ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
THE PECULIARITIES OF AUDIO-VISUAL MEANS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE DISTANCE EDUCATION
О. Е. Янкина, М. А. Каренькова
O. E. Yankina, M. А. Karenkova
Статья посвящена описанию возможностей применения аудиовизуальных средств как необходимого компонента создания языковой иноязычной среды в дистанционном обучении. В статье рассматриваются основные характеристики дистанционного обучения, дается анализ практического применения аудиовизуальных средств на дистанционных уроках по иностранному языку.
This article is devoted to the description of possibilities of audio-visual means using as an essential component of verbal foreign language environment in distance education. In the article the basic characteristics of distance education are examined; the analysis of practical usage of audio-visual means at the distance education lessons of foreign language.
Ключевые слова: аудиовизуальные средства обучения, дистанционное обучение, иноязычная языковая среда.
Key words: audio-visual means of education, distance education, verbal foreign language environment.
Современный мир – это визуально ориентированный мир, мир виртуальных возможностей и информационных технологий. Именно поэтому телевидение и видео стали привлекать аудиторию не только в качестве развлечения, но и активно использоваться с познавательной целью во всех сферах человеческой деятельности, а именно образовании.
Развитие современного общества обусловило потребность создания и применения различных аудиовизуальных средств в образовании. Аудиовизуальные средства обучения помогают более глубоко раскрыть содержание учебных предметов, организовать активную деятельность учащихся, наполнить учебные приемы разнообразием, способствовать переключению учащихся с одного вида учебной деятельности на другой, тем самым развивая у учеников внимание и интерес к изучаемой дисциплине, готовности затратить волевые усилия для преодоления возникающих трудностей. Эти средства обучения получили наиболее широкое распространение в обучении иностранному языку. Они предназначены для предъявления зрительной и слуховой информации [3, 2010: 13].
К отличительным особенностям аудиовизуальных средств обучения необходимо отнести:
— информационную насыщенность;
— рационализацию преподнесения учебной информации;
— показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
— реальность отображения действительности.
Мультимедийные средства содействуют созданию условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков учащихся. Они позволяют перейти от традиционных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы. Основной акцент ставят на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников. Новейшие аудиовизуальные средства помогают быстро и эффективно воспринять устную речь, поставить правильное произношение и обучить говорению.
Дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения,способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас – это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику, интернет и спутниковые каналы связи.
К средствам дистанционной коммуникации относят блоги, Twitter, форумы, ICQ, Skyp, видеоконференции. Данные средства могут применяться для развития умений письменной и устной речи. Блоги позволяют размещать информацию личного характера для общественного доступа, получать комментарии пользователей и отвечать на них. Twitter используется для размещения кратких сообщений, информирующих других пользователей системы о каких-то событиях в жизни автора в данный момент. Форум является виртуальной площадкой для обсуждения проблемных вопросов, организации дистанционных дискуссий между пользователями сети. ICQ служит средством мгновенного обмена текстовыми сообщениями пользователей, а Skype позволяет организовать дистанционное видеообщение [2, 2010: 15].
Видеоконференция – это беседа, протекающая в режим реального времени, участники которой, находясь на любом расстоянии друг от друга, могут слышать и видеть друг друга с помощью мониторов. Все эти ресурсы способны разнообразить процесс обучения и могут развивать любые виды речевой деятельности на иностранном языке: аудирование, говорение, чтение и письмо.
Существуют различные способы организации дистанционного обучения на базе новых информационных технологий: на основе интерактивного телевидения, телекоммуникаций, на основе технологий CD-ROM, учебного радио и телевидения, видеозаписи, пр. В последние годы все большее распространение получают четыре вида дистанционного обучения, основанного на:
· интерактивном телевидении;
· компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;
· компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций;
· сочетание первого и второго.
Аудиовизуальные средства позволяют распространять учебный материал любого формата, например, документальные фильмы, лекции, вопросы и ответы, примеры, дискуссии, рекомендации эксперта и т. д. Кроме того, аудиовизуальные средства могут выступать в качестве дополнения к печатным материалам, обеспечивая графические и другие неформальные иллюстрации к изучаемым темам. Важными инструментами коммуникации с широким диапазоном применения в дистанционном образовании являются аудиоконференции и интерактивная радиосвязь. Так, например, видеометод можно использовать для преподнесения знаний, закрепления, повторения, обобщения. Метод ориентирован преимущественно на наглядное восприятие информации. Такая информация является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.
В случае использования видеосредств и ресурсов в дистанционном обучении структура знаний формируется в виде некоторой упорядоченной сети, из которой студенты выбирают темы для изучения. Специализированные средства могут управлять работой студентов и фиксировать индивидуальную линию поведения каждого.
Немаловажным является то, что фильмы (или гиперссылки на них) можно вставлять в текстовые документы и в HTML-документы (просматриваемые, например, в браузере Internet Explorer). Таким образом, преподаватель имеет возможность подтверждать материал, изложенный в лекции и/или в практической работе наглядной демонстрацией правил выполнения тех или иных действий [1, 1999: 22].
В условиях дистанционного обучения продемонстрировать те или иные способы выполнения упражнений проще всего при помощи ролика, созданного видеозахватом экрана. При этом обучаемый, наблюдая за действиями на экране, учится сопоставлять с заданными упражнениями, запоминает последовательности действий учителя и повторяет их. Обязательным условием достижения поставленной цели на всех этапах работы с аудиовизуальными средствами является учет уровня подготовленности ученика, а это значит, к разным аудио-, видеоматериалам должно быть подобрано разное количество заданий и разной степени трудности.
Таким образом, аудиовизуальные средства обеспечивают не только активное вовлечение учащихся в учебный процесс в целом, а также дают возможность управлять им в отличие от большинства традиционных средств обучения. Интеграция звука, движения, текста и образа создают новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой степень вовлечения учащихся в процесс обучения во многом увеличивается. Современные аудиовизуальные средства способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.
Литература:
1. Барменкова, О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе. – 1999.- №3. – С. 20-25.
2. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений – М.. Издательский центр «Академия», 2004.- 416 с
3. Сысоев, П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2010. – 179 с.
Янкина Оксана Евгеньевна – ассистент кафедры немецкого языка Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск
Каренькова Марина Александровна – студентка 4 курса факультета иностранных языков Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск