Желобцова С. Ф.,
к.ф.н. доцент кафедры русской литературы ХХ в.
и теории литературы филологического факультета СВФУ,
Никифорова Мария Владимировна,
студентка гр. РО-09-ТиХК филологического факультета
Северо-Восточного федерального университета,
г. Якутск
Герои и антигерои цикла романов Сергея Лукьяненко «Ночной дозор»
Проблемы героя и антигероя в художественной литературе одна из стратегий современного литературоведения. Она органично вписывается в контекст жанрово-стилевых поисков фэнтези. Проза Сергея Лукьяненко является своеобразным ответом на открытие русским читателем рейтинговой зарубежной литературы. Цикл книг-бестселлеров «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко состоит из 7 книг. В 1998 году вышел роман «Ночной дозор», положивший начало новой серии (Дневной дозор, Сумеречный дозор, Последний дозор, Мелкий дозор и пр.) и получивший большую популярность в связи с экранизацией в 2004 году.
Актуальность темы связана с анализом виртуальных миров в творчестве Сергея Лукьяненко, исследуются структура сюжета, строение композиции, образная система, языковой корпус, особенности пространства и времени. Тексты произведений Сергея Лукьяненко воспроизводится в контексте русской и мировой литературы фантастики и фэнтези, привлекаются интернет-ресурсы, критические статьи и авторские интервью. В теоретическом плане важно выделить, что фэнтези (от англ. fantasy –фантазия) понимается как одна из разновидностей фантастики; литературный жанр, который характеризуется изображением несуществующего мира, обладающего свойствами, невозможными в нашей реальности. Сюжетное развитие романного повествования выявляет, что поиски добра, счастья, спасения, странствие героев, их участие в войне, спасение людей и государств от темных сил, апокалипсический мир. В фэнтези на первый план выдвигаются характеры героев, психология их поступков и чувств, при этом волшебство играет нередко вспомогательную роль.
Художественный мир романа С.Лукьяненко «Ночной дозор» помимо изображения реалий, в которых происходит действие и развивается сюжет, развивает образ Сумрака, отражающего иное пространство. В поэтике текста неживое и живое пересекаются редко, но при необходимости могут влиять на друг друга, меняя силу влиянию добра и зла. Примечательно проявление авторского начала. Этот признак – наиболее важный и определяющий жанровую доминанту фэнтези. Художественное воображение писателя может повернуть сюжет самым неожиданным образом, оптимизируя мир, возможности волшебника способного перевоплощаться из одного состояния в другого, винтажно реинкарнировать прошлое, приблизить будущее.
Литературной особенностью фэнтези можно считать то, что этот жанр преимущественно воплощается в крупных романных формах. Повести и рассказы в жанре фэнтези достаточно редки и чаще всего являются дополнением к уже написанным романам или циклам.
Проблема героя и антигероя в фэнтези чаще всего решается в плане традиционного героя, не-человека или же человека необычного, выдающегося. Придуманный Сергеем Лукьяненко фантастический мегаполис описанный в книгах «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Сумеречный дозор», «Последний дозор» и др. нашедших продолжение в серии мистификаций Д.Глуховского «Метро», пришедшего к читателю из интернета. Заявленные в образной системе – Иные разделяются на Темных и Светлых, образующих разницу между механизмами получения особой энергии. При этом Светлые и Темные пополняют свои магические резервы за счет внутренних сил людей. Светлые забирают у людей положительные эмоции: смех, радость, счастье. Темные – отрицательные эмоции: скорбь, печаль, гнев. Когда-то давно, поняв, что их борьба может уничтожить всё живое на Земле, силы Света и Тьмы заключили Договор о перемирии. Повествование цикла ведется от лица главного героя – светлого мага Антона Городецкого (кроме «Дневного дозора»). В системе персонажей существует своя иерархия. Иные подразделяются на 7 уровней: от седьмого (низшего) до первого (самого высокого). Сумрак – в произведениях Сергея Лукьяненко: собирательное название шести слоев реальности, существующих одновременно с нашим миром и связанных с ним. Таким образом, седьмой уровень Сумрака – это наш мир, то есть Сумрак закольцован. Идейный пафос романов определяет, что для Светлых Иных важны такие ценности, как долг, верность, служение людям, любовь. Они питаются светлой энергией, которую выделяют люди, испытывающие «светлые» переживания – любовь, нежность, симпатию. Для Темных Иных важны такие ценности, как свобода, независимость, сила. Питаются темные Иные темной энергией, которую выделяют люди, испытывающие «темные» переживания – страх, злобу, садистское удовольствие.
Текстообразующую роль выполняет такая художественная деталь, как Зеркало, используемое Сумраком для восстановления равновесия. В ходе превращения в Зеркало Иной становится Темным, если сильнее Светлые, и наоборот. Свое место в образной системе занимают вампиры и оборотни, известные под общим названием низших Темных. Кульминации действия связаны с соблюдением Великого Договора о перемирии. Ночной Дозор, состоящий из Светлых магов, следит за Темными, а Дневной дозор состоит из Темных магов и следит за Светлыми. Инквизиция, состоящая как из Темных, так и из Светлых магов следит за соблюдением договора и карает магов, его нарушивших. Авторитет Инквизиции непререкаем. Следовательно, к Светлым относятся: Антон Городецкий (Светлый маг), Гесер (Высший маг, глава Ночного Дозора Москвы),Светлана Назарова (Великая волшебница, сотрудница Ночного Дозора), Ольга (Великая волшебница, специализирующаяся на силовых взаимодействиях),Надя Городецкая (Абсолютная волшебница), Семён Павлович Колобов (маг первого уровня),Тигрёнок (боевой маг-перевёртыш),Медведь (боевой маг-перевёртыш) и многие другие. К Тёмным относятся: Завулон (Великий Тёмный маг, глава Дневного Дозора Москвы), Костя Саушкин (Молодой вампир-идеалист), Алиса Донникова (ведьма 3-го уровня), Геннадий Саушкин (Строитель, благонадежный вампир),Анна Тихоновна Лемешева (начальница патрульных ведьм), Арина (Высшая ведьма),Галина Добронравова (оборотень) и другие. Взаимоотношения героев и антигероев раскрывают меняющийся образ человека в литературе фэнтези. Человек как бы проверяется миром магии; вне действия всех законов современного человеческого общества ему приходится снять маску обывателя и стать самим собой. Порой человек обнаруживает в себе самому ему неизвестные духовные ресурсы, и его истинное «я» может оказаться весьма неожиданным. Читатель обычно сравнивает себя с героем, пытается вместе с ним решать возникшие проблемы эскапизма.