РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
THE ROLE OF SOCIAL NETS IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING
О. Е. Янкина, А. Я. Карбанова
O. E. Yankina, A. Y. Karbanova
В статье описываются возможности использования ресурсов сети Интернет на уроке иностранного языка. Особое место уделяется определению роли социальных сетей в процессе обучения. Представлен анализ их основных видов и раскрывается специфика применения социальных сетей на уроке иностранного языка.
In this article the potentialities of Internet resources usage at foreign language lessons are described. The special attention is paid to the role of social nets in the educative process. The analysis of their main types is given and the specificity of social nets usage at the foreign language lessons is disclosed.
Key words: Internet, social nets, foreign language lesson
Ключевые слова: Интернет, социальные сети, урок иностранного языка
Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, а также компьютерно-экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдаётся Интернет.
Социальные сети Интернета создают уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. они создают естественную языковую среду. Доступ к постоянно изменяющимся и пополняющимся источникам учебной информации делает обучение иностранному языку весьма продуктивным. Вообще, обучение с использованием социальных сетей Интернета представляется творческим процессом, позволяющим развивать и разрабатывать новые методические приёмы. В настоящее время большинство преподавателей предпочитают использовать социальные сети Интернета наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя их в учебный процесс.
Современные программные средства и методы работы с разнообразной информацией, размещенной в Интернет, дают возможность решать педагогические задачи по-новому. Учебный текст становится, например, одновременно рабочей тетрадью. Автор учебного текста в состоянии предоставить ученику возможность оформить данный текст в соответствии с тем или иным заданием (дополнить, преобразовать и т.д.) и одновременно проиллюстрировать его мультимедийными средствами (рисунками, музыкой, звуками). С этой целью он может выслать учащемуся электронной или обычной почтой «мультимедийный конструктор», позволяющий ученику составлять свой гипермедийный вариант текста. В таком случае этот текст становится продуктом самостоятельной познавательной, творческой деятельности ученика. Действительно, дидактические свойства современного компьютера, включают в себя следующие особенности:
1. Возможность вставить в документ (не исключая даже электронных писем) графические изображения и гиперссылки.
2. Поддерживается копирование такого расширенного текста из одного программного средства в другое [2, 2011: 219].
Социальные сети, как отмечает В. В. Алмаева, «потенциально могут стать инструментом преобразования общества, распространения знания, формирования коллективов и общественных движений. А если социальную сеть рассматривать как образовательную среду, то это уникальное условие продуктивного синтеза виртуальных возможностей и реальных результатов, где параллельно с освоением учебных дисциплин можно решать и образовательные задачи» [1, 2010: 271].
Победное шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com («Одноклассники» являются его русским аналогом), сегодня это более 40 млн. одноклассников, однокурсников и сослуживцев, жителей Америки и Канады. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.
Сегодня сетевые сообщества – вполне обычные объединения людей, а их изучение выделяется в отдельную область знания. Число пользователей некоторых наиболее популярных социальных сетей (имеются в виду виртуальные сети рунета: «Вконтакте», «Одноклассники», «Facebook» – лидеры российского сегмента) измеряется десятками миллионов. Как считает А. В. Фещенко, с развитием технологий Web 2.0 социальные сети обрели осязаемую основу в виде порталов и веб-сервисов, которые представляют следующие типы ресурсов в формате Web 2.0:
· Социальные закладки (social bookmarking). Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов.
· Социальные каталоги (social cataloging) напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей.
· Социальные библиотеки представляют собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т. п., доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т. п.
· Многопользовательские сетевые игры имитируют виртуальные миры с различными системами подсчёта очков, уровней, состязательности, победителей и проигравших [4, 2011: 44].
Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в он-лайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые образовательные порталы и сайты предоставляют сервисы, с помощью которых параллельно с освоением учебных дисциплин решаются общепедагогические задачи, важными среди которых являются задачи, направленные на формирование раннего социального опыта – профессионального, коммуникационного, мировоззренческого. Это позволяет не только моделировать процессы различных профессиональных деятельностей, процессы общения, взаимодействия, личностного роста, процессы формирования нравственности и ценностных ориентиров, но и конструктивно реализовывать их на практике.
К наиболее распространенным формам организации общения с помощью веб-технологий относятся:
Гостевые книги – первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.
Форумы. Эта форма общения является развитием идеи телеконференций. Количество участников форумов очень велико. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение в ответ на уже написанные. Темы группируются в тематические форумы. Обсуждаемые темы самые разнообразные.
Блоги (от англ. web log – web-журнал, web-протокол). Современные тенденции в виртуальном мире, которые связывают с понятием «веб 2.0.», прежде всего блогосфера, википедия, различные социальные сети, уже сейчас направлены на реализацию творческой и социальной мотивации. В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал – т. е. оставляет записи в хронологическом порядке.
Как считает Л. А. Подопригорова, социальные сети можно использовать:
· для включения аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание урока, т.е. интегрировать их в программу обучения;
· для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
· для самостоятельного изучения, углубления первого или второго изучаемого иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
· для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном [2, 2003: 4].
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, как отмечает В. С. Тормашева, интегрируя их в учебный процесс (при условии соответствующей дидактической интерпретации), более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
· формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
· совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернет, мультимедийных средств также соответственно подготовленных учителем;
· совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
· совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
· пополнять свой словарный запас как активный, так и пассивный лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
· знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
· формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, а «горячих» проблем, интересующих всех и каждого [3].
Применение компьютерных сетей ведёт к структурным и функциональным изменениям в психологической структуре деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируют операциональное (исполнительское) звено деятельности, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности, что и является одним из условий успешной социализации.
Литература:
1. Алмаева, В. В. Виртуальные социальные сети как составляющая современного образовательного пространства — Сборник материалов Всерос. науч.–практ. конф. «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» — М.: Томск, -2010. –275 с.
2. Подопригорова, Л. А. Использование Интернета в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе — 2003. – № 5. – 30с.
3. Тормошева, В. С. Использование ресурсов Интернет на уроках английского языка / / Вопросы Интернет-образования. – электронный ресурс: http://vio.fio.ru/vio_04/cd_site/Articles/art_5_1.htm.
4. Фещенко, А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. — 2011. – № 3. – 50 с.
5. Филиппов, М. А. Использование ресурсов Интернет на уроках иностранного языка — М.: Английский язык. 2002. – № 13. — 16 с.
Янкина Оксана Евгеньевна – ассистент кафедры немецкого языка Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск
Карабанова Анна Яковлевна – студентка 4 курса факультета иностранных языков Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск