Залуцкая С. Ю., Жигадло А. А.

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ PR-КОММУНИКАЦИЙ

ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ

 

SOMEASPECTS OFPR-COMMUNICATIONS
FORTHE ADVANCEMENTOFHAIRDRESSING

 

С.Ю. Залуцкая, А.А. Жигадло

S.U. Zalutskaya, A.A. Zigadlo

 

В статье представлена характеристика парикмахерских предприятий и услуг, предоставляемых ими. Дана классификация услуг парикмахерских. Обосновывается необходимость повышения эффективности коммуникаций парикмахерских с внешней и внутренней средой в условиях конкуренции. Описываются PR-инструменты, формирующие положительный имидж организаций сферы бытового обслуживания.

 

The article presents thecharacteristics ofhairdressingbusinesses and servicesprovided by them.The classification ofhairdressingservices. The necessity toimprove the efficiencyof communicationswithhairdresser’sinternal and externalenvironmentintermsof competition.We describePR-tools that shapea positive imageof organizations ofpublic service.

 

Ключевые слова и фразы: услуга, сфера бытовых услуг, парикмахерские услуги, коммуникация,  средства связей с общественностью.

 

Key words: service, the scope of public services, hairdressing, communication, means of public relations.

 

Парикмахерские предприятия занимаются предоставлением услуг населению, которые удовлетворяют различные потребности, таким образом, эти предприятия относятся к сфере услуг. Сфера услуг – «наиболее эффективная и быстроразвивающаяся отрасль мировой экономики. В настоящее время практически не осталось предприятий, которые в той или иной мере не занимаются оказанием услуг или не соприкасаются с этой сферой» [2, 2005: 576].

По мнению специалистов, признаками парикмахерских услуг являются: 

– парикмахерская услуга не осязаема – поскольку парикмахер продает свое умение и видение красоты;

– парикмахерская услуга непостоянна – потому что двух абсолютно одинаковых стрижек (укладок, дизайнов ногтей и т.д.) не бывает;

– парикмахерская услуга неотделима от источника (мастера), а, следовательно обучение мастеров возможно только очное обучение, и необходимо постоянно;

– парикмахерская услуга – не сохраняема, поскольку волосы отрастают, а мода – меняется.

В настоящем времени мировой рынок пополняется все большими предприятиями, оказывающими парикмахерские услуг. Для успешного функционирования предприятия необходимо точно знать, чем оно будет заниматься, какие функции выполнять. Для парикмахерских предприятий такие знания выражаются в определении основных понятий и видов оказываемых услуг. Таким образом, необходимо рассмотреть определения парикмахерской, как предприятия; виды парикмахерских услуг; квалификацию предприятий и услуг.

Парикмахерская – это «предприятие, занимающееся предоставлением услуг для населения по уходу за волосами (стрижка, завивка, создание прически, окраска, мелирование и другие виды работ с красителями, бритье и стрижка бород и усов) в оборудованном специально для этого помещении» [1, 2000: 318]. Как правило, в парикмахерских дополнительно оказываются следующие виды услуг: маникюр, педикюр, услуги косметические и визажиста. В современное время в парикмахерской можно получить услуги солярия и косметолога.

Термины и определения по функциональному назначению услуги парикмахерских относятся к социально-культурным, так как удовлетворяют эстетические и социальные потребности человека и способствуют поддержанию его нормальной жизнедеятельности. Услуги парикмахерских носят сугубо личностный характер, процесс оказания услуги практически совпадает с процессом ее потребления, выполнение услуги (за исключением работ постижерных работ) происходит в присутствии клиента при тесном сотрудничестве с ним; в отличие от материальных услуг, результаты услуги парикмахерских нельзя обособить от клиента, получившего ее, нельзя их хранить и транспортировать.

Если рассматривать парикмахерскую с точки зрения оказываемых услуг, то целесообразно говорить о классификации именно услуг парикмахерских по технологическому признаку, месту проведения работ и уровню обслуживанию клиентов По технологическому признаку услуги парикмахерских услуг делят на:

— услуги по уходу за волосами – физическое и химическое воздействие на волосы или кожу головы в целях удовлетворения потребностей клиента;

— услуги по уходу за кожей лица и тела – физическое и химическое воздействие на кожу лица и тела, брови и ресницы клиента в целях их омоложения, а также приданию лицу индивидуальной выразительности с использованием средств декоративной косметики для удовлетворения эстетических потребностей клиента в соответствии с модой;

— услуги по уходу за ногтями и кожей рук и спот ног (маникюр, педикюр) – физическое и химическое воздействия на ногти и кожу кистей рук и стоп ног для их оздоровления и защиты в целях удовлетворения гигиенических и эстетических потребностей клиента; массаж лица и шеи – физическое воздействия для омоложения лица и шеи клиента; постижерние работы – изготовление париков, накладных усов, бород, бакенбард, полупариков, накладок, кос, шиньонов и украшений из волос по индивидуальным заказам клиента. В настоящее время постижерными работами занимается очень небольшое количество парикмахерских.

2. По месту проведения работу услуги парикмахерских делят на: — услуги, оказываемые в организации (стационарно); — услуги, оказываемые на базе клиента (выездные услуги).

3. По уровню качество согласно нашим исследованиям услуги парикмахерских подразделяют на:

– услуги салонов красоты (салонов парикмахерских классов «Люкс»);

– услуги салонов-парикмахерских;

– услуги парикмахерских (см. рисунок 1).

 

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

Типы предприятий парикмахерских услуг

Парикмахерская

Салон-парикмахерская

Салон-красоты (салон-парикмахерская класса «Люкс»)

Оказывает услуги парикмахерских любых видов.

Обеспечивает выполнение художественных причесок, стрижек и других видов услуг парикмахерских, соответствующих направлениям моды и индивидуальным запросам клиентов.

Обеспечивает на высоком художественном уровне выполнение услуг парикмахерских любой сложности и повышенного качества, включая выполнение оригинальных, уникальных стрижек и причесок, а также оказывает другие виды услуг парикмахерских, соответствующих современному и перспективному направлению моды и индивидуальным запросов клиента.

  Презентация1

Рисунок 1. Классификация предприятий парикмахерской

В качественно работающей парикмахерской должен быть предоставлен широкий ассортимент услуг (по уходу за волосами, лицом, телом; маникюр, педикюр). Также клиенту, по его желанию, могут быть предоставлены дополнительные услуги за минимальное короткое время. При оказании услуг необходимо соблюдать конфиденциальность, обособленность клиентов достигается наличием индивидуальных кабинетов или соответствующей расстановкой мебели в общем зале. Решающее значение для салона высшей квалификации кадров имеет наличие в администрации предприятия сотрудников с высшим экономическим образованием или образованием менеджера в сфере сервиса, мастеров-специалистов высокого класса, в том числе международного.

Связи с общественностью помогают создать или изменить определенное отношение к салону со стороны целевых аудиторий – клиентов, средств массовой информации (СМИ), партнеров, местных органов управления тому подобное. Распространено мнение, что эффекта от связей с общественностью могут достичь только крупные салоны. Однако парикмахерские тоже могут использовать некоторые возможности. Например, принять участие в конкурсах парикмахерского искусства, опубликовать в СМИ материалы о своих услугах, подготовленные руководством, клиентами фирмы или независимыми журналистами. Конкурсы очень важны для парикмахеров, так как являются прекрасной возможностью повышения их квалификации. Они также поднимают авторитет салона в глазах клиентов. Хочется отметить, что участие в шоу-программах или показах мод также усиливает позиции парикмахерской. СМИ обычно с удовольствием освещают все эти события.

Для парикмахеров участие в творческой жизни есть продвижение вперед, возможность реализовать в прическах свои самые смелые идеи. Если парикмахерская дает своим мастерам шанс не только стоять у кресла, обслуживая клиентов, но и заниматься творчеством, то парикмахеры чувствуют себя настоящими художниками. В таких салонах наиболее силен командный дух, из таких салонов мастера крайне редко увольняются.

Любое неординарное событие или мероприятие, которое проводит парикмахерскую или в котором он участвует, останется всего лишь внутренней информацией парикмахерской, пока не будет известным путем освещено в прессе, на радио, телевидение и так далее. Поэтому, нужно заботиться о налаживании связей со СМИ, оказывать им посильную помощь (например, давать консультации по парикмахерскому искусству для написания статей, предоставлять фотоработы для оформления публикаций).

Внутренний PR парикмахерской, возможен к осуществлению несколькими способами:

— опрос сотрудников, исследование и оценка их мнения о работе;

— персональные характеристики;

— ориентиры для новых сотрудников;

— программа проведения свободного времени;

— семинары по повышению квалификации и справочная литература;

— приобщение сотрудников к планированию и проведению PR мероприятий;

— сообщения в прессе с упоминанием лучших работников предприятия;

— участие в конкурсах и мастер-классов.

PR-мероприятия внутри парикмахерской преследуют две цели: создание позитивных отношений среди сотрудников; установление доверительных отношений между сотрудниками парикмахерской.

Общественная работа в парикмахерских подразумевает установление отношений с потенциальными клиентами, СМИ, партнерами, поставщиками, государственными структурами, инвесторами, конкурентами, союзами и ассоциациями.  Эта работа обеспечивается в долгосрочной перспективе мероприятиями по установлению связей с общественностью. Это означает формирование на долгосрочную перспективу положительного имиджа предприятия, включающего положительную оценку клиентами и общественностью его значимости, престижа, репутации и известности.

РR-акции в парикмахерском деле, как правило, компетенция менеджера по связям с общественностью или менеджера по маркетингу. Некоторые парикмахерские доверяют проведение PR-акций исключительно профессиональным агентствам. «Наиболее используемыми в практике парикмахерского дела являются следующие акции: благотворительные мероприятия; проведение конкурсов, скидок, выставок и т.п.; мастер-классы и так далее. При организации подобных акций каждое предприятие должно ответить себе на следующие вопросы: количество РR-акций? Качество мероприятия? Стоимость мероприятия?

Считается, что положительную оценку деятельности специалиста по связям с общественностью можно дать тогда, когда эта работа ведет к росту симпатий к парикмахерской. Эти симпатии, с одной стороны, зависят от степени информированности определенной категории потребителей, а с другой стороны, подвержены воздействию эмоциональных факторов. Это подтверждает необходимость организации передачи в определенные сроки дифференцированных в зависимости от потребителей информационных сообщений» [3, 2008: 28].

 

 

 

Литература

 

1.            Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. – М.: Аспект Пресс, 2005. – с.318.

2.            Булгаков В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. — №2. – С.23-35.

3.            Мысин А.А. Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг. – М.: 2008.

 

Залуцкая Светлана Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета, г. Якутск

 

Жигадло Анастасия Александровна– студентка 5 курса отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета, г. Якутск

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *