ПОВЫШЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЯКУТИИ
ИНСТРУМЕНТАМИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
RAISING THE TOURIST ATTRACTION YAKUTIA
INSTRUMENTS OF PUBLIC RELATIONS
В. В. Корнилова, А. Г. Главанарь
V.V. Kornilova, A. G.Glavanar
В статье актуализируется проблема повышения туристической привлекательности Якутии. Предлагается исследование современного состояния туристической привлекательности республики. Описаны результаты проведенного анализа. Обоснован выбор наиболее эффективного инструмента связей с общественностью – документального фильма. Определена концепция фильма и ожидаемые результаты.
The article is updated problem of increasing tourist appeal of Yakutia.Proposed to study the current state of the tourist attraction of the country.The resultsof the analysis.The choice of the most effective tools of public relations — a documentary film.Defines the concept of the film and the expected results.
Ключевые слова и фразы: экстремальный туризм, Якутия, связи с общественностью, документальный фильм.
Key words: adventure tourism, Yakutia, public relations, a documentary.
Актуальность статьи обусловлена тем, что традиционные инструменты повышения туристической привлекательности республики, а именно, имиджевые видеоролики о жизни местных жителей, о местных достопримечательностях и т.п. – имеют западные эквиваленты, составляющие огромную конкуренцию нашей республике в сфере туризма. Что касается видеороликов об экстремальном велотуризме в Якутии, то они вообще отсутствуют. Именно поэтому необходимо использовать инструментарий по связям с общественностью (PR), который сможет составить достойную конкуренцию, позволит создать широкий общественный резонанс среди туристов, привлечет экстремалов-велосипедистов из разных регионов России и изменит сложившееся мнение о том, что в Якутии нет условий для развития данного туристического продукта.
Осмысление всего вышесказанного позволило сформулировать проблему исследования – с помощью, каких инструментов PR можно сделать Якутию привлекательной для велосипедистов – экстремалов.
Важность решения данной проблемы определила тему статьи «Повышение туристической привлекательности Якутии инструментами связей с общественностью».
Проведенные исследования общественного мнения показали, что наша республика не предназначена для экстремального велосипедного спорта и не является интересной для подобных туристических выездов. Для решения данной проблемы мы предлагаем создать документальный фильм «Маунтин байк в Якутии», который, на наш взгляд, позволит повысить туристическую привлекательность республики для обозначенной в актуальности целевой аудитории спортсменов – велосипедистов. Проведенный анализ теоретической литературы [3; 2011. 5; 2001] позволил нам прийти к осмыслению туристической привлекательности, под которой мы будем понимать устойчивое свойство территории притягивать к себе целевую аудиторию с помощью инструментов PR, способствующих развитию ее туристического потенциала.Но для изучения туристической привлекательности Якутии, нам следует определить, по каким критериям мы будет проводить свое исследование современного состояния туристической привлекательности республики для развития здесь экстремального туризма. Итак, в работах исследователей [2; 2006. 6] мы обнаружили следующие критерии, которые позволят нам наиболее эффективно провести анализ: целевая аудитория, туристический потенциал региона, туристический продукт.
Для исследования мы обратились к следующим методам: контент-анализ интернет-сайтов с целью проанализировать туристический потенциал республики; включенное наблюдение для оценки современного состояния местных достопримечательностей; опрос для составления подробного «портрета» целевой аудитории и выявления проблемы исследования; SWOT-анализ – для определения структурированного анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз – установления между ними связи для создания документального фильма.
Полученные результаты контент-анализа интернет-сайтов [4; 8; 9] позволили прийти к следующим выводам, Республика Саха (Якутия) – одна из крупнейших территорий в составе Российской Федерации, которая находится в северо-восточной части Азиатского континента, в бассейне рек Лены, Яны, Индигирки и низовьях реки Колымы. Северная часть Якутии омывается самыми холодными в Арктике морями: Лаптевых и Восточно-Сибирским. Около 40% республики расположено за Северным полярным кругом, более 90% территории республики не затронуто промышленным и иным освоением и представляет собой ненарушенные природные экосистемы. На долю Якутии приходится более 15% дикой природы всего мира. Невероятные пейзажи и просторы дополняет также уникальный климат Республики, резко континентальный, колебание температур от +40ºC летом до -60ºC зимой. Так, в Оймяконе, находится Полюс холода, где зафиксирована температура -71,2 ºC. Вообще зима здесь продолжительная, холодная, малоснежная. На большей части территории наиболее низкие температуры наблюдаются в январе, на островах – в феврале. В южных и юго-западных районах минимальные температуры могут опускаться до -58…-62 ºC, на побережьях морей и на островах -46….-52 ºC, в центральных районах – до -61….-66 ºC. Летом наступает пора белых ночей: продолжительность светового дня достигает 20 часов на широте Якутска, а на севере солнце, не заходя за горизонт, светит круглые сутки. Лето короткое, по большей части засушливое с относительно высокими температурами. Самый теплый месяц – июль. С мая по август наиболее высокие температуры бывают в Центральной Якутии. Средняя температура июля в центральных, юго-западных и южных районах на сравнительно равнинных низменных местах около +17…19 ºC. Переходные периоды – весна и осень – очень коротки. Весна продолжается примерно месяц. Снег не столько тает, сколько испаряется.
Якутская кухня во многом сохранила черты древних блюд кочевых тюрков, но также испытала существенное влияние со стороны монгольской, субарктической и русской кухонь. Основу пищи коренных народов Якутии составляют мясные, молочные, рыбные блюда. Соленая, копченая и вяленая рыба самых разных сортов, всевозможные блюда из молока, сливок и сметаны, мясо – не только говядина, но и оленина, сохатина, медвежатина и конина. Национальный напиток кумыс готовится из кобыльего молока, обладает оригинальным вкусом и придает силу, так необходимую велоспортсменам, для экстремального прохождения трассы.
Таким образом, Якутия – идеальное место для путешественников-романтиков. Это республика густых дебрей тайги и необъятных просторов тундры, суровых горных массивов и безбрежной ледяной арктической дали, самобытной культуры и добрых сердечных людей.
Следовательно, Якутии представляет немало возможностей для занятий спортивным экстремальным туризмом. Это горные лыжи, сплавы по многочисленным рекам различной категории сложности, трекинг, восхождения на горные вершины, круизы по реке Лена, дельтапланеризм, а также экспедиции на полюс Холода. Туристический потенциал республики огромен. Основные виды туризма в регионе: спортивный туризм (сплавы по рекам, пешие туры, восхождения), познавательный туризм (орнитологические туры, этнографические туры), водный туризм (круизы по рекам), экскурсионные туры.
Столица Якутии – Якутск. Крупные города – Нерюнгри, Мирный, Ленск, Алдан. Население – около 982 тысяч человек.
Однако со стороны государства не поступает должной финансовой поддержки туристическим центрам, к этому выводу мы пришли, используя метод включенного наблюдения. При этом стоимость туристических услуг не соответствует качеству их предоставления. Например, природный парк «Ленские столбы» является одной из главных достопримечательностей нашей республики. Однако, посещение этого парка не оставляет положительных впечатлений, за исключением природы. Включенное наблюдение показало, что, во-первых, условия содержания самого парка не соответствуют ожиданиям: отсутствие возможности удобного подъема, такого как электрический подъемник, многим туристам не позволяет здоровье подняться в парк по старой деревянной лестнице, длиной два километра. Во-вторых, отсутствие какой-либо зрелищности по пути, музейные экспонаты расположены только внизу до начала подъема. В-третьих, отсутствие мусорных баков. Нет возможности добраться до парка самостоятельно в связи с неразвитой инфраструктурой и отсутствием дорог. С теми же проблемами сталкиваются туристы и при попытке выбраться за пределы города Якутска – отсутствие дорог, маршрутов, условий для поездки, высокая стоимость данных туров.
Наша основная целевая аудитория – спортсмены велосипедисты. Для того, чтобы составить полноценный портрет данной группы общественности, мы воспользовались методом опроса среди 100 ее представителей в интернете. Опрос проводился при помощи специального приложения в социальной сети «Вконтакте» в период с января по апрель 2013 года. Результаты исследования показали, что подавляющее большинство велоспортсменов знает о Якутии, но не считает ее пригодной для экстремальных экспедиций.
\s
Рис. 1 Велосипедисты спортсмены, деление по половому признаку.
Как видно из рис. 1, доля мужчин-спортсменов значительно выше, чем доля женщин. Это обусловлено тем, что данный вид спортивных мероприятий требует огромных физических затрат, а также весьма травмоопасен.
\s
Рис. 2 Велосипедисты спортсмены, деление по возрасту
Как видно из рисунка 2, основную возрастную группу составляют молодые люди от 18 до 25 лет.
\s
Рис. 3 Велосипедисты спортсмены по выбору дисциплины катания.
Как видно из рис. 3, большинство велосипедистов предпочитает дисциплину «Горный велосипед», а также близкие к ней дисциплины «Фрирайд» и «Экстремальный спуск».
\s
Рис. 4 Осведомленность спортсменов велосипедистов о Республике Саха (Якутия)
Как видно из рис.4, респонденты знают о том, что Якутия имеет место быть на карте земного шара. Однако этот показатель не может не огорчать, поскольку знания эти в основном основаны на ложных стереотипах, которые необходимо сломать для повышения туристической привлекательности нашего региона.
\s
Рис. 5 Пригодна ли Якутия для велосипедного спорта?
Как видно из рис. 5, россияне полагают, что климат нашей Республики преимущественно снежный и холодный, и именно по этой причине здесь нет места для велосипедного спорта. Однако местные велосипедисты начинают активно заниматься спортом уже в конце марта, а закрывают велосипедный сезон в конце октября. Следовательно, велосезон в Якутии составляет 7 месяцев. Так же, 25,3% опрошенных считают, что в Якутии нет достойного ландшафта. Это утверждение так же нельзя считать верным, поскольку Ленские столбы – главная достопримечательность республики подразумевает безграничные возможности для велосипедистов. Помимо этого, Якутия – необъятная республика, на просторах которой огромное количество холмов и гор (например, местность Усть-Нера).
В результате опроса, мы получили «портрет» нашей целевой аудитории: это мужчины в возрасте от 18 до 25 лет, предпочитающие дисциплину «Горный велосипед», знающие о том, что существует такой регион, как Якутия, но считающие ее не привлекательной для велосипедного туризма.
Исходя из всего вышесказанного, стало очевидно, что целевая аудитория недостаточно осведомлена о возможностях, которые открыты для нее в нашей республике, в соответствии с чем, у нее не возникает желания посетить данный регион. Это и есть основная проблема туристической привлекательности Якутии.
Данную проблему пытались решить местные власти путем организации различных мероприятий, в том числе и спортивных. В качестве примера можно привести ежегодную выставку-ярмарку «Sakha—Travel», которая проводится в целях активизации внутреннего и въездного туризма в совокупности со смежными отраслями, а также для демонстрации потенциальных возможностей туристских предприятий. Мы провели контент-анализ Туристского информационно-справочного портала Республики Саха (Якутия) [7] и выяснили, что основной тематикой данного мероприятия в 2013 году стало «развитие туризма в сельской местности». Так же помимо этого мероприятия, организация «Планета Якутия» проводит различные экскурсии по республике, в том числе, полеты на воздушном шаре, сплавы по реке, пешие походы и т.д. Однако нигде пока не была затронута тема экстремального велосипедного спорта. Именно поэтому мы считаем, что нам необходимо расширять целевую аудиторию, а именно привлекать в республику спортсменов велосипедистов, которые ищут новые возможности для развития собственных физических способностей. Но для этого мы считаем необходимым применить эффективные инструменты связей с общественностью. Таким инструментом PR может стать – документальный фильм, который по мнению исследователя И.В. Алешиной [1] является средством коммуникации с целевой аудиторией, в основу которого легли съемки подлинных событий и лиц.
Как мы выяснили выше, документальный фильм является одним из самых эффективных PR-инструментов. На сегодняшний день документальных фильмов об экстремальном велосипедном спорте в Якутии снято не было. Наша прямая целевая аудитория постоянно находится в поиске новых пейзажей, мест для реализации и развития своих спортивных навыков. Об этом свидетельствуют зарубежные и российские полнометражные документальные фильмы, такие как «Твоя высота» и «Твоя высота 2», город Красноярск; а также зарубежные фильмы «Lifecycles» и «Wherethetrailends». Цель нашего документального фильма: показать российским велосипедистам, что в Якутии есть все, что им нужно для катания на горном велосипеде: природа, чистый воздух, ландшафт, интересные трассы, ежегодные мероприятия (соревнования).
Наличие уникального торгового предложения обусловлено тем, что это первый в Якутии документальный фильм, в основе которого – экстремальный вид спорта, актуальный сегодня во всем мире, С его помощью можно осуществить позиционирование республики как туристически привлекательного региона для велосипедистов, обеспечить расширение туристической базы Якутии, тренда развития велотуризма в пользу республики. Социальная значимость проекта заключается в том, что данный фильм является пропагандой здорового образа жизни, а так же в идее продвигать активный отдых и спорт среди молодого поколения Республики Саха (Якутия). В связи с чем, мы можем рассчитывать на широкую возможность публикаций в СМИ, активную рекламную кампанию в интернете, трансляцию фильма на спортивных телеканалах России. Однако существуют определенные риски, к которым мы относим социальную ответственность перед велосипедистами, а именно безопасность построенных трасс, перед населением – сохранение экологии, потому что велосипедисты часто используют древесину для постройки экстремальных элементов на трассе. Но для более полного исследования ситуации мы провели SWOT-анализ, позволяющий выявить не только сильные стороны и возможности документального фильма, но и угрозы и слабые стороны данного инструмента PR, чтобы в дальнейшем избежать их. Результаты исследования обобщены в таблице 1 и приведены ниже.
Таблица 1
SWOT-анализ
Сильные стороны |
Возможности |
1. В документальном фильме представлена уникальная по климатическим, географическим и геологическим показателям территория, природа Якутии и культура народа саха. 2. Фильм наглядно пропагандирует здоровый образ жизни, активный отдых и спорт. 3. Фильм продвигает новый вид туризма – велоэкстремальный. |
1. С помощью документального фильма можно осуществить позиционирование республики как туристически привлекательного региона для велосипедистов. 2. Документальный фильм обеспечит расширение туристической базы Якутии. 3. Тренд развития велотуризма в пользу республики. |
Слабые стороны |
Угрозы |
1. Возможная негативная реакция, в связи с масштабностью фильма возможен риск недостаточного финансирования, что повлечет за собой снижение качества конечного продукта. 2. Неразвитая инфраструктура: бездорожье, отсутствие качественной отельной велобазы. Дороговизна транспортных услуг, большие расстояния. 3. Суровые климатические условия. |
1. Со стороны спортсменов – отказ от участия в съемках, со стороны СМИ – негативные отзывы, отказ в освещении фильма, со стороны целевой аудитории – нежелание приехать. 2. Незаинтересованность правительства в развитии данного вида туризма. Недостаток финансовой поддержки. 3. После фильма сохранится востребованность привычных маршрутов. |
Из табл. 1 видно, качество и количество слабых и сильных сторон, возможностей и угроз пока в равных позициях. Одновременно актуализация потенциально сильных сторон способна переломить внешние и внутренние негативные факторы. Это означает, что документальный фильм должен сочетать в себе качество звука, операторской работы, исполняемых трюков, монтажа и музыкального сопровождения, а также полную информацию о Якутии и велосипедном туризме в республике, и тогда он сможет стать эффективным инструментом PRпо повышению туристической привлекательности Якутии и привлечет целевую аудиторию, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Литература:
1. Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров: учебник / И.В. Алешина. – М.: ИКФ «ЭКСМОС», 2003. – 480 с.
2. Главан В. Туристический потенциал и его развитие / В. Главан. – М.: Гранд, 2006. – 195 с.
3. Кузик C.П. География туризма / С.П. Кузик. — Киев: Знания, 2011. — 271 с.
4. Планета Якутия [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.planetyakutia.com/
5. Сандру И. Проблемы географии туризма / И. Сандру. – СПб.: Питер, 2001. – 318 с.
6. Тонкости туризма в Якутии [электронный ресурс]. Режим доступа: http://tonkosti.ru/
7. Туристский информационный портал Республики Саха (Якутия) [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.khorsun.ru
8. Туризм в Якутии [электронный ресурс]. Режим доступа: http://forum.ykt. ru/viewforum.jsp?id=219
9. Якутия тревел [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yakutia travel.com/
10.
Корнилова Виктория Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск
Главанарь Арина Георгиевна – студентка 5 курса отделения рекламы и связей с общественностью филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск