Черепкова Н. В., Дементьева Е. А.

 

ДИСКОМФОРТНЫЕ СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

DISCOMFORT PUPILS IN EDUCATIONAL PROCESS

 

Н. В. Черепкова, Е. А. Дементьева

N. V.CherepkovaE.А. Dementieva

 

В статье рассматриваются факторы негативно влияющие на успеваемость, психическое и физическое здоровье учащихся, непосредствен­но связанные с образовательным процессом. Были выявлены основные дискомфортные состояния учащихся в школе: состояние соматического дискомфорта, астено-невротические состояния, гипердинамический синдром, состояние тревоги и стресса, состояния утомления и переутомления учащихся и др. Сделан вывод о том, что для предотвращения негативных проявлений необходимо своевременное выявление дискомфортных состояний учащихся, которое поможет учителю найти подход к каждому ребенку и создать эмоциональное благополучие в классе.

The article discusses the factors affecting the performance, mental and physical health of students, ¬ directly related but with the educational process. Identified the major discomfort of pupils at the school: the state of physical discomfort, asthenic-neurotic state, hyperdynamic syndrome, anxiety and stress, the state of fatigue and overwork students, etc. The conclusion is that to prevent the negative effects of early detection to the uncomfortable conditions of students which will help the teacher to find an approach to each child and to create emotional well-being in the classroom.

Ключевые слова и фразы: дискомфортные состояния, соматический дискомфорт, астено-невротические состояния, гипердинамический синдром, тревога, переутомление.

Key words and phrases: discomfort, somatic discomfort, asthenic-neurotic state, hyperdynamic syndrome, anxiety, fatigue.

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме проявления дискомфортных состояний учащихся. Состояние здоровья подрастающего поколения — важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоя­щую ситуацию, но и прогноз на будущее.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что большинство детей в школе сталкиваются с различными патогенными факторами, и это пагубно влияет на их успеваемость, психическое и физическое здоровья.

Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье, в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на 2 большие группы: факторы, непосредствен­но связанные с образовательным процессом, образовательными учреж­дениями (их часто называют «внутришкольными») и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников [1, 2011: 74].

К факторам, непосредствен­но связанным с образовательным процессом относят фактор проявления дискомфортных состояний учащихся.

Проблемой проявления дискомфортных состояний учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как: А.Д. Андреева, Г.Г. Аракелов, В.К.Гайд, Л.А. Головей, А. И. Захаров, Б. Кочубей, Н.Е. Лысенко, В.С. Мерлин,Э. Пейдж,  А.В. Петровский,  Е. К. Плотко, А. М. Прихожан, Д.Я. Райгородский, Е.Ф. Рыбалко, Г. С. Саллеван, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, Е.Е. Шотт.

Известно пять характерных состояний школьников на уроках [3, c. 178]: состояние соматического дискомфорта, астено-невротические состояния, гипердинамический синдром, состояние тревоги и стресса, состояния утомления и переутомления учащихся и др. [2, 2009: 138] .

Состояния соматического дискомфорта. Проявляются лег­ким недомоганием школьника, неопределенными или вполне конкретными ощущениями неблагополучия отдельных систем и органов. Чаще это несильные головные боли, легкое подташнивание, неприятный привкус во рту, тяжесть в же­лудке, неприятные ощущения и урчание в животе, обуславли­вающие метеоризм, насморк и кашель как проявления просту­ды, резь в глазах, кожный зуд в результате аллергических реакций и др.

Состояния физического дискомфорта и гиперактивности учащихся. Физический дискомфорт проявляется на уроках в беспокоящих ребенка мышечных ощущениях в разных частях тела, чаще в спине, в ногах, в области затылка, в невозможнос­ти принять статическую позу, которая была бы комфортна. За­метны нехарактерные для данного ученика непоседливость, «верчение» за партой, «кряхтения», жалобы на неприятные ощущения в теле и др. После проведения физкультминутки эти проявления могут исчезнуть, но вскоре снова возникнуть [1, 2011: 65].

Состояния утомления и переутомления учащихся. Утомле­ние — это возникающее в результате работы временное ухудше­ние функционального состояния организма человека, выражаю­щееся в снижении работоспособности, в неспецифических изме­нениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. С точки зрения физиологии утомление — это диспро­порция между расходованием и восстановлением энергетичес­ких ресурсов. Его не следует рассматривать только как отрица­тельный феномен.

Астено-невротические состояния. Самые распространенные состояния у современных школьников и учителей. По резуль­татам многочисленных исследований, более трети детей постоянно или часто отмечали у себя такие проявления, как трудность сосредоточения; частые ошибки в выполнении заданий; ухудшение памяти; снижение общего фона настроения; повышенная утомляемость; постоянное чув­ство усталости.

Тревожно-дискомфортные состояния. Обусловлены в пер­вую очередь стрессирующими факторами учебного процесса, точнее, его артефактами. В их числе: авторитарная тактика учи­теля, проведение опросов, контрольных работ, экзаменов без учета психологических особенностей школьников (что вызывает состояния психоэмоционального напряжения, тревоги, осо­бенно у сенситивных, эмоционально лабильных учащихся), предвзятое отношение учителя («любимчики» и «не любимчики») и т.д. — то, что называется школьными стрес­сами. [4, 2010: 122].

Под школьными стрессами понимаются состояния психоэмо­ционального напряжения различной продолжительности — от кратковременных, острых до хронических, продолжающихся недели и месяцы. Они сопровождаются ощущением дискомфор­та и характерны не только для учащихся, но и для педагогов. По сути, большая часть дезадаптивных состояний относятся к этой группе.

 В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, расторможенностью, лабильностью. Можно выделить несколько причин, обуславливающих выпадение ученика из учебного процесса на уроке. К таким причинам относят: не сложившиеся взаимоотношения учителя с уче­ником, возбужденное состояние ребенка после каких-то собы­тий на предшествующем уроке, и явно болезненное состояние школьника, заставляющее учителя отправлять его в медицинс­кий кабинет или на попечение родителей [3, 2009: 98].

К основным проявлениям дискомфортных состояний учащихся, в частности, относят такие [2, 2009: 98]: часто отвечает не по существу, не может выделять главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь; требует к себе постоянного внимания со стороны учителя; по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания; с трудом усаживается для выполнения домашнего задания; заметно не любит урок, томится, оживает только на переменах; не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания; почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность; после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.

Не обращать внимания на эти состояния означает нарушение требований индивидуального подхода к учащимся. Поэтому своевременная диагностика и умелая работа с такими состояниями составляет одну из компетенций педагогического профессионализма учителя. [4, 2010: 56].

Таким образом, своевременное выявление дискомфортных состояний учащихся поможет учителю найти подходы к каждому ребенку и созданию эмоционального благополучия детей.

Литература

1.      Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Текст]: / Ю. К. Бабанский. — М.: Изд-во Педа­гогика, 2011 – 230 с.

2.      Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 2009. — 352с.

3.       Киколов, А. И. Обучение и здоровье [Текст]: методическое пособие / А. И. Киколов. — М., 2009. – 189 с.

4.      Смирнов, Н. К. Учитель и ученик в образовательном простран­стве школы [Текст]: // Обучение студентов творческих вузов. — М., 2010. С. 78-83.

 

Черепкова Наталья Викторовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

 

Дементьева Елена Алексеевна – студентка 4 курса, группы Л-091 специальности «Логопедия», с дополнительной специальностью «Специальная психология», факультета психолого-педагогического образования Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *