Сысова Н. В.

 

Н. В. Сысова,

старший преподаватель кафедры иностранных языков №2

Белорусский аграрный технический университет,

Республика Беларусь

 

Разработка тестовых заданий при обучении иностранному языку студентов аграрно-технических вузов

 

Процесс обучения иностранному языку независимо от уровня владения им предполагает формирование достаточной для этого уровня способности пользоваться изучаемым языком. Такая способность включает несколько групп умений и навыков (компетенций): учебные, компенсационные, коммуникативные и т. д. Уровень владения языком определяется в процессе и результате тестирования соответствующих умений и навыков.

Прежде чем оценить и проконтролировать уровень владения иноязычным материалом необходимо четко знать структуру тестов, особенности построения и их различные виды и формы.

Тесты являются одним из наиболее технологичных методов проведения автоматизированного контроля [1, 2005:23].

Процесс создания тестов является одной из наиболее сложных и не вполне решенных проблем в тестологии. Сложной она является потому, что в нее входит и построение теста как целостности, и построение тестовых заданий, в том числе различных видов, из которых состоит тест. Уровневый подход получил наиболее широкое признание в литературе и активно используется на практике.

Согласно уровневому подходу, тест конструируется по учебному элементу модуля с учетом его содержания и в соответствии с заданной целью, в качестве которой выступает уровень усвоения деятельности (знаний и умений). Этот подход, наиболее полно разработанный В.П. Беспалько [2, 1995: 34-45], имеет принципиальное значение для построения тестов и их применения в качестве средства диагностики стандарта образования. Суть данного уровневого подхода к построению критериально-ориентированного теста сводится к следующему правилу: по каждому уровню усвоения учебного элемента для выявления его усвоения должен быть создан соответствующий тест [2, 1995: 34-45].

На этом правиле основывается классификация тестов, которая “…аналогична классификации уровней усвоения и характеризуется способом выполнения требуемых действий” [2, 1995: 52]

 

Классификация критериально-ориентированных тестов

(по В.П. Беспалько)

 

Уровни усвоения

Типы тестов,

соответствующие уровню усвоения

1-й уровень: действие с подсказкой. Деятельность по УЗНАВАНИЮ ранее изученного материала

Тесты на опознание

Тесты на различение

Тесты на классификацию

 

2-й уровень: действие по памяти. Деятельность по ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ

Тесты-подстановки

Тесты-копии (конструктивные)

Тесты-типовые задачи

3-й уровень: деятельность в НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ деятельность (добывается субъективно новая информация)

 

 

Тесты-нетиповые задачи

4-й уровень: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность. ТВОРЧЕСКИЙ уровень (добывается объективно новая информация)

 

Тесты-проблемы

 

Вышеизложенный подход, безусловно, продуктивен, и применяется сегодня: уровни усвоения учитываются при составлении теста. Это значит, что создаваемый тест соответствует заданному уровню усвоения, и в этом смысле употребимо понятие “тип теста”.

Представляется, что при этом необходимо внесение некоторых уточнений и дополнений в данный подход в свете современной теории и практики тестирования. Так, вышеупомянутое правило составления теста нужно дополнить следующим положением: каждому уровню усвоения соответствуют свои виды тестовых заданий в различных формах, из которых составляется данный тест.

Таким образом, классификация тестов совмещается с классификацией тестовых заданий.

Вопрос о классификации тестовых заданий не имеет единого понимания и еще не решен в полной мере в научно-методической литературе. Между тем от его решения во многом зависит выбор заданий и, следовательно, качество создаваемого теста.

Остановимся на характеристике видов и форм заданий, относящихся к 1-3 уровням усвоения, которые являются наиболее применимыми в практике обучения иностранным языкам студентов аграрно-технических вузов.

Первый уровень усвоения – УЗНАВАНИЕ. Для контроля качества усвоения данного уровня служат следующие виды тестовых заданий (ТЗ):

·             Альтернативные тестовые задания

·             На различение (с множественным выбором)

·             На установление соответствия

·             На установление правильной последовательности.

Посредством этих заданий проверяется деятельность на сличение, соотношение, различение, распознавание. Названные виды тестовых заданий относятся к закрытой форме и характеризуются следующим составом:

1)                      инструкции по их выполнению;

2)                      вопросной части, т.е. основы тестового задания;

3)                      ответной части («дистрактор — альтернатива, отвлекающий ответ.Вариант ответа на тестовое задание, близкий к правильному, но не являющийся таковым» [3, 1989: 6].)

Второй и третий уровни усвоения – ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, основанное на ПОНИМАНИИ и ПРИМЕНЕНИИ знаний в знакомой ситуации. Задания данных уровней проверяют умение продуцировать и использовать лексические и грамматические формы в определенном контексте с определенной целью. К этой группе тестовых заданий относятся клоуз-тест, тест на заполнение пропусков, тест на трансформацию синтаксических структур, тест на реорганизацию синтаксических структур. Названные виды заданий относятся к открытой форме. В заданиях этой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен дать ответ сам.

Заполнение пропусков (GapfillingorModifiedclosetest). В тесте на заполнение пропусков убираются определенные слова.

Данное тестовое задание может существовать в двух вариантах. Первый вариант (Задание 1) проверяет умение распознавать языковые формы с целью использования их для заполнения пропусков, при этом тестируемым предлагается список слов, из которого они могут выбрать подходящее слово. Второй вариант (Задание 2) – более продуктивный: тестируемым предлагается заполнить пропуски, но список слов, из которого тестируемые должны выбрать пропущенное слово, не дается. Можно также попросить тестируемых самим найти место пропуска и вставить пропущенное слово.

Приведем пример:

Заполнениепропусков (Gap-filling or Modified close-test)

Задание 1. Заполните пропуски, используя слова, данные в рамке. Каждое слово может быть употреблено только один раз.

 

basic                      application                          knowledge

1.    Agricultural engineering means the application of engineering _________ to agriculture.

2.    The agricultural engineer must understand that there are ________ differences between agriculture and other industries.

3.    The biological factor is an important one in engineering ___________ , and the engineer must know well the basic principles and practices of agriculture.

 

 

Задание 2. В каждой строке текста пропущено одно слово. Поставьте косую черту ( / ) в том месте, где должно быть пропущено слово, само слово запишите в конце строки рядом с номером. Первоепредложениеужеисправленовкачествеобразца.

 

Electric / is generated at electric power plants.                          1. power

The main unit of an electric power plant comprises a prime mover and the generator it rotates.          2. _ ___

Many different sources of energy are use nowadays.                    3. _____

 

Тест на реорганизацию синтаксических структур (Rearrangement).Этот вид тестового контроля можно использовать для проверки лексических навыков умения строить синтаксически правильные предложения. Приведем пример тестового задания.

Тест на реорганизацию синтаксических структур (Rearrangement)

Задача: Проверить знание порядка словв английском языке и умение строить синтаксически правильные предложения.

Задание: Составьте предложения из данных слов.

 

Образец: 1. On/hydroelectric/rivers/are/power/built/plants.

Ответ:      1. Hydroelectric power plants are built on rivers.

 

 В заключение вышеизложенной характеристики видов и форм тестовых заданий отметим, что каждый из них имеет особенности своей структуры, достоинства и недостатки. И это необходимо учитывать при составлении теста как целостной совокупности заданий.

Литература

 

1. Трофимова З.П. Основы методологии и методики построения педагогических тестов: учебно-методическое пособие. Мн.: РИВШ,  2005. -59с.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995

 

3. Балыхина Т.М.  Словарь терминов и понятий тестологии. М.: МГУП, 1989. -160с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *