РАЗВИТИЕЖАНРОВСОВРЕМЕННОЙПРОЗЫ
THE DEVELOPMENT OF MODERN LITERARY GENRES
Е. В. Кловак
E. V. Klovak
Современная литература породила огромное количество жанров современной прозы, которые могут удовлетворить самый взыскательный вкус читателя. Местом рождения многих жанров можно также назвать и просторы глобальной сети Интернет. Несомненно, в эпоху глобальной коммуникации не только литература, но и сам процесс чтения приобретают новые качества и формы.
Modern readers can choose any sort of literature they like. Internet provides a wide range of different genres and styles and even generates them. Following the global tendencies and fashion modern literature and reading acquire new quality and form.
Ключевые слова и фразы: Литература, жанр, глобализация, идиостиль, Интернет, коммуникация, герменевтика.
Key words: Literature, genre, globalization, idiostyle, Internet, communication
Эпоха глобальной коммуникации – время реформации не только в сфере общения между людьми, но и сферах культуры, литературы, искусства. Понятие коммуникации можно рассматривать с различных сторон. Техническое развитие современного мира подарило человечеству возможность получать любую информацию и общаться моментально и практически беспрепятственно. Такой вид взаимодействия между людьми изменил представление современного человека о мире и расширил горизонты сознания. Возникновение виртуальной реальности, новых видов взаимодействия как глобальные социальные сети, форумы, блоги дали человечеству возможность не только обмениваться новостями и информацией, делиться взглядами, но и сформировать новую парадигму человеческого общения – глобальное интернет сообщество.
Современная литература претерпела также ряд изменений под влиянием новых тенденций развития глобальной коммуникации. Она породила не только огромное количество новых жанров, но и повлияла, как это не парадоксально, на сам процесс чтения, который также приобретает новые формы. Пристрастия современного читателя неизменно нашли свое отражение в направлениях литературы. В данной статье мне хотелось бы подробнее остановиться на жанрах современной популярной прозы и причинах ее популярности.
Понятия рода, вида и жанра литературы не застыли в учебниках по теории литературы, он изменяются, развиваются, осмысляются. Самым динамичным, на мой взгляд, понятием является жанр. Наслоение различных видов литературы, их постоянное слияние, развитие и взаимодействие привели к тому, что границы жанров стали настолько размытыми, что иногда возникает закономерный вопрос о том, является ли данный термин актуальным или стоит расширить границы и критерии оценки и определения жанра литературных произведений. Применительно к современному литературному творчеству не всегда уместно понятие жанра в общепринятом смысле этого слова. Одна из современных типологий жанров выделяет следующие направления: детектив, комедия, лирическое стихотворение, мелодрама, фэнтези, очерк, песня, повесть, поэма, рассказ, роман, трагедия, утопия, эпопея. Данная типология представлена на широко известном сайте «википедия».[1] Другая типология, опубликованная в интернете насчитывает 63 жанра литературы, 5 из которой относятся к жанру фэнтези, а 17 к жанру научной фантастики. Все больше и больше людей заинтересованных этим жанром формируют сообщества по интересам на просторах глобальной сети. Статистика в данном вопросе упряма и неумолима – большинство читающего населения Российской Федерации увлечены чтением фантастических жанров литературы, только немногие увлекаются чтением классических произведений художественной литературы, а еще меньше – почитателей поэзии. Причин этому достаточно много, начиная с глобальных, таких как политические и философские, заканчивая вполне банальными – что пишут, то и читаем. Популярность фантастической литературы подогревается также средствами массовой информации и развивающимся рынком игровой индустрии. По словам многих специалистов, видео и онлайнигры за последние десятилетия стали такой же серьезной массовой культурой как кинематограф и литература.
Покопавшись поглубже, можно выудить кучу психологических проблем человечества, которые также приводят общество к созданию и потреблению подобного рода литературы, приобретающих масштабы эпидемии в современном обществе, начиная депрессией и заканчивая различными видами фобий, информация о которых периодически появляется и в социальных сетях на утеху искушенным новостями блоггерам. Я ни в крем случае не хочу сказать о том, что это не нормально, а лишь подчеркнуть важность данного вопроса. Но это не предмет исследования данной статьи, хотя и имеет к ней непосредственное отношения. Почему же общество так увлечено фантастикой и фентези, в которых так переплетены все роды и виды литературы, а реальность сливается с причудливым вымыслом? Возможно, это стремление человека избавиться от серьезности, надуманности некоторых классических произведенний, легкость повествования, захватывающий сюжет, мир, дающий свободу фантазии самого читателя, возможность скрыться от проблем в реальном мире, а может и желание снова как в детстве погрузиться в прекрасный мир сказки.
Интернет-библиотеки представляют огромный ассортимент литературы фантастических жанров, выделяя при этом немалое количество разделов данного направления. Вот один из примеров, взятых из библиотеки RuLit: Альтернативная история, Боевая фантастика, Героическая фантастика, Городское фэнтези, Детективная фантастика, Киберпанк, Космическая фантастика, Космоопера, Мистика, Научная фантастика, Постапокалипсис, Социально-философская фантастика, Ужасы, Фэнтези, Эпическая фантастика, Юмористическая фантастика, Другая фантастика. [3]
Если проанализировать предпочтения современный российских читателей то рекорды по прочтению и количеству комментариев в социальных сетях бьют книги Стефани Майер и Дмитрия Глуховского. Знаменитая серия Сумеречной саги и метро 2033 являются, пожалуй, самыми популярными книгами в жанре современная проза. Одним из популярных явлений, свидетельствующих о том, что современная литература очень прогрессивна и бурно развивается, является фанфикшн. Это явление в литературе можно назвать новым, так как возникло с появление книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Тем не менее фанфикшн набрал небывалую популярность в интернете среди читающей публики и даже обзавелся своей терминологий. Фанфикн – это вид литературного творчества, в котором автор произведения берет за основу другое литературное произведение и пишет свой рассказ, который называется «фанфик». Как правило за основу берется сюжет оригинального произведения и персонажи. Авторы этих произведений зачастую стараются максимально приблизить свое произведение к идиостилю автора-оригинала, копируя манеру письма, синтаксические особенности построения высказываний, темы и идеи оригинального идиостиля. .
Таким образом, мы можем наблюдать удивительное явление перестроения из категории «читатель» в категорию «автор». Данный феномен современной литературы является очень ценным для раскрытия феномена идиостиля в целом и его герменевтического анализа. В данном случае можно сделать вывод о том, что читатель, увлеченный художественным многообразием и миром, созданным автором оригинального произведения надстраивает собственные смыслы и развивает идею автора через призму собственного понимания текста. Как утверждают сами фикрайтеры и читатели их творчества, фанфикшн возникает на стыке двух полярных точек зрения. С одной стороны читатель не хочет покидать мир, созданный автором, а с другой стороны им руководит некая неудовлетворенность развитием идей произведения или его сюжета.
Фанфикшн дает читателям возможность реализовать свои фантазии в литературном творчестве и продлить жизнь своему любимому произведению и персонажам. Тяга к литературному труду и желание общаться с единомышленниками привела фикрайтеров к созданию целого ряда тематических интернет-сайтов, где они разрабатывают и развивают данное направление художественного творчества. Как уже упоминалось ранее фанфикшн как явление не толь ко литературное, но и культурное разрабатывает свой категориальный аппарат, в которм насчитывается более 60 терминов, типологии, механизмы создания текста, правила оформления и предоставления фанфика читателю. 85 статей.
Как утверждают сами авторы или фикрайтеры фанфикшн дает им возможность реализовать свои фантазии в литературном творчестве и продлить жизнь своему любимому произведению и персонажам. Тяга к литературному труду и желание общщаться с единомышленниками привела фикрайтеров к созданию целого ряда тематических интернет-сайтов, где они разрабатывают и развивают данное направление художественного творчества. Как уже упоминалось ранее фанфикшн как явление не только литературное, но и культурное разрабатывает свой категориальный аппарат, в котором насчитывается более 60 терминов, типологии, механизмы создания текста, правила оформления и предоставления фанфика читателю. Теме фанфикшена посвящено более восьмидесяти статей с рекомендациями по написанию фанфика, истории этого направления, сложностям, с которыми сталкивается фикрайтер и так далее. [2]
Современная проза – это динамичное и развивающееся явление, идущее в ногу со временем. В нем, как в зеркале, отражается все происходящее в обществе. Нельзя не отметить, что это не только положительная динамика, хотя оценочные критерии к этому понятию не применимы. Литература всегда оставалась делом вкуса каждого отдельного читателя, так как у всех людей различные предпочтения.
Литература
1..Википедия – свободная энциклопедия. Жанр.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%BD%D1%80 (дата обращения 14.12.2012)
2.Фанфики.инфо – Портал фанфикшена. http://fanfics.info/ (дата обращения 14.12.2012)
3.Форум FantasyBookFB2. Жанры литературы. http://fantasy—book.ucoz.ru/forum/110-6346-.1 (дата обращения 04.10.2013)
Кловак Елена Владимировна — аспирант кафедры английской филологии Тверского Государственного Университета, г. Тверь