ДИСКОМФОРТНЫЕ СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
DISCOMFORT PUPILS IN EDUCATIONAL PROCESS
Н. В. Черепкова, Е. А. Дементьева
N. V.CherepkovaE.А. Dementieva
В статье рассматриваются факторы негативно влияющие на успеваемость, психическое и физическое здоровье учащихся, непосредственно связанные с образовательным процессом. Были выявлены основные дискомфортные состояния учащихся в школе: состояние соматического дискомфорта, астено-невротические состояния, гипердинамический синдром, состояние тревоги и стресса, состояния утомления и переутомления учащихся и др. Сделан вывод о том, что для предотвращения негативных проявлений необходимо своевременное выявление дискомфортных состояний учащихся, которое поможет учителю найти подход к каждому ребенку и создать эмоциональное благополучие в классе.
The article discusses the factors affecting the performance, mental and physical health of students, ¬ directly related but with the educational process. Identified the major discomfort of pupils at the school: the state of physical discomfort, asthenic-neurotic state, hyperdynamic syndrome, anxiety and stress, the state of fatigue and overwork students, etc. The conclusion is that to prevent the negative effects of early detection to the uncomfortable conditions of students which will help the teacher to find an approach to each child and to create emotional well-being in the classroom.
Ключевые слова и фразы: дискомфортные состояния, соматический дискомфорт, астено-невротические состояния, гипердинамический синдром, тревога, переутомление.
Key words and phrases: discomfort, somatic discomfort, asthenic-neurotic state, hyperdynamic syndrome, anxiety, fatigue.
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме проявления дискомфортных состояний учащихся. Состояние здоровья подрастающего поколения — важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что большинство детей в школе сталкиваются с различными патогенными факторами, и это пагубно влияет на их успеваемость, психическое и физическое здоровья.
Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье, в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на 2 большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными») и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников [1, 2011: 74].
К факторам, непосредственно связанным с образовательным процессом относят фактор проявления дискомфортных состояний учащихся.
Проблемой проявления дискомфортных состояний учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как: А.Д. Андреева, Г.Г. Аракелов, В.К.Гайд, Л.А. Головей, А. И. Захаров, Б. Кочубей, Н.Е. Лысенко, В.С. Мерлин,Э. Пейдж, А.В. Петровский, Е. К. Плотко, А. М. Прихожан, Д.Я. Райгородский, Е.Ф. Рыбалко, Г. С. Саллеван, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, Е.Е. Шотт.
Известно пять характерных состояний школьников на уроках [3, c. 178]: состояние соматического дискомфорта, астено-невротические состояния, гипердинамический синдром, состояние тревоги и стресса, состояния утомления и переутомления учащихся и др. [2, 2009: 138] .
Состояния соматического дискомфорта. Проявляются легким недомоганием школьника, неопределенными или вполне конкретными ощущениями неблагополучия отдельных систем и органов. Чаще это несильные головные боли, легкое подташнивание, неприятный привкус во рту, тяжесть в желудке, неприятные ощущения и урчание в животе, обуславливающие метеоризм, насморк и кашель как проявления простуды, резь в глазах, кожный зуд в результате аллергических реакций и др.
Состояния физического дискомфорта и гиперактивности учащихся. Физический дискомфорт проявляется на уроках в беспокоящих ребенка мышечных ощущениях в разных частях тела, чаще в спине, в ногах, в области затылка, в невозможности принять статическую позу, которая была бы комфортна. Заметны нехарактерные для данного ученика непоседливость, «верчение» за партой, «кряхтения», жалобы на неприятные ощущения в теле и др. После проведения физкультминутки эти проявления могут исчезнуть, но вскоре снова возникнуть [1, 2011: 65].
Состояния утомления и переутомления учащихся. Утомление — это возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. С точки зрения физиологии утомление — это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов. Его не следует рассматривать только как отрицательный феномен.
Астено-невротические состояния. Самые распространенные состояния у современных школьников и учителей. По результатам многочисленных исследований, более трети детей постоянно или часто отмечали у себя такие проявления, как трудность сосредоточения; частые ошибки в выполнении заданий; ухудшение памяти; снижение общего фона настроения; повышенная утомляемость; постоянное чувство усталости.
Тревожно-дискомфортные состояния. Обусловлены в первую очередь стрессирующими факторами учебного процесса, точнее, его артефактами. В их числе: авторитарная тактика учителя, проведение опросов, контрольных работ, экзаменов без учета психологических особенностей школьников (что вызывает состояния психоэмоционального напряжения, тревоги, особенно у сенситивных, эмоционально лабильных учащихся), предвзятое отношение учителя («любимчики» и «не любимчики») и т.д. — то, что называется школьными стрессами. [4, 2010: 122].
Под школьными стрессами понимаются состояния психоэмоционального напряжения различной продолжительности — от кратковременных, острых до хронических, продолжающихся недели и месяцы. Они сопровождаются ощущением дискомфорта и характерны не только для учащихся, но и для педагогов. По сути, большая часть дезадаптивных состояний относятся к этой группе.
В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, расторможенностью, лабильностью. Можно выделить несколько причин, обуславливающих выпадение ученика из учебного процесса на уроке. К таким причинам относят: не сложившиеся взаимоотношения учителя с учеником, возбужденное состояние ребенка после каких-то событий на предшествующем уроке, и явно болезненное состояние школьника, заставляющее учителя отправлять его в медицинский кабинет или на попечение родителей [3, 2009: 98].
К основным проявлениям дискомфортных состояний учащихся, в частности, относят такие [2, 2009: 98]: часто отвечает не по существу, не может выделять главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь; требует к себе постоянного внимания со стороны учителя; по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания; с трудом усаживается для выполнения домашнего задания; заметно не любит урок, томится, оживает только на переменах; не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания; почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность; после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.
Не обращать внимания на эти состояния означает нарушение требований индивидуального подхода к учащимся. Поэтому своевременная диагностика и умелая работа с такими состояниями составляет одну из компетенций педагогического профессионализма учителя. [4, 2010: 56].
Таким образом, своевременное выявление дискомфортных состояний учащихся поможет учителю найти подходы к каждому ребенку и созданию эмоционального благополучия детей.
Литература
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Текст]: / Ю. К. Бабанский. — М.: Изд-во Педагогика, 2011 – 230 с.
2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 2009. — 352с.
3. Киколов, А. И. Обучение и здоровье [Текст]: методическое пособие / А. И. Киколов. — М., 2009. – 189 с.
4. Смирнов, Н. К. Учитель и ученик в образовательном пространстве школы [Текст]: // Обучение студентов творческих вузов. — М., 2010. С. 78-83.
Черепкова Наталья Викторовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
Дементьева Елена Алексеевна – студентка 4 курса, группы Л-091 специальности «Логопедия», с дополнительной специальностью «Специальная психология», факультета психолого-педагогического образования Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь