ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [1]
ETHNOPEDAGOGICS THE BASIS OF EDUCATION BY CHILDREN OF PRESCHOOL AGE INTEREST TO THE NATIVE LANGUAGE IN THE PROCESS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES
Н. В. Кондрашова
N. V. Kondrashova
В статье на основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики охарактеризованы особенности и значимость воспитания интереса к родному языку у детей дошкольного возраста. Представлены основные виды культурно-досуговых мероприятий и показана их значимость в речевом развитии дошкольников и воспитании у них интереса к родному звучащему слову. Особое внимание уделено обоснованию этнопедагогических основ решения данной задачи в условиях поликультурного образовательного пространства. Приведены примеры нетрадиционных форм и методов использования народного творчества в поддержании и стимулирования интереса детей к родной речи.
In article on the basis of modern achievements of pedagogical theory and practice some special features and the importance of education of interest to the native language by children of preschool age. The main types of cultural and leisure activities and is shown their importance in language development preschool children and bringing up of their interest to native said the word. Special attention is given to the justification of ethnopedagogics the foundations of the solution of the tasks in the conditions of multicultural educational space. Examples of non-traditional forms and methods of use of folklore in maintaining and stimulating the interest of children in native language.
Ключевые слова и фразы: дошкольник, культурно-досуговая деятельность, родной язык, интерес, средства народной педагогики
Key words: children, cultural and recreational activities, the native language, interest, means of folk pedagogy
В условиях модернизации образования и внедрения федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования в числе важных задач современных дошкольных образовательных учреждений следует выделить приобщение к родному языку и этнокультуре, воспитание интереса к национальному языку в сензитивный период речевого развития детей [1,2009:21-28; 2,2009; 4,2012].
По нашему мнению, интерес к изучению родного языка у дошкольников может проявляться в следующем: а) особом внимании к разговорной речи и произведениям на родном языке, б) желании постигать новые слова, обозначающие предметы или явления природного, предметного и социального окружения, в) стремлении овладевать родной речью как средством общения и т. п.
Значительным педагогическим потенциалом обладает культурно-досуговая деятельность, которая органично сочетает в себе познавательную, развлекательную, воспитательную и иные функции. В практике дошкольных учреждений встречаются мероприятия различной направленности: речеразвивающей (воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, ознакомление со словесным составом предложения и др.), экологической (углубление представлений о природе и др.), социально-бытовой (ознакомление с явлениями окружающей действительности, с трудом взрослых и др.), творческой (художественная деятельность, конструирование, моделирование и др.) и др. В соответствии с характером участия детей и взрослых все виды культурно-досуговой деятельности подразделяются на: 1) подготовленные силами взрослых и детей, в которых главными участниками являются дошкольники; 2) смешанные, в которых инициаторами и участниками являются, как взрослые, так и дети; 3) подготовленные и проведенными силами детей.
В современных условиях активной интеграции различных образовательных областей и видов детской деятельности культурно-досуговые мероприятия, несомненно, способствуют решению целого комплекса задач. Они позволяют: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на художественное и родное слово, содержание родиноведческого и краеведческого материала; осваивать значения и красоту слов; обогащать опыт поведения в ситуациях межнационального и игрового общения, уместного употребления слов в соответствии с создавшейся речевой ситуацией; создавать уверенность в своей успешности в системе межличностных отношений; реализовывать коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; обеспечивать активную речевую практику и усиливать мотивацию речевой деятельности.
Современной педагогикой признана исключительная роль устного народного поэтического творчества в разностороннем воспитании ребенка дошкольного возраста, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров (сказки, пословицы и поговорки, потешки, загадки и т. д.), которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию умственных способностей, эстетических чувств и речевому развитию детей.
Для понимания и принятия национального языка детьми в условиях дошкольных образовательных учреждений могут применяться различные виды культурно-досуговой деятельности, основанные на использовании различных произведений устного народного творчества. Это могут быть отдых, развлечения, праздники и т.п.[3, 2005, С. 275-290]. Остановимся на каждом из них более подробно.
Активный и пассивный отдых (рассматривание произведений народного искусства, непринужденные беседы, народные подвижные игры и т. д.) позволяют восстанавливать физические и эмоциональные ресурсы ребенка, активно общаться и проявлять самостоятельность при организации деятельности по интересам. При этом педагогам важно поощрять речевую активность, обращенность к родному языку, возможность выбора вербальных средств для выражения своих впечатлений и эмоций об истории, культуре, людях, природе родного края.
Важное место в педагогическом процессе современных дошкольных образовательных учреждений занимают театрализованные, познавательные и музыкально-литературные развлечения. Как кратковременные мероприятия они могут организовываться в любой момент, когда требуется создание эмоционально положительной атмосферы. Как продолжительные мероприятия с большей эмоциональной нагрузкой организуются периодически, как правило, один раз в неделю. В процессе развлечений решаются многие задачи развития речи дошкольников. Во-первых, у детей закрепляются навыки и умения звукопроизношения, диалогической и монологической речи, полученные в ходе специально организованного обучения. Во-вторых, актуализируется потребность в расширении кругозора и познании родного языка, обогащении словаря, совместных действиях и переживаниях. В-третьих, развиваются такие положительные качества, как доброжелательность, симпатия, жизнерадостность, терпимость, которые являются важными составляющими базиса личностной культуры каждой личности в поликультурном пространстве. В-четвертых, осуществляется развитие образной речи посредством приобщения к средствам выразительности родного языка (в их числе — эпитеты, сравнения, крылатые слова и выражения, фразеологизмы, метафоры, которыми богаты основные средства народной педагогики). К примеру, можно провести следующие мероприятия: «Волшебные слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, детям необходимо отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и пр.); «Страна волшебных слов» (может быть организована в форму путешествия для закрепления умение использовать правила культуры поведения во взаимоотношениях со сверстниками в совместной деятельности); «Знаток народных пословиц и поговорок» (конкурс можно использовать для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по определенной тематике), «Уроки предков» (используя народные пословицы и поговорки о родине и чужбине, с детьми обсуждает отношения предков к малой родине, а также беседуют о чувстве гордости, любви и уважении прадедов к месту своего рождения и пр.) и т.д.
Любимым видом развлечения у детей является театрализованные представления по мотивам народных и любимых детьми сказок. Они, синтезируя различные виды детской деятельности (литературную, изобразительную деятельность, музыкальное исполнительство и пр.) способствуют усилению воспитательного эффекта инсценируемого произведения. Работа над спектаклем состоит из нескольких этапов: подготовка его материальной части (куклы, ширмы, декорации и костюмы), разучивание произведения исполнителями и репетиции, показ представления, обсуждение и обмен впечатлениями после завершения развлечения между участниками, зрителями и педагогом. Каждый из этапов можно умело использовать для воспитания интереса к национальному языку. Во-первых, яркие образы, музыка, декорации, национальные костюмы, выразительно исполненные монологи и диалоги главных персонажей позволяют усиливать влияние содержания произведений на мысли и чувства детей, появление у них желания быть похожим на положительного героя, лучше познать язык, культуру и самобытность народов и т.п. Во-вторых, в процессе разучивания ролей, изготовления костюмов, кукол и декораций создается оптимальная культурно-языковая среда для речевой практики дошкольников. На всех этапах подготовки и проведения театрализованных развлечений при произношении слов на языке родного и других народов, у детей появляется восторг от гортанно-языковой игры звуков, необычного сочетания слогов в слове, имеющем конкретный словесный перевод. Многократное повторение слов, сопровождаемое положительными эмоциями, содействует прочному закреплению речевого материала. Проявлению познавательного интереса к речевому материалу, умения анализировать инсценируемые произведения содействуют следующие методы и приемы работы с произведениями устного народного творчества на подготовительном этапе организации театрализованных представлений или после представления. В их числе: «Словесный портрет» (детям предлагают устно составить нравственный потрет героя народной), игровые упражнения «Клубок», «Хорошие и плохие поступки», «Чудесные превращения», посредством которых детей учат разбираться в плохих и хороших поступках, проявлять доброжелательность, отзывчивость, чувствовать и пр.; «Книга Сказок», составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения сюжета, многообразия и значимости добрых поступков, «Отгадай» (детям предлагается прослушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает и чему у него можно поучиться) и пр.
Праздники, как дни радости и торжества по определенному поводу, событийно насыщают жизнь детей, сплачивают всех участников, обеспечивают приобщение к общественным ценностям, расширяют представление о государстве и народах его населяющих, содействуют самовыражению детей. В современных дошкольных учреждениях организуются различные праздники. В их числе народные и фольклорные праздники (Масленица, весенне-летние игрища и забавы и др.), государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День города и др.), православные праздники (Рождество Христово, Пасха, Троица и др.). Все они непосредственно направлены на ознакомление с культурным наследием народов населяющих регион, проводятся с использованием произведений народного искусства (народных игр, песен, танцев, загадок, сказок и пр.), позволяют гармонично включать соответствующий речевой материал.
Подводя итог выше изложенному необходимо подчеркнуть, что для успешного развития интереса к языку у дошкольников в процессе культурно-досуговых мероприятий разнообразной направленности необходимо соблюдение ряда принципов. Принцип оптимальности ориентирует на важность тщательного отбора минимально необходимого и дидактически адаптированного для дошкольников этнопедагогического материала. Принцип создания толерантной среды призывает к формированию в дошкольном учреждении гуманистических взаимоотношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающему, самореализация в различных формах. Принцип индивидуализации заключается в учете индивидуальных, речевых, психологических и возрастных особенностей ребенка и реализации дифференцированного подхода к каждому дошкольнику, исходя из его особенностей, возможностей и интересов. Принцип диалогичности нацеливает на реализацию характерного и разноуровневого диалога культур, времен, ребенка с культурой прошлого и настоящего. Принцип воспитательной направленности указывает на важность гармоничного сочетания образовательных и воспитательных задач в процессе культурно-досуговых мероприятий. Принцип рационального сочетания разных видов культурно-досуговой деятельности адекватных возрасту, обеспечивающих развивающий характер обучения ориентирует на баланс интеллектуальных, эмоциональных и речевых нагрузок и оптимально необходимую познавательную и речевую активность, на развитие ребенка в деятельности с опорой на его эмоционально-чувственную сферу. Принцип интеграции различных образовательных областей и знаний предполагает гармоничное сочетание общечеловеческого, родиноведческого, краеведческого и народоведческого содержания при закреплении и углублении знаний дошкольников об окружающем с целью формирования у них целостной картины мира для успешной интеграции личности через родной язык, национальную культуру в мировую.
Литература
1. Кондрашова Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 5. С. 21-28.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr—dok.html
3. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: «Воспитание дошкольника», 2005. – 320 с.
4. Кондрашова Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона / Н.В. Кондрашова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – №07(81). – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf, 0,688 у.п.л.
Кондрашова Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск