ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРА
COMMUNICATIVE PROFESSIONAL TRAINING MANAGER
Г. Г. Плотникова
G. G. Plotnikova
В статье представлено авторское понимание профессиональной коммуникативной компетентности менеджера, сущность и содержание ее основных компонентов. Обоснована необходимость формирования данного феномена в системе дополнительного профессионального образования как важной составляющей стратегии личностного и профессионального становления индивида. Представлены теоретические подходы, методы и технологии обучения, отражающие логику проектирования квалификационных требований и реализованные в практике образования менеджеров.
The article presents the author’s understanding of professional communicative competence, the nature and content of its main components. The necessity of the formation of this phenomenon in the system of additional vocational education as an important component of the strategy of personal and professional development of the individual. The theoretical approaches, methods and techniques of training, reflecting the logic of the design qualification requirements and implemented in practice, education managers.
Ключевые словаи фразы: профессионализация, профессиональная коммуникация, коммуникативная компетентность, принципы обучения
Key words: professionalization, professional communication, communicative competence, principles of teaching.
Идея формирования профессиональной коммуникативной компетентности менеджера является не просто отображением ведущих тенденций изменяющегося мира, появилось понимание того, что расширение коммуникативного диапазона специалиста способствует риторической подготовке, необходимой для эффективного решения собственных профессиональных задач. В рамках данной идеи представляют интерес исследования, рассматривающие коммуникативную подготовку на основе гуманистической педагогики от В.А. Сухомлинского до научных идей педагогов и психологов Е.И. Ильина, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, В.И. Лещинского, М.В. Пономарева, Л.М. Фридмана и др. А также исследования ученых – лингвистов Л.А. Введенской, Л.К. Граудиной, М.И. Ильяша, Ю.Н. Караулова, О.М. Казарцевой, Т.И. Кузнецовой, Т.А. Ладыженской, Л.И. Скворцова, Е.Н. Ширяева, рассматривающих культуру речи, коммуникативную компетентность как способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе лексико-грамматических, фонетических, социолингвистических знаний, навыков и умений в соответствии с различными коммуникативными задачами и ситуациями общения.
В профессиональной сфере сегодня многое зависит от умения реализовать себя через общение. Топ-менеджер, линейный менеджер должен обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности, которая сегодня становится ведущим звеном в структуре его личностно-деловых качеств, интегральным, центрирующим началом в реальном осуществлении его служебных обязанностей. Ответственность менеджера проявляется в умении устанавливать деловые отношения, вступать в контакт с партнером в профессиональном общении, избирательно подходить к получаемой информации, умело использовать ее в управленческой деятельности, адекватно понимать своих коллег, начальников, подчиненных, вести переговоры. Повышенные требования к профессиональной коммуникативной компетентности менеджера предъявляет и «внешняя среда» — усложнение структуры хозяйственно-экономических связей, растущая диверсификация производства, расширение межкультурных связей.
Следует признать, что система дополнительного профессионального образования менее инерционна, чем система высшего профессионального образования, способна быстрее реагировать на быстро меняющиеся социально-экономические и технологические условия, имеет непосредственную двустороннюю связь с практикой. Относительно короткие сроки обучения позволяют быстрее получить образовательный результат, слушатели образовательных программ способны критически оценивать инновации, непосредственно участвовать в их апробации, развитии и реализации, но, как показал анализ литературы, она недостаточно эффективно использует свой ресурсный потенциал. В теории и практике обучения обнаруживается недостаточность системных разработок по формированию компетентности, обеспечивающей коммуникативную организацию профессиональной деятельности менеджеров в различных социально-экономических условиях и с представителями профессиональных сообществ. В этом аспекте важно решить проблему повышения качества образования менеджеров с учетом системных разработок, выявив педагогические закономерности, которые в совокупности с целью, педагогическим проектированием и образовательными технологиями обеспечат формирование профессиональной коммуникативной компетентности в условиях дополнительного профессионального образования.
Итак, для успешного профессионального развития менеджер должен быть подготовлен к профессиональной коммуникации, которая определяется целью и характером труда. В научно-педагогической литературе термин «профессиональная коммуникация» понимается как коммуникация в рамках профессиональной сферы (Е.И. Голованова); как процесс возникновения взаимопонимания в определенной предметной области (А.И. Каптерев); процесс обмена информацией между специалистами (В.А. Минкина). Данные трактовки объединены общей идеей – профессиональная коммуникация есть процесс, который включает условия и функции общения с перерастанием их из аспектов общечеловеческих в профессиональные.
Для нашего исследования важен подход к общению как конкретизации и персонификации общественных отношений, как к процессу взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния общественных субъектов. Так, М.С. Каган понимает общение как один из первичных видов деятельности, отличный от других тем, что выражает направленность действий субъекта не на объекты, а на других субъектов, как связь субъекта с субъектом. Деятельность при этом носит взаимно направленный характер, так как оба участника активны и равноправны и выступают как субъекты взаимодействия (индивиды, группы), используют средства (язык, механизмы), реализуют общение в социокультурной среде (условия, ситуация). В профессиональном творчестве и социальной коммуникации проявляется культура отдельной личности – система взглядов, знаний и убеждений. Ее духовной основой объективно выступает социокультурный опыт конкретного общества: исторически сложившиеся идеалы и ценностные представления, нравственные принципы поведения, культурные традиции народа.
Символизация внутреннего духовного мира личности происходит на основе языка – главной знаковой реалии культуры, системы дискретных знаков, принадлежащих определенному общественному коллективу и составляющих важнейшую часть речевой деятельности человека. Вместе с тем, Е.И. Голованова акцентирует внимание на том, что сфера профессиональной деятельности обслуживается профессиональным языком – языком профессиональной коммуникации. Этот язык неоднороден по своему составу, в нем вычленяется несколько языковых страт: терминология, профессиональная лексика, профессиональные жаргонизмы, номенклатура. Ядро языка профессиональной коммуникации составляет терминология, концентрирующая в себе основные признаки и свойства языка. Термины служат главным средством концептуальной ориентации в когнитивно-коммуникативном пространстве, задают направление мыслительной деятельности специалистов, служат одновременно ориентиром мышления и деятельности [1, 2004]. Поэтому для решения основных задач коммуникации в профессиональной среде – налаживания контакта с коллегами, ведения переговоров, работы в команде, делегирования полномочий, интеграции в профессиональную среду необходимо формирование профессиональной коммуникативной компетентности.
В научной литературе под коммуникативной компетентностью понимают:
— способность человека брать на себя и исполнять различные социальные роли, адаптироваться в социальных группах и ситуациях, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения [2, 1985];
— систему «внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» [4, 2001: 415].
В целях анализа дефиниции «коммуникативная компетентность» мы различаем понятия «компетентность» и «навыки». В данном контексте навыки, а также умения и мастерство – это, прежде всего широкий ряд приобретенных в процессе обучения и развития возможностей, которые люди накапливают для решения множества задач, встречающихся в жизни. Навыки и умения – это важные ресурсы, которые менеджеры привносят в свою работу, но они не обязательно связаны с конкретной деятельностью или рабочими функциями. Компетентность, напротив, означает абсолютную возможность выполнить конкретную работу в соответствии с предписанными стандартами. Таким образом, компетентность (обладание нужными навыками, умениями, способностями) тесно связана с удовлетворительным выполнением предписанных ролей и решением конкретных задач, а определение компетентности включает в себя сочетание умений и навыков, знаний и способностей, необходимых для успешного выполнения этих конкретных ролей и задач.
Мы рассматриваем профессиональную коммуникативную компетентность как необходимую составляющую глобальной стратегии личностного и профессионального становления индивида.
В социально-психологическом плане коммуникативная компетентность является целостной и универсальной характеристикой личности, стержневое значение в ней имеют направленность и позиция личности по отношению к культуре общества, культуре языка и профессиональной речевой деятельности в целом. Сущность профессиональной коммуникативной компетентности менеджера составляет сложный комплекс качеств и свойств личности, и проявляется в выборе и организации языковых средств, которые при соблюдении нормы литературного языка, этики общения, знании специфики профессиональной речи в определенной ситуации делового общения позволяют личности оптимально решать профессиональные задачи. Для организации педагогического процесса, в котором формирование профессиональной коммуникативной компетентности осуществлялось бы целенаправленно и эффективно, нам необходимо было разработать структурные компоненты указанного феномена. Теоретическим основанием для выявления компонентов, стали идеи философии образования в рамках культурного контекста (В.В. Давыдов, О.В. Долженко, В.П. Зинченко и др.). Функциональное наполнение этим понятиям дано через конкретизацию коммуникативной цели. Коммуникативная цель – общее целевое начало (возможно, комплексное), целевой план, проект, который определяет, задает (или должен задавать) все речевое поведение субъекта в данном общении и в его отдельных репликах (или во всей монологической речи) [3, 2010]. Содержание профессиональной коммуникативной компетентности проявляется как единство потребностно-мотивационного, познавательного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов, характеризующих личность как целостное единство ее гуманистических ценностей, эмоционального восприятия, когнитивного творчества, преобразующей деятельности.
Потребностно-мотивационный компонент отражает степень осознания субъектом коммуникации личной и профессиональной значимости национального языка и речевой культуры; степень интереса при совершенствовании нормативного, коммуникативного, этического и риторического аспектов культуры речи; степень потребности в профессиональном языковом развитии.
Познавательный компонент связан со знаниями и представлениями нормативного, коммуникативного, этического и риторического аспектов речевой культуры в ракурсе профессиональной деятельности, которые раскрывают ее творческий характер и обеспечивают обогащение и совершенствование профессиональной деятельности; а также словарный запас субъекта коммуникации.
Эмоционально-ценностный компонент профессиональной коммуникативной компетентности менеджера – это отражение осознания субъектом коммуникации ценности языка и речевой культуры, яркая личностная вовлеченность во все, что содержит в себе специальность, выражение позитивных эмоционально-чувственных переживаний в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Деятельностный компонент профессиональной коммуникативной компетентности – это владение приемами организации вербального и невербального общения, адекватно отражающего действительность и соответствующего замыслу речи; владение стилем речи, адекватным профессиональной ситуации; умение находить способы организации структурных элементов языка и возможностей для речевого воздействия; соблюдение языковых и коммуникативных норм речевой этики.
В организационно-педагогическом плане формирование профессиональной коммуникативной компетентности в процессе обучения в системе дополнительного профессионального образования обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями:
а) организацией процесса поэтапного (подготовительного, стилеформирующего, профессионально-практического этапов) формирования профессиональной коммуникативной компетентности, предполагающего последовательное усложнение целей, содержания, средств обучения;
б) применением комплекса образовательных и социально ориентирующих технологий обучения, отражающих социальную направленность профессиональной деятельности менеджера и способствующих в ней усилению гуманистической направленности;
в) синкретическим развитием потребностно-мотивационного, когнитивного, деятельностного, эмоционально-ценностного компонентов профессиональной коммуникативной компетентности в одном дидактическом акте;
г) применением в процессе поэтапного формирования профессиональной коммуникативной компетентности мониторинга (системной диагностики) развития компонентов данного феномена у слушателей программы как системы планомерного отслеживания и качественного анализа образовательного процесса в целом.
Формирование профессиональной коммуникативной компетентности слушателя образовательной программы будет эффективным, если педагог диагностирует исходный уровень компетентности по заранее выделенным компонентам и на этой базе определяет инвариант содержания процесса формирования компетентности (задачи, принципы, формы, методы, средства обучения, формы педагогического контроля), адекватный задаче формирования личности, способной эффективно взаимодействовать в условиях профессионального публичного общения.
Экспериментальная работа по формированию профессиональной коммуникативной компетентности осуществляется на базе Института современных технологий и экономики по программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (Президентская программа).
Проектирование образовательной деятельности (2009-2010гг.) осуществлялось на основе системно-деятельностного, компетентностного и студентоцентрированного подходов в практике образования. Системно-деятельностный подход задает логику проектирования квалификационных требований:
а) проведение анализа профессиональной деятельности менеджера как системы (область, виды и задачи профессиональной деятельности);
б) установление соответствующих квалификационных характеристик и профессионально-важных качеств;
в) отбор обеспечивающего их формирование содержания образования.
Компетентностный подход позволил перенести акцент с содержания образования на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
Подход, центрированный на субъекте образовательной деятельности, позволил сформировать модель планирования и реализации образовательных программ, сфокусированных на максимально активную вовлеченность участников Президентской программы в учебный процесс. Основные принципы обучения:
1. Ориентация на компетенции;
2. Акцент на подготовку команд и рабочих связок;
3. Минимизация отрыва от работы: сокращение сроков обучения, высокая интенсивность, модульность;
4. Привлечение ведущих экспертов и практиков;
5. Возможность «обучения в удаленном режиме» (при помощи Интернет);
6. Принцип самоактуализации. Означает способность субъекта образовательной деятельности выходить за границы возможного опыта.
Процесс обучения менеджеров в системе дополнительного профессионального образования предполагает приобретение систематизированных знаний, умений и навыков и применение их на практике. При разработке методики обучения мы учитывали эту особенность, поэтому отдавали предпочтение методам и технологиям эвристического и проблемного обучения: изучение конкретных ситуаций, групповые и индивидуальные упражнения по совершенствованию речевой техники, моделирование деловых ситуаций, представление проектов, интерактивные тренинги, ролевые и деловые игры. Каждая технология сопровождалась моделью обучения участника образовательного процесса по следующему алгоритму:
1. Теоретическое понимание основ коммуникации, позволяющее заложить фундамент специальных навыков.
2. Примеры, предоставляющие участникам возможность оценить эффективность использования коммуникативных навыков.
3. Шаги, связанные с реализацией коммуникативных навыков.
4. Практическое использование коммуникативных навыков.
5. Оценка себя, в ходе которой участники формулируют конкретные цели, что помогает им эффективнее овладевать ключевыми навыками.
На основе проведенного анализа формирующего этапа эксперимента мы сделали выводы:
— о необходимости более дифференцированного подхода к участникам Президентской программы, увеличении индивидуальных занятий, консультаций, повышении интенсивности работы;
— большее применение практических примеров, опора на конкретный опыт участников Президентской программы;
— привлечение участников к анализу и самоанализу коммуникативных знаний и навыков.
Формирование профессиональной коммуникативной компетентности менеджеров в практике дополнительного профессионального образования будет эффективно, если субъекты образовательной деятельности осознают данный феномен как целостную и универсальную характеристику личности, стержневое значение в ней имеют направленность и позиция личности по отношению к культуре общества, культуре языка и профессиональной речевой деятельности в целом. В социально-педагогическом плане формирование профессиональной коммуникативной компетентности есть процесс и результат профессионального образования. В организационно-педагогическом плане проектирование образовательного процесса целесообразно осуществлять на основе системно-деятельностного, компетентностного и студентоцентрированного подходов, с применением методик и технологий эвристического и проблемного обучения.
Литература
1. Голованова Е.И. Лингвистическая интерпретация термина: когнитивно-коммуникативный подход // Известия Уральского государственного университета. – 2004. – № 33. – С. 18-25.
2. Емельянов Ю. Н. Активное социально—психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 168 с.
3. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. – М: Изд-во Флинта; Наука, 2010. – 304с.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 665с.
Плотникова Галина Григорьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Института современных технологий и экономики, г. Краснодар