ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
INFORMATION SUPPORT OF PUBLIC HEALTH INSPECTIONS SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)
В. В. Корнилова, О. Г. Габышева
V. V. Kornilova, О. G. Gabysheva
В статье актуализируется проблема информационного сопровождения органов государственной власти. Предлагается исследование современного состояния системы управления эффективными взаимоотношениями Государственной инспекции труда Республики Саха (Якутия) со средствами массовой информации. Описаны результаты проведенного анализа. Обоснован выбор наиболее эффективных средств информационного и устроительного PR– конференция и выставка. Определеныконцепциямероприятийиполученныерезультаты.
In the article the problem is updated information support of public authorities. Proposed to study the current state of the control system effective relationship of the State Labour Inspectorate of the Republic of Sakha (Yakutia) with the media.The results of the analysis. The choice of the most effective means of information and ustroitelnogo PR — Conference and Exhibition. Defined the concept of activities and results.
Ключевые слова и фразы: информационное сопровождение, устроительный PR, конференция, выставка.
Key words: information support, ustroitelny PR, conference, exhibition.
Инспекция труда является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории Российской Федерации. Инспекция является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации. Структурные подразделения состоят из следующих отделов: отдел по охране труда, правовой отдел, отдел бухучета и отчетности, кадров и организации работы.
Основными направлениями деятельности инспекции являются:повышение правовой грамотности населения и помощь гражданам в вопросах, связанных с трудовым законодательством; информирование и ознакомление работающих граждан и работодателей с новшествами трудового законодательства и сферы организации условий труда (оборудования, спецодежды, литературы) и др. Для осуществления данной работы инспекции следует особое внимание уделять информационному сопровождению. Как отмечают в своих работах А.Д. Кривоносов [2; 2010], Г.Н. Татаринова [6; 2004] работа с журналистами является основным направлением работы связей с общественностью. Для PR – это целевая аудитория, и с ней необходимо поддерживать эффективные взаимосвязи. Данный вид PR-деятельности способствует формированию эффективных практик, обеспечивающих оптимизацию взаимодействия субъекта PR с медиасообществом (средствами массовой информации). В результате предприятие формирует не только эффективные отношения с журналистами, но и положительный имидж, и прирост паблицитного капитала.
Чумиков А.Н. и Бочаров М.П. указывают [7; 2006], что информационное сопровождение предприятия позволяет осуществлять регулярную связь со средствами массовой информации при наличии открытых и доброжелательных отношений с медиасообществом для создания положительной репутации в среде журналистов.
Сегодня Государственная инспекция труда Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – инспекция) осуществляя ведение рубрик в 35 газетах республики, горячую линию по трудовым вопросам, работу с сайтом, участвуя в различных мероприятиях, проводимых внешними организациями (семинар-совещание на тему «Проблемы и перспективы трудовой занятости граждан с ограниченными возможностями», бесплатная консультация населению республики «Весна. Право»; конкурс «Безопасный труд»; семинар по привлечению иностранных работников в республику и др.), понимает важность эффективного управления своими информационными потоками, что подтверждает контент-анализ корпоративной документации [5], и необходимость комплексного решения проблемы повышения правовой грамотности населения, информирования, оказания юридической консультации. Поэтому, руководство планирует создание отдела по работе со средствами массовой информации, деятельность которого была бы направлена на установление эффективных связей с журналистами, который, по мнению ученых [3; 2010. 4. 6; 2004], позволил бы создать базу данных целевой аудитории; планировать периодичность мероприятий для СМИ; рассылать пресс-релизы; подписывать договоры со СМИ по освещению деятельности организации; систематизировать и упорядочить работу с журналистами; создавать информационные поводы для СМИ; осуществлять мониторинг СМИ и отслеживать обратную связь; мобилизовать поддержку широкой общественности; вести интернет-представительство организации; следовательно, может улучшать информационное сопровождение работы инспекции.
Поэтому, проходя производственную практику в инспекции, мы попытались впервые организовать информационное мероприятие для объединения политической среды и граждан Якутска в формате конференции, посвященной проблемам развития трудового законодательства в Республике Саха (Якутия); а также выставки достижений новых средств коллективной и индивидуальной защиты на производстве, спецодежды, спецоборудования и др.; и бесплатной юридической консультации для организаций, принимающих участие в мероприятии.
Для проведения вышеуказанных мероприятий мы использовали доминирующую модель организации PR-мероприятий, состоящую из четырех этапов или шагов, которая представлена в таблице № 1.
Таблица 1.
Этапы организации мероприятий
Этапы |
Цель |
Содержание |
I этап исследовательский |
анализ и формулирование проблемы |
исследовать проблемную ситуацию и выявить проблему, разработать концепцию PR-мероприятий, осуществить целеполагание, определить целевую аудиторию |
II этап планирование |
подготовка проекта и определение бюджета |
составление плана работы, медиа-карты, определение бюджета, формирование команды, написание сценария |
III этап реализация |
выполнение и координация проекта |
непосредственное проведение мероприятий |
IV этап оценка эффективности |
контроль, оценка, внесение возможных изменений. |
осуществление мониторинга и обратной связи |
Из табл. 1 следует, что работа над PR-мероприятием состоит из четырех основных этапов: исследовательский, планирования, реализации, оценка эффективности. Так, первый этап – этап исследования включает исследование проблемной ситуации, которое является логически первым, претворяющим мероприятия. В нем определяется наличие проблемы, т.е. центральной причины разработки и реализации мероприятий. Анализ проблемы следует осуществлять с помощью методов исследования. Так, И.В. Алешина [1; 2006], А.Д. Кривоносов [2; 2010] предлагают воспользоваться контент-анализом, представляющим один из формализованных методов изучения текстовой и графической информации, состоящий в переводе ее в определенные количественные показатели в целях их статистической обработки и анализа; социологическими исследованиями, направленными на получение новой информации: опрос, анкетирование, интервью, наблюдение; методом SWOT-анализа, позволяющим сделать ситуационный анализ более структурированным, выявить сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности и затем установить цепочки связей между ними, что в дальнейшем можно применять при разработке PR-мероприятия.
Концептуализация мероприятия способствует созданию предпосылок для правильной постановки целей проекта и дальнейшего развития, предполагающего определение критериев их оценки, то есть признаков, по которым производится оценка мероприятия. Целеполагание позволяет определить основное предназначение мероприятия. По мнению А.Н. Чумикова [7; 2006], определение цели позволяет определить наиболее оптимальную целевую аудиторию мероприятия, представляющую собой часть общества, социума, на которую будет направлено информационно-коммуникационное воздействие, она должна быть сегментирована, то есть необходимо выделить ее особенности, предпочтения, интересы, определить ее базовые социальные, демографические, экономические характеристики.
По итогам первого этапа мы определили, что мероприятия, проводимые инспекцией, были приурочены к международному Дню охраны труда. Их целью стало определение основных направлений государственной политики в области создания безопасных условий труда, охраны труда и соблюдения трудового законодательства в Республики Саха (Якутия). Для достижения цели нами были поставлены и решены следующие задачи: выявление проблемных вопросов в области соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, создания безопасных условий труда; определение перспектив развития в области трудового законодательства, условий и охраны труда; анализ эффективности государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; выработка предложений по соблюдению трудового законодательства, по улучшению условий и охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний; обеспечение информацией об управлении профессиональными рисками в организациях и предприятиях; совершенствование процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда; ознакомление с современными достижениями отечественных изготовителей и зарубежных поставщиков в области создания и производства средств индивидуальной защиты, отвечающих требованиям стандартов.
Целевой аудиторией мероприятий стали журналисты, организации и предприятия Якутска, отечественные изготовители и зарубежные поставщики в области создания и производства средств индивидуальной защиты, отвечающих требованиям стандартов, представители органов власти, жители и гости города.
Следующим этапом работы стало планирование, где организаторам предстоит осуществить следующие действия:
– выбор средств решения поставленных задач для достижения цели;
– определение условий реализации проекта с учетом сроков, необходимых ограничений и затрат;
– разработка этапов решения конкретных задач, медиа-карты;
– формирование команды, написание сценария;
– анализ вариантов решения проблемы, выбор наиболее приемлемых из них, исходя из конкретных условий;
– систематизация и обобщение полученных результатов;
– конструирование предполагаемого результата.
На данном этапе была сформирована команда. Ею были определены соорганизаторы для финансирования конференции. Ими стали Городской округ «г. Якутск», Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия); Департамент занятости Республики Саха (Якутия); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия); ОАО АК «Якутскэнерго»; ООО «Техноавиа-Саха». Выбор данных организаций обусловлен их заинтересованностью в проведении данных мероприятий.
Также был определен статус и участники мероприятий: федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы надзора и контроля, органы местного самоуправления, представители других субъектов, представители российских и зарубежных деловых кругов, представители профсоюзов и работодателей республики, сотрудники научных и учебных учреждений, занимающихся проблемами труда, организации, оказывающие услуги в области охраны труда, представители фирм-производителей средств индивидуальной защиты. Предполагаемое количество участников составило 300 человек. В качестве условий реализации мероприятия были определены следующие параметры:
— тема мероприятия «Актуальные проблемы развития и реализации трудового законодательства в Республике Саха (Якутия): теория и практика»;
— формат мероприятий: конференция, выставка, бесплатная консультация;
— сроки и место проведения: 23-24 апреля 2013 г., здание «Сахатеатра» по ул. Орджоникидзе, 1 в Якутске;
— спонсоры:ОАО АК «Якутскэнерго», ЗАО «Прогноз», Региональный научно-технический центр охраны труда, Группа компаний безопасности, Мебельный салон «Виктория», коммерческое многопрофильное лечебное учреждение Victory Clinic, автосалон «Колми», ООО «Техноавиа», ООО «САХАЭКСПОСЕРВИС», ГТРК САХА.
— информационное сопровождение. Для запланированных мероприятий необходимо было изготовить баннер, видеоролик, таблички для модераторов, информационный раздаточный материал (буклеты, программа), ручки с логотипом конференции, специальные кабинки и другое оборудование;
— делегаты и докладчики. Приглашены 300 человек, из которых — 22 спикера.
После планирования перед организаторами встал вопрос реализации. Так, М.А. Шишкина [9; 1999] представляет строгий набор действий для проведения мероприятия. Описание реализации содержит ответ на следующие вопросы: что; когда; где; каким образом? Мероприятие началось в установленные организаторами сроки. Гостей встречали у входа, регистрировали и провожали на пленарное заседание. Мероприятие открыл Вице-президент Республики Саха (Якутия), далее слова приветствия участникам мероприятия сказали заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) и глава Городского округа «город Якутск». Пленарное заседание вел Председатель сессии руководитель Государственной инспекции труда в Республики Саха (Якутия), озвучивший тематику и цель мероприятия. Первое заседание было посвящено теме «Законодательство о труде: актуальные вопросы, проблемы, региональный, федеральный и международный опыт», второе – «Безопасности и охране труда», где участниками были представлены современные средства индивидуальной защиты как профилактики производственного травматизма на предприятиях различных отраслей. В течение двух дней параллельно работала выставка, на которой можно было ознакомиться с современными достижениями отечественных изготовителей и зарубежных поставщиков в области создания и производства средств индивидуальной защиты, отвечающих требованиям стандартов; осуществлялась бесплатная консультация. По окончании мероприятий организаторы подвели итоги, вручили награды городского конкурса «Лучшая организация работы в области охраны труда» по итогам 2012 г. и представили концертную программу.
На завершающем этапе предстояло оценить эффективность работы. Сложность оценки мероприятия состояла в том, невозможно измерить эффект от воздействия события непосредственно сразу после его проведения. К тому же все средства и критерии его оценки напрямую зависели от его целей. Так, Ф.И. Шарков [8; 2002] отмечает, что измерять мы должны то, что связано с производством и использованием информационных продуктов, поэтому оценка PR представляет собой, по его мнению, следующие этапы: количество подготовленных информационных продуктов, включая продукты PR-планирования; количество лиц/организаций/СМИ, получивших подготовленные информационные продукты; количество изменений, произошедших в результате получения информационных продуктов; количество инструментальных циклов, связанных с производством и использованием информационных продуктов (количество операций по подготовке/рассылке/отслеживанию). Так, подводя итоги нами были выявлены следующие показатели, мероприятие посетило 11 журналистов различных СМИ, разработано и распространено 3 анонсных пресс-релиза, опубликовано 25 информационных материалов. Из них 3 информационных сюжета на каналах Стерх-ТВ, НВК «Саха», ТНТ, в телепрограммах «Парламентский вестник», «Вести Саха», «Интересно».
В заключении хотелось бы отметить, что инспекция ведет деятельность по развитию связей с общественностью, участвуя в профессиональных мероприятиях, обновляя информацию на сайте организации, публикуя статьи. Но для полного информационного сопровождения своей деятельности следует целенаправленно планировать периодичность проведения информационных мероприятий, пресс-конференций и брифингов для журналистов; писать пресс-релизы, бэкграундеры, байлайнеры, имиджевые статьи; создавать корпоративные бюллетени, газеты, журналы; заключать договоры на информационное обслуживание с отдельными редакциями, выбирая наиболее авторитетные и важные для инспекции; решать вопросы участия журналистов в юридических проектах организации; осуществлять мониторинг; отслеживать обратную связь с журналистами; создавать информационные поводы для СМИ, которые будут интересны общественности и полезны самой инспекции; расширять пользовательский контент интернет-представительства инспекции. И это далеко не полный перечень работы PR-специалиста. Поэтому инспекции мы бы рекомендовали предусмотреть в открываемом отделе по работе со средствами массовой информации штатную должность специалиста по связям с общественностью, потому что эффективное взаимодействие с журналистами – залог успеха информационного PR-сопровождения любой организации.
Литература:
1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2006. – 480 с.
2. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г, Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью / А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина. – СПб.: Питер, 2010. – 375 с.
3. Мандель Б.Р. PR: методы работы со средствами массовой информации / Б.Р. Мандель. — М. : Вузовский учебник, 2010. – 203 с.
4. Масс медиа словарь терминов и понятий [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slovarmedia.ru/about/massslovar/
5. Официальный сайт Государсвенной инспекции труда Республики Саха (Якутия) [электронный ресурс]. Режим доступа: http://git14.rostrud.ru/git/
6. Татаринова Г.Н. Управление общественными связями / Г.Н. Татринова. – СПб.: Питер, 2004. – 315 с.
7. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. — М.: Дело, 2006. — 547 с.
8. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации / Ф.И. Шарков. – М.: Издательский Дом «Социальные отношения», изд-во «Перспектива», 2002. – 246 с.
9. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М.А. Шишкина. – СПб.: СПбГУ, 1999. — 442с.
Корнилова Виктория Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск
Габышева Ольга Григорьевна – студентка 3 курса отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск