ИССЛЕДОВАНИЕ ИНКУЛЬТУРАЦИИ (СОЦИАЛИЗАЦИИ)
STUDY OF INCULTURATION (SOCIALIZATION)
Федюк Р.С., Евдокимова Ю.Г., Мочалов А.В., Ильинский Ю.Ю.
FedyukR.S., EvdokimovaYu.G., MochalovA.V., IlinskiyYu.Yu.
В статье выявляются основные признаки и отличительные особенности инкультурации. Приведеныстадиисоциализациивданномаспекте.
The paper identifies the main characteristics and features of inculturation. Given stage of socialization in this aspect.
Ключевые слова и фразы: инкультурация, социализация, индивид, взаимоотношения.
Key words: inculturation, socialization, individual, relationship.
Термин «инкультурация» был введен в оборот в 1948 г. В английской социальной антропологии применялось для обозначения сходных процессов слово «социализация», которое в то время было однозначным термину «инкультурации». Инкультурация, социализация в научных работах обозначали приобщения к культуре, и результат этого процесса.
Инкультурация — это процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им определенных привычек, норм и стереотипов поведения. В узком смысле слова под инкультурацией в современной социологии понимают восприятие культурных норм и ценностей ребенком. В более широком понимании этот процесс не ограничивается периодом детства, но включает в себя также усвоение культурных стереотипов взрослым человеком. В последнем случае этот термин применяется по отношению к иммигрантам, приспосабливающимся к новым культурным условиям. С его помощью описываются сложные аспекты адаптации, связанные с вхождением в иную культурную среду.
До начала XX века термин «инкультурация» не имел широкого употребления. В научных работах «инкультурация» дублировала гораздо более часто использовавшийся термин «социализация», а его происхождение было прямо связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры. Однако в научно-гуманитарном знании оба понятия активно применяются и уже не дублируют друг друга. Под социализацией понимаются в первую очередь социальные, социологические моменты адаптации индивида к среде обитания; под инкультурацией — соответственно, культурные, культурологические [1; 1999; 132].
«Социализация» происходит от лат. socialis — общественный. В социологии под социализацией подразумевается процесс становления личности. Он происходит посредством усвоения индивидом ценностей, этических и юридических норм, мировоззренческих установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности или группе. В социологии и в социальной психологии делается акцент на такой стороне этого процесса, как формирование на основе усвоения социального опыта активной жизненной позиции личности. Социализация может осуществляться и в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, и под влиянием широкого круга других воздействующих на человека факторов окружения. В первом случае используются различные образовательно-воспитательные процедуры, унифицированные в каждом обществе в рамках образовательно-воспитательных учреждений. Во втором же задействуются разнообразные явления и формы социальной реальности: семейное или внесемейное общение, искусство, средства массовой коммуникации, совместная деятельность, организация досуга и пр.
Социализация происходит по крайней мере в трех основных сферах — в деятельности, в общении и в самосознании [2; 1997; 161].
В сфере деятельности социализация осуществляется:
1. как расширение видов, когда индивид вовлекается в какое-нибудь новое дело, в процессе чего усваивает новые нормативные и поведенческие установки;
2. как ориентирование в системе каждого вида деятельности, т.е. когда индивид обучается отделять в ней главное от второстепенного, осмысливать характер своих и чужих действий, оценивать результаты, устанавливать границы, использовать методические рекомендации, достигать цели.
В сфере общения осуществляются расширение круга общения человека и развитие его навыков.
В сфере самосознания происходят формирование образа собственного “Я” как деятельного субъекта, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки.
В процессе социализации выделяют три стадии [34 1996; 18]:
1. Дотрудовая стадия. Охватывает период жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности. Сюда входят раннее детство и период обучения.
2. Трудовая стадия. Границы этой стадии охватывают период зрелости человека, его активного участия в созидательной деятельности общества.
3. Послетрудовая стадия. Относится к периоду жизни человека, совпадающему, как правило, с пенсионным возрастом.
Жесткой грани между стадиями социализации провести не удается. Нередко человек, еще не закончив обучения, чуть ни с детства вынужден зарабатывать себе на жизнь. Многие пенсионеры не пользуются предоставленным им обществом правом на заслуженный отдых, чувствуют в себе и силы, и потребность продолжать трудовую деятельность и принимают активное участие не только в передаче социального опыта, но и в его воспроизводстве. Тем не менее, в современной жизни каждой стадии социализации соответствуют особые институты: семья, образовательно-воспитательные учреждения, трудовые группы и коллективы, неформальные объединения, профессиональные сообщества, клубы «по интересам» и пр. Воздействие каждого такого института обусловлено системой общественных отношений, регламентировано доминирующими социальными установками [4; 1995; 27].
При не принятии одной культуры в отношении другой условий установок коммуникации, не является препятствием для их «общения» и взаимного познания или проникновения. Каждая культура прошлого, вовлеченная в «диалог» с последующими культурными эпохами, где постепенно раскрываются заключенные в ней многообразные смыслы, часто рождающиеся помимо сознательной воли творцов культурных ценностей. В тот же процесс взаимодействия должны быть вовлечены и современные культуры по средством социализации и инкультурации.
Через социализацию и инкультурацию общество усваивает и нормы поведения, и систему ценностей, и специфическую структуру взаимодействия. И именно вхождение в культуру и принятие её норм является в дальнейшем опорой при диалоге не только между различными культурами, но и между поколениями.
Передача опыта происходит, как ранее об этом шла речь, через принятие норм и смену поколений. Смена эта происходит не путём механического замещения одного поколения другим, а в результате духовного контакта поколений, проходящего в определённых временных рамках. Контакт этот может быть активным и пассивным. Активный контакт происходит тогда, когда взрослое поколение непосредственно общаются с детьми, обмениваются мнениями и советами и т.д. Такая форма контакта характерна для семейного типа отношений. Пассивный контакт исключает непосредственное общение. Взрослые и дети при пассивном контакте проживают рядом, но не замечают друг друга. Происходит лишь кратковременное взаимодействие или наблюдение со стороны действий друг друга [5; 2003; 18].
Проблему взаимоотношений взрослых и детей можно отнести к разряду вечных. Она по сути своей есть также диалоговой проблемой, через образование, так как смысл контакта поколений заключается в сохранении уже накопленного знания.
Меняются времена и эпохи, а человечество по-прежнему ищет такую форму взаимоотношений поколений, при которой проблема диалога может разрешится. Это произойти может посредством социализации и аккультурации.
Литература
1. Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социологические исследования. — 1999. — № 1. – с. 132;
2. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. — 1997. — № 1. – с.161;
3. Ионин Л.Г. Социология культуры. — М.: Логос, 1996. — с 17-19;
4. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. — 1995. — № 11. — с 26-34;
5. Следзевский И.С. Диалог культур и цивилизаций. Понятие, реалии, перспективы. // Материалы конференции диалог культур и цивилизаций.22 мая 2003 г.
Федюк Роман Сергеевич – майор, преподаватель учебного военного центра Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток
Евдокимова Юлия Геннадьевна – аспирант кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин» Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, г. Владивосток
Мочалов Александр Викторович – полковник, начальник учебной части – заместитель начальника учебного военного центра Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток
Ильинский Юрий Юрьевич – капитан 2 ранга, начальник цикла учебного военного центра Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток