Высоких Н. А.

Высоких Н.А.,

студентка 5 курса отделения рекламы и связей с общественностью

филологического факультета СВФУ,

научный руководитель Виниченко В.А.,

к.п.н., доцент рекламы и связей с общественностью

Северо-Восточного федерального университета,

г. Якутск

 

Актуальность создания корпоративного издания

для ООО «Мебель-салона “Виктория”»

 

Современный бизнес — это сложное производство, коллективный характер труда, распоряжение огромными ресурсами. Средством обеспечения достижения целей, координации деятельности организации, установления сотрудничества, является управленческая коммуникация. Понимание бизнес — коммуникаций и владение методами их осуществления рассматриваются как ведущий фактор в достижении делового успеха.

Успешность и результативность бизнеса зависит от таких важных групп как потребители, клиенты, акционеры, конкуренты, СМИ, органы власти. Но существует и  еще одна общность, чье отношение к деятельности компании может стать буквально решающим для всей ее деятельности. Эта общность — сотрудники организации. Доказано, что потери компаний от нелояльного отношения персонала в среднем в три раза выше, чем от деятельности конкурентов или недружественных СМИ. Тем не менее, в современной российской практике, лишь немногие компании ведут осознанную работу по установлению благоприятных коммуникаций со своим персоналом. Развитию эффективной коммуникации с внутренней аудиторией и созданию и укреплению корпоративной лояльности посвящен  внутренний PR. 

Современные, адекватно используемые инструменты внутренних коммуникаций позволяют повысить эффективность деятельности персонала вследствие своевременного информирования о целях и задачах деятельности компании и подразделений, а также о том вкладе, который может внести конкретный сотрудник в достижение этих целей. Эффективные коммуникации в организации позволяют сформировать в организации в целом здоровый социально-психологический климат и обеспечить надлежащее качество и эффективность деятельности персонала.

Информация играет центральную роль в коммуникационном существовании человека и группы людей. Без информации невозможно было бы установление связей и, следовательно, информация выступает как средство коммуникации.

Информация в управлении, как отмечает А.Н. Крылов [1, 2010: 112], должна удовлетворять таким требованиям, как своевременность, оперативность; быть опережающей, т.е. содержать в себе элемент предвидения хода событий, постановку целей, разработку планов и программ, стратегии действий в будущем; надежность (достоверность, объективность, полнота); оптимальность (соотношение необходимой и достаточной информации); доступность и проста в восприятии (параметры: краткость, наглядность, выразительность, соотношение между звуковой и зрительной информацией, учитывая, что скорость восприятия зрительной информации очень высока); логичность и лаконичность (максимальная смысловая нагрузка при минимальных размерах носителя информации, краткости временного интервала передачи сообщения); комплексность, системность; соответствовать полномочиям (компетенции) субъекта управления; ориентированность на машинную обработку.

Для нормального функционирования любого предприятия жизненно необходимо, чтобы его руководство владело исчерпывающей информацией о развитии производства, о реальных проблемах — производственных, социальных и иных, о настроениях среди работников и т. д. Работникам так же необходимо владеть достоверной информацией о положении дел на предприятии, о действиях и планах руководства, о ситуации на рынке. Особо важное значение оперативная, достоверная информация приобретает в периоды серьёзной реструктуризации производства, смены собственника и другие переходные периоды.

В деятельности крупных фирм передача информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. Информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений.

Основными критериями оценки эффективности системы внутренних коммуникаций, по мнению В.А. Мельма [2, 2008: 33], являются: количество коммуникационных каналов; качество выполнения совместных работ, требующих усилий разных подразделений компании одновременно; количество промежуточных звеньев при передаче информации; своевременность распространения информации; адекватность применения информационных каналов сферы деятельности предприятия; наличие баланса между вертикальными и горизонтальными коммуникациями внутри компании, между документированной (формальной) информацией и вербальными средствами; состояние социально-психологического климата в коллективе; количество распространяемых неформальных коммуникаций (слухов).

Наличие четко действующих коммуникаций в организациях способствует решению многих важнейших организационных проблем, в частности координации деятельности отдельных структурных единиц в организации относительно общей цели, обеспечивают устойчивые отношения с внешней средой, предоставляю подразделениям организации необходимую рабочую информацию и целевые указания и др.

Инструменты информационного обеспечения коммуникаций предприятия условно можно разделить на четыре группы: информационные (СМИ, сайт, стенды, листовки, сообщения); аналитические (почтовые ящики, анкетирование, фокус-группы, мониторинг персонала); коммуникативные (корпоративные праздники, корпоративное обучение, адаптационные тренинги, профессиональные соревнования и т.п.); организационные (собрания, совещания, выступления руководства, разработка и внедрение корпоративных стандартов и т.п.) [3, 2007:18].

Мы подробно рассмотрим такое средство информационного обеспечения коммуникаций предприятия, как внутрикорпоративное печатное средство массовой информации.

Существует три вида корпоративных СМИ, отмечает М.Ю. Кацай  [4, 2005: 37]:

1.В2В (business-to-business) — корпоративные издания, ориентированные на партнеров

2. В2С (business-to-client) — корпоративные журналы и газеты, направленные на клиентов компании

3. В2Р (business-to-personnel) — корпоративная пресса для своих сотрудников.

Внутрикорпоративные СМИ B2P (business-to-personnel) должны ставить перед собой следующие основные цели: разъяснение миссии, основной стратегии и целей организации; формирование корпоративной культуры и выстраивание корпоративных коммуникаций; повышение заинтересованности всех сотрудников в общих успехах компании, их мотивация, существенное повышение производительности труда; повысить информированность всех сотрудников о тех процессах, которые происходят в компании; повысить уровень вовлеченности всех работников в жизнь организации. сформировать единую команду в соответствии с корпоративными ценностями вашей компании: укрепление лояльности персонала; преодоление ряда кризисных ситуаций с минимальными потерями; успешное проведение ребрендинга, поглощений или слияний.

Основными задачами внутреннего корпоративного СМИ являются: формирование единого информационного пространства; преодоление коммуникативных разрывов и достижения взаимопонимания; получение обратной связи от персонала компании; демонстрация «открытости» руководства; разъяснение корпоративной политики в области обучения и развития персонала; формирование единых стандартов поведения в соответствии с корпоративным кодексом и этикой компании.

Рассмотрим примерный перечень мероприятий проводимых в рамках деятельности по созданию внутрикорпоративного издания:

1 этап — диагностика состояния корпоративной культуры и внутренних коммуникаций. Определение базовых ценностей и стандартов, существующих в компании. Сопоставление их со стандартами и ценностями, необходимыми для достижения бизнес — целей организации.

2 этап — формирование единого информационного пространства. Создание корпоративного СМИ. Выявление «горячих» тем. Как показывает практика сотрудников больше всего, интересуют следующие вопросы: зарплаты и социальные льготы; возможности обучения и карьерного роста; организационные изменения в компании, отставки и назначения; корпоративные мероприятия; планы развития компании. Привлечение к работе в корпоративном СМИ сотрудников компании. Получение обратной связи с сотрудниками. Планомерная работа по отслеживанию новых (плановых) каналов коммуникации. Организация регулярных выступлений руководства компании перед сотрудниками.

3 этап — Развитие корпоративного СМИ. Мониторинг корпоративной культуры и отношений внутри коллектива. Обратная связь. Оценка проведенных действий и сопоставление с поставленными задачами. Выработка задач для нового цикла [5, 2011: 37].

Идея внутрикорпоративного СМИ вытекает из идеи повышения эффективности деятельности компании путем консолидации ее работников. Преимуществом организационных публикаций является их способность довести специфическую и детализированную информацию до узко определенных целевых аудиторий. Издание выпускается не только для того, чтобы разъяснить сотрудникам политику компании, но и для создания дружеской атмосферы в коллективе, пробуждения интереса к работе, раскрытия потенциала сотрудников. Безусловно, это и способ налаживания обратной связи.

Редакция корпоративного издания ставит целью решение следующих задач: поддержка информированности сотрудников об основных направлениях бизнеса, ориентирах и целях организации; общее обсуждение существующих в фирме проблем и их решение; предоставление сотрудникам информации, необходимой им для профессионального выполнения своих функций; поощрение сотрудников поддерживать и улучшать организационные стандарты качества, эффективности и социальной ответственности; признание достижений и успехов сотрудников; формирование имиджа компании.

Цели и задачи издания обусловливают основные его характеристики, главные тематические направления выступлений формирование важнейших разделов и соотношение между ними, жанровую систему публикаций, систему рубрик и т.д.

Корпоративные издания, как правило, выходят раз в месяц, тиражом не более 1000 экземпляров, в форматах А3, А4 и объемом не более 10 полос.

Немалое значение имеют особенности аудитории издания, ее возрастной, половой состав, интересы, информационные запросы. Они влияют не только на тематику материалов номера, но и на его дизайн, специфику форм подачи информации на печатных страницах.

Одной из важных характеристик газетного номера является его дизайн, представляющий органичное объединение ряда постоянных и обязательных компонентов: размерные характеристики газеты, постоянные элементы ее номера, шрифтовое оформление газеты, ее иллюстрирование, заголовки публикаций, цветность газеты.

Особое значение в корпоративной газете имеют ее рубрики. Именно они позволяют сформировать основу содержательно-тематической модели издания, определить важнейшие тематические направления его публикаций. Рубрики облегчают и разработку композиционной модели газеты, определение ее структуры и построение каждого номера. Поэтому для обеспечения процесса планомерной подготовки выпуска газеты необходимо сформировать систему рубрик газеты.

Внутрикорпоративное СМИ призвано повышать уровень лояльности и мотивированности персонала, а значит, и эффективность его деятельности. Кроме того, создание позитивного имиджа компании в глазах сотрудников влияет на имидж компании во внешнем мире, т.к. персонал является одним из каналов трансляции информации вовне.

Мы считаем, что для мебель-салонов «Виктория» актуальным направлением деятельности является создание внутрикорпоративного издания в целях повышения эффективности и результативности деятельности организации. Данная рекомендация исходит из результатов исследования, проведенного с 15 по 16 января 2013 г.

В анкетировании приняли участие 100 сотрудников филиала «Мебель — салон «Виктория»», расположенного по адресу:  г. Якутск, ул. Автодорожная, 7. Из результатов исследования можно сделать вывод о том, что уровень информационного обеспечения коммуникационного процесса на предприятии недостаточно высок. Основными источниками информации на предприятии является организационные собрания, планерки и слухи. Такая ситуация сложилась, несмотря на то, что ООО «Мебель — салон «Виктория»» достаточно активно проводит коммуникационную политику.

В ООО «Мебель — салон «Виктория»»  информация передается посредством таких инструментов как интернет-сайт, отчеты, собрания, информационные доски. Сотрудников компании стараются своевременно осведомлять о предстоящих переменах в компании, о повышениях и увольнениях, о возникающих проблемах.

Однако, подобная ситуация существует лишь в сфере вертикальных коммуникаций внутри компании, исходящих от руководства. А вот подчиненные зачастую не могут добиться обратной связи с руководством, точнее, испытывают страх. Информация о происходящих изменениях в коллективном мнении зачастую не доходит до руководства, поэтому менеджмент компании не может своевременно реагировать и принимать правильные управленческие решения.

Таким образом, повышение эффективности обмена информацией является одной из ключевых проблем в организации. Информационное обеспечение внутрикорпоративных коммуникаций в организации находится на низком уровне. Для мебель-салона «Виктория» оптимальным решением является издание внутрикорпоративного СМИ — газеты «Виктория».

 

 

Литература

 

1. Крылов А.Н. Менеджмент коммуникаций: теория и практика / А.Н. Крылов. – М.: Издательство национального института бизнеса, 2010. – 228 с.

2. Мельма В.А. Система внутренних коммуникаций в организации / В.А. Мельма. – СПб.: Феникс, 2008. – 175 с.

3. Мурзин Д.А. Корпоративная пресса: современные типологические концепции. – М., 2007. – 179 с.

4. Кацай М.Ю.  Корпоративные издания: поиск эффективных коммуникаций // Управление персоналом. – 2005.  – № 7. – С. 37-39.

5. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г.Г. Почепцов. — М.: Рефл-Бук, 2011. – 505 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *