А.В. Старостина

Развивающая система учебных заданий в ТРИИК (русский язык)

Developing system of educational tasks in TRIIK (Russian)

А.В. Старостина

A.V. Starostina

Аннотация: В статье рассматривается развивающая система учебных заданий в ТРИИК на примере предмета «Русский язык» для учащихся начальных школ. В настоящее время педагог должен обладать информационно-интеллектуальной компетентностью: уметь работать с информационно-коммуникационными средствами, знать виды, особенности информации и требования логико-информационной корректности к ее использованию, владеть методами работы с информацией в процессе профессиональной и социальной деятельности. Процесс обучения в данной технологии представляет собой целостную систему от постановки цели до конечного результата, в рамках которой появляются позитивные изменения в знании и умении школьников, обеспечивающие формирование личностных, метапредметных и предметных умений, которые проявляются в информационно-интеллектуальной компетентности при выполнении ситуативного задания.

Abstract: The article discusses the developing system of educational tasks in TRIIK on the example of the subject «Russian language» for primary school students. Currently, a teacher must have information and intellectual competence: be able to work with information and communication tools, know the types, features of information and the requirements of logical and informational correctness for its use, possess methods of working with information in the process of professional and social activities. The learning process in this technology is an integral system from goal setting to the final result, within which there are positive changes in the knowledge and skills of schoolchildren, ensuring the formation of personal, meta-subject and subject skills, which manifest themselves in information and intellectual competence when performing situational tasks.

Ключевые слова: система, технология, информационно-интеллектуальная компетентность, русский язык, умения.

Key words: system, technology, information and intellectual competence, Russian language, skills.

Умение человека эффективно использовать освоенную информацию для решения практических проблем во многом определяет его успешность в других областях самостоятельной деятельности. Формирование компетентной личности — приоритетная задача современного образования и решить ее может педагог, который владеет основами современных достижений педагогической науки и практики.

Содержание учебных текстов в процессе обучения школьника составляет основу для выполнения учебного задания. В соответствии с поэтапным формированием этапов научного познания (описательная, объяснительная и прогностическая) это содержание текста осваивается на трех уровнях: описание, объяснение и прогнозирование информации посредством выполнения каждого вида учебного задания самостоятельно или с учителем. Для освоения информации на уровне описание используется задание «на знание». Знание — способность точно и полно выразить нечто в языке. Эта категория заданий предполагает заполнение и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостных теорий и предусматривает самостоятельную работу учащихся с отдельными терминами (словами) и высказываниями на уровне суждения. Для освоения информации на уровне объяснение применяются задание «на понимание». Понимание способность осуществлять мыслительные операции и выражать их в языковой форме в виде обоснования, аргументации, доказательства или опровержения, встраивая новое знание в прежний познавательный опыт. Учебные задания «на понимание» предполагают самостоятельную работу учащихся с учебной информацией на уровне рассуждений (причинно-следственных связей), в которых устанавливаются причинные связи и зависимости между высказываниями или их совокупностями, зависимости одних фактов от других. Освоение информации на уровне интеллектуального умения осуществляется при помощи знаний «на умения». Умение способность использовать освоенных учебный материал в конкретных условиях и новых учебных ситуациях. Учебные задания «на умения» предусматривают самостоятельную работу учащихся с информацией на уровне применения полученных знаний в учебной деятельности.

Перечень умений школьников в формате ФГОС

Варианты формулировки учебных заданий
На основе информации (текста учебника, статьи, документа, схемы, диаграммы и т.д.) Выполните задание…
На «знание» На «понимание» На «умение»
Назовите, найдите, укажите, покажите, уточните (разные значения), отгадайте. Например, … назовите значение термина «дружба». Опишите, выразите, сообщите, расскажите, перескажите, раскройте особенности…   Например, … опишите ключевыми словами главные черты характера  героя. Сравните, соотнесите, сопоставьте, установите соответствие…   Например, … укажите то, что объединяет главных героев в описанных событиях. Обоснуйте свое мнение, объясните разный смысл информации (термина)….  Например,  …подберите и обоснуйте близкое (противоположное) по смыслу слово е термину «дружба». Укажите связи между…,выделите условие…и аргументируйте…   Например, …сделайте вывод об отношениях главных героях и событиях.   Сформулируйте определение понятия  термина на основе выделенной структуре дайте имя, озаглавьте. Например, … Сформулируйте понятие друг, используя смысл термина «дружба». …. Озаглавьте текст. Составьте (разработайте) — план, сочинение. — иллюстрации, кроссворд. -список вопросов, ответы на которые  позволят дополнить знания по всей ранее изученной теме. -частушки, басни, сказки, рассказы по учебной теме. — придумайте комиксы, плакаты по теме. -Дополните недостающие данные, классификацию, фразу. -Сделайте работу над ошибками, исправьте ошибки. -Нарисуйте картинку.

Рассмотрим систему заданий блока 1 «Изменение глаголов по временам» на конкретном примере:

Тема: «Изменение глаголов по временам»

Класс: З

Предмет: русский язык

Цель изучения темы:

Ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при написании письма на основе:

— знания о правилах изменения глаголов по временам;

— понимания отличия временных форм глаголов;

— умения определять временные формы глагола.

Планируемые результаты освоения темы:

Личностный: осознанное отношение к обучению по теме, проявление интереса к теме.

Метапредметный:

Познавательные умения: умение находить и выделять нужную информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свой ответ.

Регулятивные умения: адекватно оценивать свою деятельность, действовать по плану.

Коммуникативные умения: слушать и слышать собеседника, работать в паре и группе.

Предметные умения:

-определять время глагола по грамматической форме;

-изменять глаголы по временам;

-правильно употреблять в речи временные формы глаголов.

Содержание темы

Блок 1. Изменение глаголов по временам.

Блок 2. Глаголы настоящего времени.

Блок 3. Глаголы прошедшего времени.

Блок 4. Глаголы будущего времен.

Блок 5. Диагностика качества освоения темы.

Термины и понятия (глоссарий) по теме: глагол, неопределенная форма глагола, настоящее время, будущее время, простое будущее время, сложное будущее время прошедшее время, единственное и множественное число, род, суффикс -л-.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы: методическое пособие, наглядный раздаточный материал, УМК ”Перспектива», учебник: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. М.; Просвещение 2013, 2 часть.

Формы работы школьников: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Учебные задания

  1. этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание

Нюргун получил письмо от своего друга Ченга из Китая, с которым он подружился в международном летнем лагере ”Артек»

Привет, Нюргун!

Писать тебе Ченг. Помнишь, как мы погуляем в лесу. Ты увидеть белку, а я кормить её. Я прислал тебе фотографии.

Ченг

Прочитав письмо, Нюргун растерялся, потому что не понял текст письма. — Напишите письмо Ченгу об изменении глаголов по временам и пригласите его в гости в Якутск.

IIэтап. Учебно — познавательная деятельность.

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Блок 1. Изменение глаголов по временам.

Содержание блока осваивается школьниками на основе учебного материала стр. 59 в соответствии со структурой:

Повторение о глаголе

Изменение глаголов по временам

Диагностическое задание

1 .На основе материалов учебника стр. 59

Задание 1 (З) коллективная работа, монологические ответы

Расскажите, что такое «глагол»

Задание 2 (П) упр.105 парная, фронтальная

Спишите, подчеркните главные члены предложения и укажите часть речи, которой они выражены. Обоснуйте свой ответ.

Задание 3 (У) упр. 108 индивидуальная, взаимопроверка

Распределите глаголы по группам. Дополните группы своими примерами

2. На основе материалов учебника стр. 59.

Задание 3(3) индивидуальная, фронтальная

Расскажите, перескажите правило о изменении глаголов по временам.

Задание 4 (П) упр. 108, парная, взаимопроверка.

Распределите глаголы по группам в соответствии с временной формой. Обоснуйте свой ответ.

прошедшее время: .., .., ..;

настоящее время: .., .., ..;

будущее время: .., .., …

Задание 5(У) упр.96, парная, взаимопроверка

Восстановите пословицы, подобрав к глаголам антонимы.

3.3адание 6 (Д) индивидуальная работа, проверка по образцу.

Распределите в соответствующий столбик таблицы и запишите вопросы, на которые они отвечают: вынесет, поёт, будет смотреть, перенёс, пел, приносит, смотрел, смотрит, будет петь.

Настоящее время Прошедшее время Будущее время
     

Внедрение ТРИИК в учебный процесс позволяет: обеспечить учителя современным средством организации образовательного процесса; повысить качество обучения; раскрыть творческий потенциал школьников; целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность учащихся; объективно оценивать результаты обучения; продуктивно расходовать учебное время; сохранить здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки; обеспечить успешную самореализацию личности.

Старостина Анна Васильевна – учитель начальных классов МАОУ НПСОШ № 2, г. Якутск.