Мишлимович М. Я., Ефимова Д. Н.,

 

КРУГ И МОТИВЫ ЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ СВФУ

(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МИ, ГРФ И ФЛФ)

 

CIRCLE AND MOTIVES OF READING STUDENTS OF SVFU

(ON THE EXAMPLE OF STUDENTS MI, GPF, FLF)

 

М. Я. Мишлимович,  Д. Н. Ефимова, О. И. Петрова

M. Y. Mishlymovich, D. N. Efimova, O. I. Petrova

 

В статье рассматриваются результаты мониторинга читательских интересов студентов разных учебных подразделений СВФУ: медицинского института, геологоразведочного и филологического факультетов. Анализ проводится по следующим аспектам: круг и мотивы чтения, критерии выбора книг, традиционное чтение и чтение в электронном варианте. Кроме того, формулируются конкретные предложения по реализации программы «Читающий университет».

 

       In our article considered the results of the monitoring of the reader’s interests of students from different educational departments of the Northern-Eastern Federal University: medical Institute, faculty of geology and exploration and also philological faculty. The analysis is performed on the following aspects such as motives of reading, reasons of choosing books, traditional read and reading in the electronic version. Moreover, we are formulating the concrete proposals of implementation project “University readers”.

 

Ключевые слова и фразы: читательские интересы, читательская среда, чтение, книга.

Key words: reader’s interests, reader’s environment, reading, book.

       

Чтение – уникальный феномен культуры. Ученые установили, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности. Именно поэтому снижение интереса к чтению, которое наблюдается в последние годы во многих странах мира, вызывает тревогу не только у педагогов, но и у широкой общественности.

Заинтересовавшись проблемами чтения, мы решили начать изучение читательских  интересов студентов СВФУ. Целью работы является выявление круга и мотивов чтения современных студентов. Для этого провели анкетирование среди студентов трех учебных подразделений СВФУ: медицинский институт, геологоразведочный и филологический факультеты. Респондентам было от 16 до 24 лет. Всего задали 14 вопросов студентам-первокурсникам ФЛФ и представителям разных курсов ГРФ и МИ. После проведенной работы мы сопоставили наши выводы с результатами анкетирования старшеклассников городской школы №2. Изучение читательских интересов школьников проводила в 2012 году А.А.Григорьева в своей дипломной работе «Изучение читательских интересов учеников – первое важное звено в системе формирования читателей в школе».

При обработке материалов по кругу чтения выявлены следующие результаты:

МИ

ГРФ

ФЛФ

Русская классика – 35%

Современная зарубежная классика – 32%

Современная русская литература – 39%

Русская классика – 36%

Русская классика – 35%

Зарубежная классика – 31%

Современная зарубежная литература – 31%

Большая же часть опрошенных учащихся отдает предпочтение современной зарубежной литературе. К сожалению, снизился интерес к произведениям русской классики.

Что касается периодики, студенты медицинского института и ГРФ читают «Якутск вечерний» и «Кыым». Также студенты-геологи читают «Glamour»и «Спорт Якутии». На ФЛФ большинство не читают периодические издания. Опрошенные старшеклассники указали, что постоянно читают региональную газету «Якутск Вечерний»(15%).

Спецификой нашего региона является билингвизм, вследствие чего большинство студентов читают на двух языках: русском и якутском. Наиболее популярными якутскими писателями во всех учебных подразделениях оказались классики: П.Ойунский, С.Омоллоон, А.Аччыгыйа. На ГРФ только один студент не знаком с творчеством якутских писателей. А на ФЛФ 27 % не читают произведения якутских авторов. Школьники указали в своих ответах только имена якутских писателей и поэтов: П.Ойунский, Кулаковский, И.Гоголев, И.Арбита.

Студенты медицинского института читают о любви(15 %), о выбранной профессии(15%) и научно-популярные книги(15%), и менее всего читают исторические книги(2%). Студенты, опрошенные на ГРФ,  предпочитают книги о дружбе, о путешествиях и приключениях(15 %). Триллеры меньше всего(3%). И был единственный ответ: «не люблю читать». Филологи предпочитают читать фэнтези(21%). Ни один студент – о выбранной профессии. Старшеклассники также отдают предпочтение фантастике (22%). Однако, в отличие от студентов, школьники интересуются поэзией (12%).

Респондентам было предложено написать названия пяти  произведений, которые, по их мнению, должен прочитать каждый. Ниже приведем наиболее популярные ответы:

МИ

ГРФ

ФЛФ

— «Война и мир», Л.Н.Толстой

— «Толко», Н.Якутский

— «Сааскы кэм», А.Аччыгыйа

  «Мастер и Маргарита», М.Булгаков

— «Гарри Поттер», Дж.Роулинг

 

— «Война и мир», Л.Н.Толстой

  «Гарри Поттер», Дж.Роулинг

— «Толко», Н.Якутский

— «Сааскы кэм», А.Аччыгыйа

  «Дьикти саас», Далан

— «Война и мир», Л.Н.Толстой

— «Мастер и Маргарита», М.Булгаков

  «Преступление и наказание», Ф.М.Достоевский

  Произведения С.Кинга

— «Гарри Поттер», Дж.Роулинг

— «Сааскы кэм», А.Аччыгыйа

      Кроме круга чтения нас, естественно, интересовали и мотивы. Медики читают в основном для отдыха и развлечения, получения информации. И только один студент – для повышения словарного запаса. Геологи читают для получения информации. Один студент считает, что читать книги «просто полезно». Филологи читают для отдыха и развлечения, а также для получения информации. Ученики 10-11 классов читают книги для получения информации и знаний (35,5%), 34,4% — для отдыха и развлечения.

Многие из опрошенных студентов назвали экранизации произведений источником выбора книг.  В большинстве своем респонденты выбирают книги самостоятельно, однако интернет оказывает ощутимое влияние. Что очень огорчает, ни один из опрошенных студентов не назвал в качестве критерия выбора книги совет старшего поколения – родителей и преподавателей.34,3% школьников предпочитают выбирать книги самостоятельно. Немногие прислушиваются к совету учителя литературы (17,1%). Рекомендации товарищей имеют значение для 20% респондентов.

В последние годы все чаще можно увидеть людей, читающих книги в электронном варианте. Однако опрошенные нами студенты СВФУ электронной книге предпочитают книги в их традиционном виде. Так, медики читают электронные книги чаще, чем учащиеся ГРФ и ФЛФ. Половина опрошенных школьников читает книги в электронном варианте.

     Как известно, уже несколько лет действует проект «Читающая Якутия», созданный по инициативе вице-президента республики Дмитрия Глушко. Цель данного проекта заключается в популяризации чтения и формировании у граждан мотивации к чтению.  Однако, как выяснилось, встречи с писателями  чаще всего посещали студенты ГРФ.

      Как показали результаты, предпочтения студентов не сильно отличаются от ответов школьников. А это значит, что необходимо вести работу по улучшению и укреплению читательской среды. 

     По результатам анкетирования, проведенного среди студентов, обучающихся на филологическом факультете отделения рекламы и связей с общественностью, около 70% опрошенных считают, что никакого кризиса чтения нет [2, 2012: 223].

      Кроме того мы обратились к результатам мониторинга курского исследователя А.В.Агеева. Он опрашивал студентов 1 курса. Оказалось, что большинство из них (57%) библиотеки посещает только по необходимости (для подготовки к практическим занятиям). Домашние библиотеки, насчитывающие более тысячи книг, имеют 4%. Большинство респондентов предпочитают получать информацию при помощи интернета и СМИ (81%) [1, 2012:91].

      На основании полученных данных исследователь пришел к следующим выводам: «…ныне студенты первых курсов не считают нужным часто посещать библиотеки, уделять достаточно времени чтению» [1, 2012: 92].

      Выяснилось, что у наших студентов дела с чтением обстоят несколько лучше, чем в других регионах.

В дополнение мы попросили написать предложения по поводу улучшения читательской ситуации. Студенты считают, что необходима  широкая реклама чтения с применением самых передовых методов; следует усилить общественную работу в университете по созданию читательской среды; педагоги, библиотекари, родители должны расставлять ориентиры для молодых читателей в мире книжной продукции.  Нам представляется, что в свете решений прошедшей  всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Стратегии формирования читательской культуры молодежи в полиэтническом образовательном пространстве», высказанные предложения верны. Обобщенные нами предложения выглядят так:

 — Необходимо усилить в университете работу по созданию и укреплению читательской среды. Для этого проводить широкую и разнообразную рекламу книг;

— Подготовить и проводить факультативные курсы во всех подразделениях СВФУ по пропаганде современной литературы (по примерному рекомендательному списку «100 книг»). А также курсы, направленные на чтение по профессиональной ориентации (например, учитель и школа в литературе, книги о врачах);

— Продолжить исследование эволюции читательских интересов в едином образовательном пространстве школа – вуз;

— Студентам ФЛФ обобщить двадцатилетний опыт работы спецкурса «Основы педагогического руководства чтением школьников»;

— Проводить специальные акции, такие как: флешмобы, неделя книги в общежитиях и на факультетах, книжные выставки, буккроссинг, встречи с писателями, литературные вечера и конкурсы;

— Во время прохождения практики студентам педагогических направлений предлагается проводить работу по руководству чтением.

На ФЛФ уже началась реализация некоторых изложенных выше предложений, а в частности: оформление колонны на первомайской демонстрации, буккроссинг, а также изучение материалов, собранных и подготовленных студентами прошлых лет, в помощь школе.

 

 

Литература:

 

1.Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики. Коллективная монография. – М.: МПГИ, 2012.

2.Стратегии формирования читательской культуры молодежи в полиэтническом образовательном пространстве/  Под  ред. М.Я.Мишлимович, С.Ю.Залуцкой, Н.И.Никоновой. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. – 438с.

 

Мира Яковлевна Мишлимович — профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы, зав. кафедрой теории и методики преподавания русского языка и литературы ИПКРО, г. Якутск

 

Ефимова Дария Николаевна – студентка 4 курса отделения русского языка и литературы с дополнительной специальностью теория и история художественной культуры филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

 

Петрова Ольга Ивановна — студентка 4 курса отделения русского языка и литературы с дополнительной специальностью теория и история художественной культуры филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *