ПРИМЕНЕНИЕ ВЕБ-КВЕСТ ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
USE OF WEB QUEST PROJECTS IN TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION
С.В. Панина, Н.М. Золотарева
S.V. Panina, N. M. Zolotareva
В данной статье рассматривается проблема постановки целей обучения иностранному языку, коммуникативная направленность обучения, дается определение понятия веб-квест проект, а также правила его составления и применения на уроках по иностранному языку в контексте коммуникативной направленности обучения. В статье представлены некоторые методические рекомендации по применению веб-квеста и предложен упрощенный вариант веб-квеста по теме MassMedia в 8 классе как образец составления веб-квест проекта.
This article considers the problem of setting goals of foreign language teaching, communicative orientation of education, defines the concept of a web quest project, as well as the rules for its preparation and application on the lessons of foreign language in the context of communicative orientation of education. This article presents some methodological recommendations on the use of web-quest, and proposed a simplified version of the Web quest on Mass Media in the 8th grade as an example of making a web quest project.
Ключевые слова и фразы: веб-квест, иноязычная коммуникация, образовательная технология, обучение иностранному языку.
Key words: web quest, foreign language communication, educational technology, foreign language teaching.
Современные условия требуют нового подхода в обучении иностранному языку в образовательном учреждении и диктуют новые цели обучения. Если раньше обучение иностранному языку строилось на изучении языка как системе, то теперь основной целью обучения является овладение учащимися иноязычной речью как средством коммуникации. Необходимо перейти от обучения языку как набору форм и средств к интегральному овладению языка учащимися.
В настоящее время в процессе обучения английскому языку используются новые принципы отбора и организации речевого и языкового материала. Ведущими принципами в формировании речевых навыков являются деятельностный, личностно-ориентированный, ситуативный. Именно обучение речевой деятельности приобретает коммуникативный характер, что предполагает речевую направленность учебного процесса.
Для увеличения эффективности обучения иностранному языку и мотивации учащихся, преподаватели все чаще прибегают к использованию инновационных образовательных технологий и активных способов работы на уроках. Образовательные технологии ориентированы на эффективное формирование целостной системы универсальных учебных действий, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие качество современного образования.
Одна из таких технологий – технология образовательных веб-квестов (web-quests) направлена на максимальную практическую деятельность и является актуальным механизмом включения учащихся, в процессы способствующие развитию их информационных и коммуникационных компетенций [Антонова, 2011: 6].
Веб-квест (web—guest) в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы сети Интернет. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Берни Додж и Том Марч. Веб-квест, как самый сложный вид Интернет-ресурсов, представляет собой сценарий по созданию проекта группой учащихся по определенной теме.
Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, письменного отчета, эссе, веб-страницы, плаката и т.п. Использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов Интернета в обучении иностранному языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными материалами. Для реализации учебного процесса с помощью данной технологии необходимы компьютеры с выходом в сеть Интернет.
Учащиеся могут работать над веб-квестом как в школе в рамках урока (уроков), а также дома. Веб-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, при этом дополнительную мотивацию при выполнении веб-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.). Структура веб-квеста: Введение – краткое описание темы веб-квеста; Задание – формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
Порядок работы и необходимые ресурсы – описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом. Оценка – описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте. Заключение – краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив веб-квест. Использованные материалы – ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста. Комментарии для преподавателя – методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест [Полянина, 2012].
В условиях применения вебквест-проекта в преподавании иностранного языка ориентирует на повышенный уровень мотивации, инициативности, готовности к сопереживанию и деятельности воображения, объединяет учащихся для совместного группового сотрудничества, речевого и предметного взаимодействия, направленного на решение совместной задачи.
При презентации продукта работы учащиеся совершенствуют умения выступать перед публикой, отстаивать свое мнение.
Нами разработан веб-квест на тему «MassMedia» (Средства массовой информации) для 8 класса в соответствии с УМК «EnjoyEnglish» М.З. Биболетовой и Н.Н. Трубанёвой. Как платформа для веб-квеста мы использовали популярную социальную сеть vk.com, где наш веб-квест размещен в виде страницы-мероприятия (ссылка vk.com/event51217600). Во введении освещается с каким материалом учащиеся ознакомятся в ходе выполнения веб-квеста, представлены основные понятия по теме. Затем дается главная цель этого веб-квеста: обсуждение положительной и отрицательной стороны MassMedia, и влияние на общественную жизнь. Далее показан ход работы, который включает в себя три этапа. На первом этапе учащиеся должны ответить письменно на пять вопросов, потом обсудить проблемные вопросы всем вместе. Также следует отметить, что ниже размещены ссылки на рекомендуемые ресурсы, помимо них, учащиеся могут также самостоятельно найти информацию через поисковые сайты.
На втором этапе дана ссылка на видео с канала «Youtube», учащиеся должны просмотреть это видео и обсудить проблемный вопрос, поставленный в веб-квесте на этом этапе. Третий этап – основной, в процессе которого обучающиеся, используя всю найденную информацию, должны подготовить презентации, разделивший на четыре группы, у каждой группы своя подтема в рамках темы MassMedia (СМИ), то есть «Телевидение», «Пресса», «Радио» и «Интернет» соответственно. Впоследствии дается таблица критериев оценивания работ учащихся и заключение.
Таким образом, целями использования вебквест-проектов в обучении школьников являются: развитие мышления средствами иностранного языка; развитие иноязычной коммуникации; повышение мотивации изучения предмета; расширение страноведческих знаний; развитие личностных качеств; способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом; самостоятельно искать и находить необходимую информацию для выполнения поставленных задач и достижения цели; быть ответственным за свой аспект в командной работе.
Литература
1.Антонова С.Ю. Технология веб-квеста в обучении английскому языку //Современные технологии обучения иностранным языкам. Материалы научно-практической конференции. 24 марта 2011. Бийск: ГОУ ВПО «АГАО», 2011. С.6-8.
2.Полянина М.М. Технология веб-квест на уроках немецкого языка //Иностранный язык в школе. № 6, 2012. С.38-42.
3.Киреева Л.В. Эффективное обучение иноязычной речи как средству коммуникации http://www.kgau.ru/img/konferenc/2011/g13.doc
Панина Светлана Викторовна — к.п.н., доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
Золотарева Наталья Михайловна — студентка 3 курса английского отделения Института зарубежной филологии и регионоведения, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова