: Как по мне, образ школьника следующий: серьезный характер, высоко, гордо вытянутая голова, предвкушающая победу. Деловой стиль одежды, с приподнятым настроением, владеет как минимум тремя языками, правильно питается, отсутствуют вредные привычки, полная вера в абсолютизм, прекрасное знание истории своей родины, полный порядок в личном пространстве;
  5. Возраст: ребёнок, дети; Дети 7 – 13 лет в школьной форме, обычно с огромными рюкзаками и с чупачупсами во рту; капризный, бегающий и орущий маленький чел начальных классов; Маленький и агрессивный, без инстинкта самосохранения;
  6. Одежда: школьная форма, деловой стиль одежды, Мальчик в одежде из Синара; одежда из Таши и лакированные туфли/ботинки; девочка с рюкзаком, который больше нее самой.

В целом доминирует такая ассоциация, как усталый, что может объясняться тем, что эксперимент проводился в конце учебного года среди учащихся старших и выпускных классов, у которых в апреле и мае возрастает учебная и психологическая нагрузка.

Среди реакций в русскоязычной группе «молодёжь» можно выделить следующие группы:

  1. Идеализированный образ: выглядит опрятно, причесанные волосы, одет в школьную форму, культурный, соблюдает все правила в школе. Занимается, получает знания и оценки, помимо этого есть внеурочные деятельность: спорт, чтение книг и любое хобби; Ум, пунктуальность, эрудиция, здравомыслие, друзья; Знания, стремление к чему-либо, олимпиады, соревнования;
  2. Реакции, связанные с основной деятельностью – учебой, но с отрицательной оценкой: Раб школьного образования; Человек, который пытается угодить всем; В основном сидит дома, редко бывает с компанией друзей; Активный, уверенный в себе, но не сильно старается учиться; Уроки, долги и бессонница; Образ школьника скорее замученный учебой, в стильной форме: однотонные бежевые цвета, может и черная водолазка, в основном брюки, но иногда юбки; Интернет, игры, школа, вредная еда, усталость, бессонница и книги; Страх не оправдать ожидания; экзамены и отсутствие свободного времени;
  3. Реакции, связанные с основной деятельностью – учебой, но с нейтральной оценкой: Школа, занятия над домашней и классной работой; Школьная форма, бантики и учебники; У меня в голове школьник – это учебники, тесты, форма, бантики, парты и канцелярские товары. Также любые песни, связанные с первым звонком или школой; Ассоциируется со школой, форма черно-белая, как у нас в школе; Вообще, когда говорят слово «школьник», у меня возникает образ мальчика примерно 11 лет в деловом костюме. также ассоциируется с классом, уроками, расписанием. Еще, наверное, немного с образами из советских фильмов, по типу детей в форме и пионерских галстуках, девочки с бантами; Школьная форма, учебники и рюкзак; Постоянно балуется и бегает в столовку
  4. Возраст: энергичный ребенок, который бегает на переменах. Ведет себя неосторожно.

Среди ответов встретился единично такой, который включал как отрицательную, так и положительную оценку школьника: Он либо умный и слушает все на уроках, либо лодырь, который ходит в школу просто повеселиться. Следует отметить, что один участников эксперимента в данной группе дал обоснованное пояснение своей реакции на слово-стимул: Для меня это ассоциируется с постоянным обучением. Люди развиваются всю свою жизнь, но именно в школьном возрасте, развития, принятия решений и умения адаптироваться требуют больше всего. Поэтому в моей голове ученик – человек, вечно ищущий, довольно часто потерянный и беспокоящийся, исходя из которого можно предположить, что значение слова может быть индивидуально расширено до понимания «человек, который постоянно учится»; единично же встретился ответ, в котором реакция была отражением частотного изменения, по мнению автора ответа, значения слова «школьник» в интернете: У меня ассоциируется либо с прилежностью, либо с незрелостью мышления, из-за того, в каком контексте это слово часто употребляют в интернете.» Однако в данной группе не встретились реакции с положительной оценкой основной деятельности школьника.

            В следующей якутоязычной группе «взрослые» реакции чаще всего были связаны с образом школьника советского времени, а также с советскими фильмами о школьниках и школьной жизни: мальчик – школьник в синей форме; Советский портфель и советская синяя форма для мальчиков; пионерский галстук; маленький мальчик в синей форме, похож на Чижикова из фильма; «Приключения Электроника»; мальчик в темно-синей школьной форме с эмблемой на рукаве; типичный советский школьник; Журнал «Пионер» из СССР”; “Петров и Васечкин”; школьники с портфелями и значками октябренка”; ученик из СССР; сэбиэскэй са5анаа5ы форм алаахрюкзактаах о5о (ребенок в форме и рюкзаком советских времен); мальчик в советской форме с портфелем. Нередки также реакции, связанные с основной деятельностью школьника – учёбой – и атрибутами школьной жизни: школа, перемена, портфель; школа, рюкзак, уроки, перемена; ученик; домашки, зум, форма; экзамены; школа, учитель, класс, домашнее задание, последний звонок, 1 сентября; звон колокольчика; уроки; школьные линейки; школьная столовая; парты; родительское собрание; дневник;оскуола о5ото (ребенок школьного возраста); кыра о5о (маленький ребенок); при этом встретились реакции, имеющие эмоциональную окраску — любознательный почемучка, радостный последний звонок, грустное первое сентября; форма, домашка и головная боль, в которых нашли отражения переживания респондентов как родителей обучающихся в школе. Еще одна реакция связана с характерным внешним обликом школьника: белые фартуки; девочка с рюкзаком и большими белыми бантиками; опрятная девочка в костюмчике; ученик, обучающийся, ребенок школьного возраста, в школьной форме и ранцем, с бантами; галстук; мальчик с рюкзаком, идущий в школу; и возрастом: подросток? младший школьник, мальчик; парень маленького роста с детской прической; Школа. ребенок, портфель; мальчик в школьном костюме лет 10, с рюкзаком на спине и веселый. Особенностью данной возрастной группы было наличие реакции, связанной с велосипедом советского производства с названием «Школьник»: велосипед; мой первый велосипед Школьник; Миэхэ велосипед костонкэлэр, урутбаараоннук (мне вспоминается велосипед, был такой у меня раньше). Встретились и единичные реакции: драки на переменах; сразу работа вспоминается; знания.

            Схожие реакции были и в русскоязычной группе «взрослые»: 1) образ советского школьника, навеянные фильмами: маленький мальчик в советской форме; школьники из советских фильмов; образы из советских фильмов или плакатов; значок октябренка; комсомольский значок, пионерский галстук и портфель; галстук и значок из СССР; тетрадки, парты и пионерский галстук; 2) школьная жизнь и атрибутика: ассоциируется с учителем, доской, формой, опрятно одетый и носит рюкзак; звонок, перемена, столовая; девочка с белыми бантами и фартуком; галстук и последний звонок, школьные принадлежности, дневник и учебники; директор и учителя; 3) оценка: веселый мальчик в школьной форме; дерзкий, молодой, пионерский галстук и школьная черно-белая форма; советская форма, энергичный, отсутствие стремления узнавать новое; балбес; нынешние школьники меньше читают, но более целеустремленные; Открытый знаниям человек; Ребенок, который много дурачится. Но не встретилось реакций, связанных с наименование советского велосипеда.

Таким образом, в группе от «молодёжь» реплики-реакции схожи: энергичный, активный, дисциплина, опрятность, знания, целеустремленность, рабочая обстановка, пунктуальность, образы из открыток или рекламы школьной одежды, интернет, недосып, раб образования, усталость, экзамены, боязнь не оправдать ожидания, нехватка свободного времени, капризный, неосторожный, закрытый.Однако некоторые представители якутской группы «молодёжь» отмечают, что школьник у них ассоциируется с знаниями/обучением о культуре, а в русской группе – школьники из советских фильмов. Схожи реакции и в группе «взрослые», где также не появляются значительные этнические различия: пионерский галстук, значок октябренка, советский портфель и школьная форма, образы из советских фильмов (в основном “Приключения Электроника”), последний звонок, нежелание учиться, балбес, головная боль, дерзкий. Чаще всего различные индивидуальные реакции связаны с личным опытом участника эксперимента.

Ещё следует отметить, что, несмотря на возраст и культурные различия, в основном возникают ассоциации такие ассоциации, как школьная форма и портфель/рюкзак, школьные принадлежности. Школьник чаще является ребенком и мальчиком, чем девочкой. «Взрослые», возможно, отвечают таким образом, потому что школьное время им кажется проще и беззаботнее, а также их школьное время – это развал СССР, система разваливалась и культ учебы был ослаблен, большинство не считало образование нужным. Тогда люди были более раскрепощенные и открытые, но безответственные. Нынешнее поколение если даже не более ответственное, но требования точно стали строже, а также закрытое, учитывая, что сейчас многие учатся дистанционно.

Из всего сказанноговыше, можно заключить, что языковой образ школьника больше зависит от возраста, чем от культуры, потому что образование общее, то есть везде примерно одинаковое, не всегда учитывающее индивидуальные, этнические или культурные отличия.

Литература

  1. Большой толковый словарь русского языка.Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/info/bts.
  2. Баринова И.А., Нестерова Н.М., И.Г. Овчинникова. «Языковое сознание»: к вопросу об определении и интерпретации термина // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2010. №4. [электронный ресурс]. —  Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoe-soznanie-k-voprosu-ob-opredelenii-i-interpretatsii-termina.  (дата обращения: 11.05.2022).
  3. Рублик Т. Г. Языковая личность и ее структура // Вестник Башкирск. ун-та. 2007. №1. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-lichnost-i-ee-struktura.  (дата обращения: 11.05.2022).
  4. Якутско-русский словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sakhatyla.ru/

Шкатуляк Анна Валентиновна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск/

Лазарева Светлана Федоровна – лицеист 10 класса Специализированного учебно-научного центра Северо-Восточного федерального университета лингвистического профиля г. Якутск.