ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
INTEGRATION OF SUBJECTS OF THE HUMANITIES AND AESTHETIC CYCLE IN THE PROCESS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE
О.М. Шац
O.M. Shats
Данная статья раскрывает проблему интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла, в частности, русского языка и музыки в культурологическом, педагогическом, методическом аспектах. Представлен пример интеграции предметов в работе над текстом, где музыка выступает в качестве «звучащей иллюстрации». Обращение к национально-региональному компоненту позволило приблизить учащихся к богатейшей культуре якутского народа.
Она может быть адресована преподавателям и методистам школ, гимназий и лицеев, аспирантам и студентам при подготовке уроков русского языка, при разработке программ и учебно-методических пособий.
This article reveals the problem of the integration of subjects of the Humanities and aesthetic cycle, in particular, the Russian language and music in the cultural, pedagogical, methodological aspects. Is an example of the integration of the items in the work on the text, where the music serves as a «sounding illustration». Appeal to the national-regional component allowed to bring students to the rich culture of the Yakut people.
It can be addressed to teachers and Methodists of schools, gymnasiums and lyceums, post-graduate students and students in the preparation of the lessons of the Russian language, in the development of programs and educational-methodical manuals.
Ключевые слова и фразы: интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла, русский язык и музыка, интерпретация текста.
Key words and phrases: integration of subjects of the Humanities and aesthetic cycle, the Russian language and music, the interpretation of the text.
Анализ состояния преподавания русского языка позволил актуализировать важную проблему интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла. Необходимость её решения побуждает к поиску путей, способных к глубокому, осознанному и самостоятельному восприятию, пониманию и интерпретации текста.
На сегодняшний день интеграция предметов – одно из условий осуществления комплексного подхода к обучению. Приобщая на уроках русского языка с помощью музыки к прекрасному, мы формируем нравственно-эстетический гуманистический идеал всесторонне развитой личности, учим видеть, чувствовать, понимать, творить красоту, развиваем художественный вкус, образное мышление.
Большое значение приобретает проблема интеграции смежных видов искусства, в частности, русского языка и музыки. Это сложная и многоплановая проблема, включающая в себя круг вопросов из самых разнообразных областей знаний: методики преподавания русского языка, педагогики, психологии, физиологии, искусствоведения, музыковедения.
Приведем пример интеграции предметов в работе над текстом, где музыка выступает в качестве «звучащей иллюстрации». При работе с региональным языковым материалом целесообразно использовать и национальную музыку.
Особое место в якутской культуре занимает фольклор. Обращаемся к двум легендам о шаманах. Вначале говорим о жанре легенды. Она вместе с другими жанрами составляет своеобразный якутский фольклор. В легендах повествуется о происхождении своего рода, о великих удаганках и шаманах, об их чудесах, о душах умерших людей, блуждающих среди людей и прозванных «уер». В этих легендах много вымышленного, фантастического и мифологического, но, как правило, речь идет о реально существующих людях. В легендах сохранены старинные обычаи, нравы, взгляды наших предков на природу, жизнь и смерть. Поэтому легенды представляют сегодня большой познавательный интерес для современных читателей.
Важно остановиться в целом на личности шамана. Слушаем индивидуальное сообщение ученицы.
Обращаемся к первой легенде – «Шаман добун». После словарной работы (объясняем значение слов добун, камлание, кэрэх, багах, абаасы, сиэмэх) приступаем к анализу текста. В основе легенды – чудесное исцеление шаманом больного. Читаем эпизод камлания шамана: «Народу собралось несметное количество. Шаман камлал, скакал всю эту ночь. Стоял невообразимый шум. Шаман совершил заклинание – восхваление над коровой, вселил в нее злого духа и всех птиц-гадов обмазал кровью. Корову привязал к столбу – багах. Изображения птиц и животных понатыкал около багах» [3, 1993:172].
Здесь важны слуховые представления, поскольку ученики никогда не видели шаманов и не слышали их камлания (шаманы в настоящее время почти исчезли). Прослушаем на уроке Оркестровую сюиту якутского композитора З.К. Степанова «Ритуальный танец шамана» в исполнении Симфонического оркестра телевидения и радиовещания (дирижер Г.М. Кривошапко). В этом музыкальном произведении сделана попытка передать средствами музыки всю звуковую палитру этого обряда.
Шаман, шаманское священнодействие составляли одну из характерных черт дореволюционного быта якутов. Шаманы вызывали и страх, и уважение людей. Сила их проявлялась в умении общаться с духами. Это общение происходило во время специального действа, камлания. Само камлание состояло из нескольких этапов, включало пение, танец, игру на бубне, пантомиму. З. Степанов и «нарисовал» средствами музыки картину шаманского камлания.
Учащиеся, характеризуя музыку, отмечают особенности ритмического рисунка, звучания отдельных инструментов, мелодической линии.
Разговор о второй легенде «Шаман Эргис» также предваряем словарной работой (выясняем значение слов шаман айыы, ысыах, тойон, Кут-сюр, дьабын). В ходе комментированного чтения обращаем внимание на сцену камлания. Учащиеся уже знакомы с этим обрядом.
В конце урока предлагаем письменную работу – описать обряд камлания шамана. Приведем отрывки:
— «музыка передает как бы несколько этапов этого обряда: начальный, когда шаман только готовится к священнодействию, собственно танец и кульминационный момент, когда обряд достигает своего апогея. Интересно, что танец обрывается внезапно, а не прекращается постепенно. Шаман как бы падает без сил, достигнув кульминационного накала»;
— «меня удивило то, как композитор передает в музыке крики вороны, гагары и других птиц и зверей. Необычно то, что звучит бубен, слышны другие удары, точно передающие этот обряд. Пьеса очень звукоизобразительна»;
— «смогла как бы «увидеть» весь обряд камлания. Ясно представляется, как шаман готовится к действию, смотрит на огонь, перебирает свои атрибуты. Уже потом он начинает петь. Голос его будто дрожит, растет напряжение. Затем я представляю, как шаман потягивается и начинает бить в бубен – сначала тихо, потом все громче и громче, пританцовывая при этом. Во втором разделе ускоряется темп, нарастает динамика. Пляска постепенно перерастает в неистовый вихрь. Слышны удары в бубен, постоянно меняется ритмический рисунок. В самой кульминационной точке шаман начинает петь».
Таким образом, музыка, включенная в урок, помогла ярче представить образ шамана, подчеркнула национальный колорит. А благодаря включенному в урок дополнительному культурологическому материалу, ученики расширили свои знания о традициях и обрядах якутского народа.
Музыкальный словарь урока [1, 2007]:
Лейтмотив – музыкальная тема или часть ее, характеризующая какой-либо образ, идею, явление; применяется в операх, балетах, симфониях, повторяясь при появлении данного образа.
Колоратура – украшение вокальной мелодии виртуозными, технически трудными пассажами.
Напев – небольшая вокальная мелодия.
Либретто – литературный текст, лежащий в основе музыкально-сценического произведения, главным образом – оперы.
Tutti – исполнение какого-либо музыкального фрагмента всем составом оркестра, хора.
Тема – мелодия (обычно короткая), выражающая основную мысль произведения и являющаяся материалом для дальнейшего развития.
Гармония – одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи этих созвучий между собой в последовательном движении.
Гармонизация – прикрепление гармонического сопровождения к какой-либо мелодии.
Таким образом, роль искусства в приобщении к эстетическим ценностям поистине огромна и незаменима. Смежные виды искусства являются частью духовной жизни человека. Мы воспитываем современных людей, развитых интеллектуально и духовно, способных творить на благо общества. Искусство помогает успешно ответить на вопросы, связанные с духовным общением и формированием потребностей учеников.
В основе интегрированного обучения лежит система педагогических принципов и методических приемов, разработанных с учетом возрастных характеристик учащихся, которая нацелена на увеличение объема знаний, на повышение качества их усвоения, на овладение дополнительными умениями.
Эффективность интегрированных уроков зависит во многом от самого учителя, от уровня его дополнительной музыкальной подготовки. Музыкальность выступает в качестве подсистемы личности учителя и ученика как субъектов образовательного процесса.
Специфика интегрированного обучения создала благоприятные условия для проявления учительского творчества. Она обеспечила определенную свободу выбора тем, содержания, форм и методов обучения. Это еще раз доказывает, что интеграция в настоящее время является одной из ведущих технологий обновления методики обучения.
Обращение к национально-региональному компоненту позволило приблизить учащихся к богатейшей культуре якутского народа, которая является неотъемлемой частью духовной жизни человека. Якутская культура и якутская музыка явились важным звеном в воспитании всесторонне развитой личности.
Литература
1.Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – Л.: Музыка, 2007. – 216 с.
2.Данилюк, А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 1998. – № 2.- С. 8-12.
3.Якутский фольклор / Сост. А.Е. Захарова. – Якутск: Сунгирь, 1993.
Шац Ольга Марковна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета Северо- Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова, г. Якутск