Генерозова В. С.

Генерозова В.С.,

студентка 2 курса отделения русского языка и литературы

филологического факультета БашГУ,

научный руководитель Саяхова Л.Г.,

д.п.н., профессор кафедры русского языка и методики его преподавания

Башкирского Государственного Университета,

г. Уфа

 

 

Имя собственное как феномен культуры

Имя собственное как одна из универсалий культуры выполняет функцию хранения и трансляции традиций, истории, культуры народов, в силу чего является сложным языковым знаком. Антропонимы содержат не только языковую, но и «фоновую» (национальную, культурную, социальную, историческую) информацию, являющуюся одним из способов представлений стереотипной языковой ситуации [Гурская, 1999: 3]. Совокупность факторов, лежащих в основе мотивировок собственных имен, едина для всего человечества. Для антропонимов такими основными факторами служат физическая, биологическая, психическая, моральная, интеллектуальная характеристика лица, его социальная, национальная, территориальная принадлежность, родственные связи и т.д. [Суперанская, 1973: 245].

А чем руководствуются родители в выборе имени ребенка в настоящее время?

1. Безусловно, превалирующее число имен выбирается с точки зрения его благозвучности, красоты и мелодичности.

2. Имя, как часть лексики, живо реагирующая на общественные изменения, чрезвычайно подвержено влиянию моды. Мода на имена объясняется сложным взаимодействием  языковых и внеязыковых факторов [Суперанская, 1973: 42].

3.  В назывании велика роль традиций, ведь имена, употребляющиеся в данном языке, связаны с их носителями, сферой общения, культурной средой. Несомненно, в имена родители старались вложить и свои добрые посылы.

4. Большая часть родителей задается  вопросом о влиянии имени на судьбу ребенка. В древности люди думали, что однажды выбранное имя предопределяет судьбу человека. У славян существовали так называемые охранные имена, которые якобы предохраняли ребенка от гибели. У арабов в прошлом была традиция образовывать имена сыновей от названий  камней, колючих жестких кустарников, так как сыновья были созданы для войны [Суперанская, 1990: 17].

5. Во многих семьях детям давали имена родителей, дедушек и бабушек и т.д. Это способствовало тому, что набор имен в отдельных семьях оставался стабильным [Суперанская, 1990: 78]. А наивное подражание и трогательная любовь к знаменитым соотечественникам наблюдается в тех случаях, когда люди, выбирая имя для своего ребенка, хотят как бы приобщить его к культурному прошлому [Суперанская, 1990: 77].

А теперь кратко о результатах нашего исследовательского материала. Мы проанализировали имена собственные всех студентов, обучающихся на филологическом факультете Башкирского Государственного Университета на период 2012-2013 года. Общее количество имен составило -299. В нашу задачу входило: составление списка имен студентов, выявление наиболее частых и редковстречающихся имен, определение семантики и классификация их по семантическим группам, выявление этимологии и коннотативных значений имен. Нами учитывался и тот факт, что имена принадлежат разным национальным и культурным средам. Но мы сознательно не дифференцировали их по национальной принадлежности с целью выявления общечеловеческих ценностей. Результаты исследования представлены в составе следующих выявленных нами лексико-семантических групп:

Женские имена:

Женский облик, сравнимый с красотой цветка:

Азалия, Айгуль, Алсу, Виолетта, Гульгина, Гульдар, Гульназ, Гульназира, Гульнара, Гульшат, Гульфия, Ландыш, Лиана, Лилия, Миляуша, Резеда, Роза, Розалия, Хатуна.

Красота, грация:

Гузелия, Гузель, Джамиля, Зульфия, Снежана, Тансылу, Юлианна.

Священность; возвышенность, названные в честь богов:

Алина, Алия, Альфия, Анастасия, Ангелина,  Анжела, Анжелика, Анна, Ануш, Венера, Вера, Виктория,  Дания, Даяна, Делия, Диана, Дина, Ильсияр, Ирина, Кристина, Лариса, Майя, Ольга, Полина, Рената,  Эльза, Яна.

Сравнение с ценностью камней и блеском золота:

Динара, Злата, Маргарита, Руфина, Файруза, Фируза.

Имена,данные в честь планет и святил:

Айзиля, Айсылу, Айша, Алёна, Елена, Индира, Нелли, Нурания, Ралина, Рамина, Элина, Юлдуз.

Благородство:

Аделина, Адель, Алиса, Евгения, Эльвира.

Чистота, непорочность: 

Альбина, Екатерина, Луиза, Светлана.

Мудрость, сила, царственность, крепость духа и знания:

Адиля, Александра, Аракся, Валерия, Вероника, Дарья, Дилия, Ильфира, Кадрия, Камила, Камилла, Каролина, Луиза, Людмила, Мадина, Нина, Олеся, Регина, Софья, Татьяна, Эльмира.

Названые в честь стихии(вода, огонь),природных объектов, животных:

Аэлита, Инна, Карина, Лия, Линара, Ляйсан, Марина, Мерри, Римма, Серафима, Эльнара, Юлия.

Прочие положительные качества:

Алла, Виталия, Галина, Ксения, Лейсан, Любовь, Мария, Надежда, Найля, Наталья, Оксана, Рузиля, Ульяна.

Неологизмы:

Зарема, Ильмира, Лениза, Линара.

Мужские имена:

Царь, основатель, начальник, патриот:

Азамат, Авхат, Вазир, Василий, Владимир, Геннадий, Илюс, Ильдар, Ильдус, Ильфак, Ильшат, Камиль, Мирсаит, Накип, Николай, Раиль, Раис, Ранис, Расих, Руфат, Сахиб, Фатих, Эдуард.

Качества, присущие воину, защитнику:

Александр, Алексей, Альберт, Андрей, Арменак, Арсений, Артем, Аскар, Борис, Булат, Валентин, Валерий, Виктор, Забир, Загинур, Зубаир, Игорь, Искандер, Мансур, Петр, Рустам, Рустем, Сабит, Тимур, Фарис, Эмиль.

Связь с Богом, возвышенность, святость:

Альфред, Анатолий,  Вагиз, Галинур, Глеб, Денис, Дмитрий, Загит, Иван, Илья, Марс, Марсель, Мгер, Михаил, Нуриман, Олег, Ражап, Рамиль, Рамель, Расул, Рафаиль, Рафаэль, Райхан, Рамзиль, Ринат, Рубен, Салават, Фанис, Филарис, Фирдаус, Халит.

Качества превосходства в чем-либо:

Айдар, Алик, Альфир, Аскат, Ахмет, Ахтям, Вадим, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Зуфар, Ильфир, Ильхам, Кадир, Камиль, Минислам, Нагим, Наиль, Рафис, Рифат, Рифкат,  Роберт, Сагит,  Сергей, Фазылзян, Фаик, Фарит, Хаммат, Шамиль.

Чистота, непорочность:

Анвар, Заки, Зиннур, Магсум, Назип, Назиф, Насим, Равшан, Раушан, Сирен, Тагир, Тахир.

Доброта, милосердие:

Разиф, Рахимджан, Рахимьян , Раиф, Фидаиль.

Правильость, разумность, мудрость:

Аслям, Рашид, Рашит, Ришат, Фаим, Фаиз, Фаниль, Юлай.

Внешний блеск, красота:

Мунир, Расим,  Рафил, Станислав, Файруз, Фларид, Флюр.

Прочие положительные качества:

Азат, Анас, Виталий, Венер, Григорий, Залил, Ирек, Константин, Радис, Рази, Фаиль, Фарваз, Юрий.

Друг, товарищ:

Ильфат, Рафик.

Сравнение с животным:

Артур, Леонид, Рауль, Руслан.

Юность, неопытность:

Павел, Радиф.

Принадлежность к природе:

Айрат, Гайс, Ниль.

Неологизмы:

Дамир, Ким, Ленар, Марат, Рафиль, Радик, Рим.

 

Мы попытались разобраться и в том, какие значения имен являются преобладающими в той или иной культуре. Оказалось, что в некоторых языках действительно можно выделить доминирующее значение.

 В частности, для еврейской культуры характерны имена, подчеркивающие непосредственную близость к Богу, его влияние на людей; эти имена насквозь проникнуты религиозными мотивами (Анна-«благодать», Михаил -«кто как Бог»). Арабский язык в отношении мужских имен характеризуется значениями воинственности, мужественности, прославления всех качеств, которыми только может быть наделен человек (Азамат-«великий», Сабит- «прочный, стойкий»).

Женские же имена прославляют красоту, достоинства девушки (Адиля- «справедливая», Эльмира-«принцесса»). Для башкирских женских имен характерно постоянное сравнение прекрасного пола с цветами, для чего привлекаются всевозможные эпитеты ( Гульгина- «красивая, как цветок»). А греческие и римские мужские имена подчеркивают мудрость, знания и силу, как важные черты в характере защитника и правителя древнего города (Алик- греч.-«величайший», Сергей- лат.- «высокочтимый»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *