Чепанова Е. И., Головина Е. Е.

 

Концептуальная метафора как средство конструирования положительного и отрицательного имиджа политика на материале немецких печатных СМИ

 

Conceptual metaphor as a means of constructing a positive and a negative image of politics based on German print media

 

Е. И. Чепанова, Е. Е. Головина

E. I. Chepanova,  E. E. Golovina

 

Данная статья посвящена опрeделению роли метафорического мышления в политическом дискурсe и установлению особенностей этого процесса, описанию и систематизации видов концептуальной метафоры как средства создания положительного и отрицательного имиджа политика. Рассмотрен ряд примеров, демонстрирующих наиболее частотные концептуальные метафоры. Важно подчеркнуть, что анализ функционирования концептуальной метафоры и ее роль в конструировании имиджа политика в данной статье рассматривается в политическом дискурсе.

 

This paper deals with the role of metaphorical thinking in the political establishment and discourse features of this process, the description and systematization kinds of conceptual metaphor as a means of creating a positive and a negative image of the politician.A number of examples that demonstrate the most frequent conceptual metaphor. It is important to emphasize that the analysis of the functioning of conceptual metaphor and its role in the construction of the image of politics in this article examines the political discourse.

 

Ключевые слова: концептуальная метафора, имидж, антропоморфная метафора, социоморфная метафора, артефактная метафора, когнитивные универсалии.

Keywords: conceptual metaphor, image, anthropomorphic metaphor, artifact metaphor, cognitive universals.

 

Концептуальная метафора с точки зрения когнитивной семантики представляет собой модель представления информации о какой-либо одной сфере деятельности субъекта в терминологии другой сферы [1, 2009: 20].

Политический дискурс в наши дни привлекает внимание представителей разных дисциплин, осознавших, что политика — это в значительной степени дело языка [2, 2010: 76].

Роль СМИ в создании положительного и отрицательного имиджа политика не является нулевой. Основной функцией языка политики (здесь и далее мы, согласно точке зрения Е. Шейгал, подразумеваем под этим использование языка в политических целях) является, таким образом, не информирование, а манипуляция сознанием и поведением.

СМИ создают определенный имидж политика в соответствии с ожиданиями предполагаемых целевых групп. Типы групп имиджа классифицируют по двум принципам: во-первых, исходя из того, какие эмоции должен вызывать имидж, и, во-вторых, по механизму формирования и распространения имиджа [3, 2004: 46].

Для исследования концептуальных метафор, участвующих в создании имиджа политика, а именно, Ангелы Меркель и ее оппонента ПираШтайнбрюка,ГеральдаКлуга, австрийского политика ЙоргаХайдера и других, были использованы тексты комментирующего характера с ярко выраженной субъективной составляющей, представленныев разделе «Политика» в «Kronenzeitung» и «Bild«.

В корпусе газетных примеров обнаружены следующие виды концептуальных метафор:

        антропоморфная   метафора,  метафора природы   (концепты «Связи», «Путь», «Контейнер» реализуются через фреймы «Организм», «Природные явления»);

        социоморфная метафора (концепты «Сила», «Связи», «Контейнер» реализуются через фреймы «Театр», «Борьба», «Игры»);

        артефактная метафора (концепты «Путь», «Контейнер» реализуются через фреймы «Одежда и Обувь», а также цветовая метафора с компонентами «blau» и « braun»;

Рассмотрим ряд примеров, демонстрирующих наиболее частотные концептуальные метафоры, определяющие когнитивные универсалии.

Большой удельный вес в исследованном корпусе принадлежит метафоре социальных явлений, реализующихся в концепте «Сила», «Связи» и «Путь» с ее фреймами «Борьба/Война» и «Игра/Борьба». Следующие    примеры    характеризуют   политика   как   фигуру,   влияющую   на   расстановку политических сил, а именно способную нарушить баланс сил ради достижения власти. Определение пути, по которому идет политик ГеральдКлуг с помощью метафоры „…seineneueAufgabemit «gutemGefьhl» ьbernehme, NorbertDaraboswьnschteihm (GeraldKlug) dazudie «notwendigeHдrte“может содержать следующие импликации: влияние политика слишком велико, он добивается своей цели в большинстве случаев нечестным путем или используя советы вышестоящих политиков, заручившись их поддержкой, протекцией [5].

В приведенном примере онтологическая метафора реализованная в концепте «Контейнер» позволяет представить абстрактное понятие «пользоваться дурной славой» через аллюзию к сказке («Волшебная лампа Аладдина»): сравнение В. Шюсселя с джинном из бутылки (derGeistSchьsselseinmalausderFlaschedesAnruchizen) вызывает в большинстве случаев следующие ассоциации: джинн был выпущен кем-то, кто не имел представления о последствиях, джинн может пообещать что угодно ради достижения своей цели, политик ГаральдДоберних определяется прессой как Sesselkleberei“, как человек, который добивается своего места нечестным путем, но данное «обвинение» было оспорено им какnichtamSesselkleben“, „keinpolitischerVersorgungsfallи отказом от мандата:FьrallesimLebengibtesdenrichtigenZeitpunkt, …betonte, seiner «Gesinnungsgemeinschaft» treuzubleiben. IchbinFreiheitlicherundwerdeimmerFreiheitlichersein» [6].

П. Штайнбрюк считает политику Ангелы Меркель жалкой, никчемной и даже вредной. Как представитель противоположного пола, таким образом, она в первую очередь женщина, а потом уже политик, она также заручается поддержкой женской части населения, которые руководствуется только женской солидарностью, а не «трезвым умом»: „

Auch bei SPD-Wдhlern komme das gut an. „Das heiЯt aber nicht, dass ich als der Gottseibeiuns wahrgenommen werde”, fьgte Steinbrьck hinzu.Merkels Politikstil halte ich „fast schon fьr schдdlich“, „Angela Merkel ist beliebt, weil sie einen Frauenbonus hat“ [7].

Информационно-развлекательная журналистика создала в свое время негативный имидж Й. Хайдера, а теперь распространяет неоднозначное мнение об Ангеле Меркель в прессе, что позволяет предположить: формирование имиджа политика связано в данном типе журналистики скорее с социальным заказом, т.е. с экстралингвистическими факторами, чем со стремлением информировать читателя. Например, в статье «MerkelsEurorettung» журналисты  «ласково» называют ее как «diePatin», «EuropasgefдhrlichsterFьhrer», «Alphawцlfin». НеоднозначностьподчеркиваетсявысказываниямиГертрудаХёлера: «Angela Merkel – Die Patin, die Deutschland umbaut“, fьr Gertrud Hцhler nicht zu Deutschlands Bestem. Fьr andere ist Merkel gar die gute Mafia-Patin von Europa» [5].

Артефактная (текстильная, цветовая) концептуальная метафорапредставлена главным образом через наименования видов одежды и их частей используются чаще всего немецкими политиками для негативной оценки личности своих оппонентов и результатов их деятельности (деятельности их партии).

Социальную реальность ФРГ концептуализируютноминации обуви и обувных аксессуаров, как, например, лексема «обувь» («derSchuh«), совместное «одевание» которой выражает призыв к осуществлению конвенционального действия всеми политиками: „…Den Schuh müssen wir uns alle anziehen. Ich nehme mich davon auch nicht aus. Aber der Vorwurf, die Bundesmüssen wir Konsequenzen ziehen“[3, 2004: 141].

Так, частая смена политиком «театрального костюма» (нем. «dieKostümierung») подразумевает частую смену своей политической позиции или своих взглядов в угоду каким-либо внешним обстоятельствам или каким-либо возможным преимуществам, как это представлено в следующих метафорических контекстах:  «Wirmüssenzuverstehensuchen, was ÜberzeugungistundwasideologischeKostümierungundwasdahintersteckt: Verirrung, ProvokationoderProtest».

Текстильные метафоры имеют большие возможности для развёртывания яркого метафорического образа и потому занимают в языковом арсенале немецких политиков весомое место.

  Использование онтологической цветовой метафоры в немецком политдискурсе характеризуется также повышенной частотностью и доминантностью, в данном случае цветовая метафора с компонентом «blau».

  Существуют следующие символические значения этого компонента: интенсивность в отрицательном значении (blauesWunder – большая неожиданность, неприятная неожиданность; jmblauenDunstvormachen – пускать пыль в глаза, обманывать; jmdasBlauevomHimmelherunterlьgen – бессовестно врать; sichschwarzundblauargern – ужасно злиться), неопределенность (insBlauehinein – куда глаза глядят, без цели), неопытность — (sichblauaugigstellen – делать невинный вид) [2, 2010: 86].

Таким образом, востребованным оказывается упоминание политика как такового на страницах СМИ в целом.  Положительность или отрицательность создаваемого имиджа не столь существенны; имидж должен быть эпатирующим, запоминающимся. Именно этому служат выразительные средства языка, в том числе концептуальная метафора.

 

Литература

 

1. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс. Теория метафоры /Н. Д. Арутюнова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2009. – № 1(3). – С. 20 – 24.

2. Баранов, А. Н. Метафоры в политическом дискурсе: языковые маркеры кризисности политической ситуации / А. Н. Баранов // Вопросы языкознания. –  2010. – № 2. – С. 75 – 90.

3. Прозоров, В. В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву / В. В. Прозоров. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. – 240 с.

4.Rechte Haider-Erben verlieren Hochburg Kдrnten / Rechte Haider – Erben // Bild. — 2013. – 17 Februar [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://www.bild.de/news/aktuell/news/rechte-haidererben-verlieren-hochburg-kaernten-29359158.bild.html.

5. SPD-KANDIDAT PEER STEINBRЬCK IM BILD-INTERVIEW: Merkels Politikstil halte ich „fast schon fьr schдdlich / S. Haselberger // Bild. – 2013. –  12 Januar [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.bild.de/politik/inland/peersteinbrueck/spdkanzlerkandidatmerkelspolitikstilhalteichfastschonfuerschaedlich-29643396.bild.html.

6. Wiedergut U. Dobernig denkt an Rьckzug «nicht am Sessel kleben» / U. Wiedergut // Kronenzeitung. – 2013. – 23 Mдrz [Электронныйресурс].     Режим доступа:http://www.krone.at/Politik/FPK_Dobernig_denkt_an_Rueckzug_nicht_am_Sessel_klebenParteitag_am_21.4.-Story-355770.

7. Haselberger S. Wie gefдhrlich wird er Merkel? / S. Haselberger // Bild. – 2012. – 28 September [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://www.bild.de/politik/inland/peer-steinbrueck/spd-k-frage-frank-walter steinmeier-laesst-peer-steinbrueck-den-vorzug-fuer-die-kanzler-kandidatur-26450308.bild.html.

 

 

Чепанова Евгения Ивановна – кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

 

Головина Екатерина Евгеньевна — студентка 5 курса отделения немецкого языка с дополнительной специальностью «Английский язык»Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *