ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
EXTRACURRICULAR WORK AS A MEANS OF INTERNATIONAL COMMUNICATION IN CONDITION OF MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Л. А. Буркова, В. А. Кулакова
L.A. Burkova, V.A. Kulakova
В данной статье дан анализ внеаудиторной работы как части образовательного процесса иностранных учащихся начального и среднего этапов обучения. Рассматриваются цели и задачи мероприятий, проводимых во внеаудиторное время, для облегчения адаптации иностранцев в новых для них условиях, а также для расширения лингвистической и социокультурной компетенции студентов. Приведены методы, способствующие активизации резервных возможностей студентов и мобилизирующие их скрытые психологические ресурсы.
The extracurricular work as part of the educational process of foreign students of primary and secondary stages of education is analyzed in this article. We consider aims and tasks of the activities, carried out in extracurricular time to facilitate the adaptation of foreigners in their new environment, and to expand linguistics and socio-cultural competition of students. The methods promoting the activities of reserve opportunities of students and mobilizing their hidden psychological resources are given.
Ключевые слова и фразы: внеаудиторная работа, адаптация, лингвистическая и социокультурная компетенция.
Key words: extracurricular work, adaptation, linguistics and socio-cultural competition.
Основной целью при обучении русскому языку иностранцев является развитие у учащихся межкультурной (социальной) компетенции, которая «подразумевает знание учащимися национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры страны, а также способов пользоваться такими знаниями в процессе общения» [2, 2003: 143]. Владение основными социально-этническими нормами изучаемого языка и культуры инофоном способствует эффективному общению в межкультурной среде. Для выработки нового культурного сознания, толерантного отношения к другому образу жизни и ценностям важно показать вклад каждого народа в общемировую культуру. Поэтому в содержание обучения включается культура страны изучаемого языка, которая является определяющей, мотивирующей доминантой в обучении русскому языку.
Недаром говорится в русской пословице: «В каком народе живёшь, того обычая и держись», потому что проблема толерантности – это диалог «равных и разных». Обычно иностранным студентам не хватает именно тех данных о культуре, которые обеспечивают общение на русском языке по месту их проживания и обучения. И здесь на первый план выходит культурная адаптация студентов к жизни в России. Она включает в себя знакомство с национальными традициями, особенностями системы образования, анализ национально-культурной семантики с помощью используемых в учебном процессе методических приёмов, формирование позитивного отношения к стране и людям изучаемого языка. Важно, чтобы студенты не просто заучили конкретную информацию, а научились свободно говорить и писать о явлениях, связанных с этой информацией. В этом случае реализуется последовательный подход к обучению: «язык – цель, культура — средство». Язык не существует вне культуры, в основе языковых структур лежат структуры социокультурные [1, 2007: 67-68]. В связи с этим появляется реальная возможность сочетать аудиторную и внеаудиторную работу, что значительно повышает интерес, мотивацию студентов, организует обобщающее повторение пройденного и, как результат, — повышение эффективности и качества усвоения учебного материала.
Аудиторная и внеаудиторная работа – это единый процесс формирования коммуникативных умений и навыков, лингвистической и социокультурной компетенции. Только комплексность учебной и внеаудиторной работы значительно повышает эффективность процесса обучения, активизирует резервные возможности студента, мобилизует скрытые психологические ресурсы.
Для иностранных студентов участие в проводимых внеаудиторных мероприятиях – это активный выход в коммуникацию, в разные формы общения в той или иной ситуации. Внеаудиторная работа по русскому языку является эффективным средством расширения знаний, умений и навыков, которые иностранные студенты приобретают на занятиях. Поэтому внеаудиторной работе как средству эффективного введения и отработки речевых материалов, систематизации и расширения лингвострановедческих знаний уделяется большое значение.
Внеаудиторная работа стимулирует речевую активность студентов, обогащает их лексический запас, способствует развитию интереса к русскому языку, расширяет социокультурные знания.
Закрепление аудиторного лексико-грамматического материала и формирование собственно лексико-грамматических навыков обеспечивается во время внеаудиторной работы системой тренировочных упражнений и игровых заданий: а) учитывающих все стадии их формирования и б) имеющих игровую, коммуникативную направленность. В них реализован принцип практической и коммуникативной направленности, обусловленный учётом реальных ситуаций и основных сфер общения иностранных студентов с первых месяцев их пребывания в русскоязычной среде. Это позволяет сформировать достаточно устойчивые, способные к переносу грамматические навыки не только у сильных, но и слабых в лингвистическом отношении студентов, поскольку эти задания развивают и формируют все умственные операции и психические процессы, участвующие в лексико-грамматическом конструировании. Назовём лишь некоторые игровые задания: грамматическое домино, грамматическое лото (словесное или картинное), грамматические словесные игры-соревнования. С помощью игры «Русские глаголы» студенты с большим удовольствием повторяют глаголы движения, которые вызывают у студентов большие трудности.
Во время проведения игры-соревнования создаётся атмосфера идеального общения преподавателей и студентов. Контролирующая функция преподавателя приобретает скрытый характер, так как преподаватель и студент становятся равноправными партнёрами в проведении того или иного мероприятия, а самостоятельное общение на русском языке вне урока обеспечивает устойчивую мотивацию, сохраняет и развивает заинтересованность студентов в овладении учебным материалом.
Одной из важнейших особенностей внеаудиторной работы является возможность использовать языковую среду, непосредственное общение студентов с носителями русского языка. Во внеаудиторных мероприятиях создаются ситуации естественного речевого общения: отношения партнёрства, реальность ситуации, наличие устойчивой мотивации, творческая активность, эмоциональность.
Внеаудиторная работа факультативна для студента и не является жёстко запрограммированной. Внеаудиторные мероприятия часто готовятся самими студентами, то есть создаются благоприятные условия для проявления их творческой активности и возможности самовыражения.
Мероприятия во внеаудиторное время – разнообразная часть учебной работы. Это торжественные собрания коллектива университета, посвященные знаменательным датам, дни факультетов, концерты, фестивали, конкурсы, олимпиады, национальные вечера, организация выставок, стендов, студенческие научные конференции, встречи с писателями, поэтами, художниками, людьми интересных профессий и т.д.
Огромное значение имеет такой вид внеаудиторной работы, как экскурсионная деятельность. Экскурсия является одним из важных элементов формирования общей культуры и эстетического вкуса. При проведении экскурсии необходимо учитывать характер деятельности студентов, их профессиональные интересы, вопросы, которые вызовут у них интерес и желание перейти к диалогу. Иностранные студенты бывают в институтах и школах, в художественных и исторических музеях, в театрах, на концертах, творческих вечерах.
Безусловно, трудно оценить всю ту колоссальную работу, которая необходима для проведения каждого внеаудиторного мероприятия, и её значение в обучении иностранных студентов. Но без энтузиазма и любви к русскому языку, к студентам это сделать невозможно. Мероприятия, проводимые во внеаудиторное время, являются непривычными для многих иностранных студентов и принимаются вначале с трудом. Об этом нужно постоянно помнить при организации всех видов внеаудиторной работы. Требуется кропотливая психологическая подготовка студентов, разъяснение учебных целей, полезности такого рода работы. Особенно это важно для тех студентов, чьи этнопсихологические особенности не позволяют «опускаться» до уровня развлечений и игр, не соответствующих, по их понятиям, их возрасту (среди наших студентов есть и такие, которым за 30).
Внеаудиторная работа сплачивает студентов в интернациональный коллектив. В ходе совместной деятельности улучшаются межличностные отношения, сглаживаются противоречия между студентами, что способствует повышению речевой активности студентов.
Вторая задача внеаудиторной работы – развитие речевых навыков и умений. Эта задача носит учебный характер и гармонично сочетается с целями аудиторных занятий, с учебными планами. Однако реализация этой задачи во внеаудиторное время имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с условиями проведения урока. Во-первых, нужно отметить, что достижению учебных целей способствует непринуждённая атмосфера, которой неизменно отмечены все внеаудиторные мероприятия. Эта атмосфера создаётся за счёт целого ряда факторов: аудитория украшена и оформлена соответственно теме данной встречи, свободная обстановка встречи действует благоприятно, а знакомство с новым речевым материалом, новыми людьми, с произведениями музыкального, поэтического и живописного искусства создаёт приподнятый эмоциональный настрой. Очень важно, что студенты приходят на встречу нарядные, руководимые интересом, вступают в коммуникацию только по желанию, при этом не боятся допустить ошибки. Это повышает творческую активность студентов, вселяет в них уверенность в своих силах. Часто студенты, чувствующие себя на уроках напряженно, в кругу друзей становятся активными.
Формирование общей культуры во всех её проявлениях определяется не только учебным процессом, но и всем общекультурным фоном общения студентов во внеурочное время. Комплексное использование разных форм работы позволяет, приобщая студентов к общечеловеческим ценностям, повысить этический, эстетический и нравственный уровень будущих специалистов.
Итак, внеаудиторная работа не только имеет большое значение для облегчения адаптации иностранцев в новых для них условиях, но и помогает расширить культурологические и лингвострановедческие познания студентов, воспитывает в них уважение к культуре и традициям страны изучаемого языка.
Литература
1. Гаучи О.В. Выявление значимых национально-культурных особенностей русского дискурса в рамках формирования социокультурной компетенции на уроках РКИ // Русский язык как иностранный и методика его преподавания: XXIвек. Часть первая. Сборник научно-методических статей. – М.: МПГУ, 2007. – С. 63-68.
2. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 336 с.
Буркова Людмила Аркадьевна – старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного факультета международного образования Дагестанского государственного университета, г. Махачкала
Кулакова Валентина Алексеевна – доцент кафедры русского языка №2 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов, г. Москва