Кильмаматов Р. Р.

Кильмаматов Р.Р.,             

студент 1 курса исторического факультета Башкирского государственного университета,                                                                научный руководитель Латыпова Н.М.,

к.ф.н., доцент кафедры русского языка  

и методики его преподавания

Башкирского государственного университета,

Г. Уфа

                                         

Язык истории. История языка

 

Что такое язык? Этот вопрос сопровождал науку о языке на протяжении  всей  ее истории и продолжает оставаться центральным и в наши дни. Есть много определений, зависящих от конкретных исследователей.

Энциклопедии дают самые различные определения языка, их даже не сотни, а тысячи. Например, в Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля «…Язык, словесная речь человека, по народностям; словарь и природная грамматика; совокупность всех слов народа и верное их сочетанье, для передачи мыслей своих …Способность или возможность говорить (Немой без языка. Больной лежит без языка, не может говорить)… Слова, а более постановки и связь их, образ, способ выраженья, свойственный кому лично (Язык Пушкина, Крылова, Державина, Лермонтова). Строй, слог и самый выбор слов, при различном их образовании, глядя по предмету, о коем говоришь, и по принятому обычаю (Язык книжный — высокий. строгий; — поэм; язык разговорный, простонародный, приказный пр.)…Народ, земля, с одноплеменным  населением своим, с одинаковой речью…» [Даль ,2004:736 ].

В  Энциклопедическом словаре Ф.Брокгауза и И.Ефрона «Язык (филолог.), членораздельная речь, совокупность слов и форм ,с помощью которых народ выражает свои мысли. Язык – проявление народного духа, одна из отличительнейших черт данной национальности. Различают живые и мертвые языки, последний – язык народов, сошедших с исторической арены. В Европе распространены следующие семейства языков: индо-европейское (отрасли:   романская, германская, славянская, кельтская, литовско-латышская, албанская, греческая, армянская), финно-угорское, урало-алтайское, семитское, иберийское или баскское и кавказское [Брокгауз,Ефрон,2003:772].

В Гуманитарном словаре «Язык – важнейшая знаковая система в человеческой культуре, средство членения, классификации и надындивидуальной фиксации опыта, посредством которого осуществляется речевое общение и понятийное мышление. Благодаря языку возможны собственно человеческие формы социального взаимодействия, а также порождение, переработка и хранение информации в культуре, в отношении к системам коммуникации животных язык человека обладает важным сходством (использование выразительных движений тела, у человека – преимущество артикулярного аппарата) и рядом качественных отличий, среди которых основные: произвольность языковых знаков, возможность отсылки к предметам и ситуациям, не представленным в данный момент в чувственном опыте; наличие т.н. двойного членения; возможность построения неограниченного числа сообщений; возможность построения метавысказываний, отсылающих к языку при помощи традиции; возможность реализации не только в изначально присущей языку звуковой субстанции, но и в  письменной речи или жестовой речи, в других кодах; возможность построения вторичных знаковых систем на основе языка… Под двойным членением имеется в виду возможность сегментации речевого сообщения на минимальные единицы, обладающие самостоятельным значением, и на единицы, значение которых сводится к различению значащих единиц. Наличие двойного членения согласует задачи, решаемые при помощи языка, и возможности человека в области памяти, восприятия и артикуляции…

В речевом  общении язык может выполнять разные функции, главные из которых следующие: установление и поддержание контакта; сообщение информации о внеязыковой действительности;  сообщение    информации    о языковом коде (метасообщение); выражение эмоций говорящего; воздействие на слушающего (побуждение); воздействие на окружающую действительность (т.н. «перформативные» высказывания и магические формулы); передача эстетической информации, закодированной в структуре сообщения. Общение    изначально диалогично, предполагает конкретного адресата и вписано в действительный контекст. Между тем язык позволяет индивиду общаться с самим собой, совмещая адресанта и адресата (внешняя речь в функции планирования; внутренняя речь), а культуре – выработать формы деятельности, в которых сообщение оторвано от условий порождения и его диалогичность свернута в монолог (например, письменный текст).

Язык представляет собой сложную систему, обладающую   иерархической    структурой: единицы более высоких уровней являются сочетанием единиц нижних уровней. В системе языка различаются словарь как инвентарь готовых  самостоятельно значащих единиц и грамматика как механизм сочетания этих единиц для получения высказывания…» [Современный гуманитарный словарь, 2002:700 ].

Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы вообще – предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой. Согласно психологу и специалисту в области изучения коммуникации и кооперации М.Томаселло, под языком следует понимать способность во время общения разделять намерения других.

Язык – многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка:   коммуникативная (или функция общения) – основная функция языка, использование языка для передачи информации; конструктивная (или мыслительная; мыслеобразующая) – формирование мышления индивида и общества; познавательная (или аккумулятивная функция) – передача информации и ее хранение; эмоционально-экспрессивная – выражение чувств, эмоций; волюнтативная (или призывно-побудительная) функция воздействия; метаязыковая (металингвистическая) – разъяснение средствами языка самого языка; по   отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и  организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах; фактическая (или контактоустанавливающая) – использование языка     для установления психологического контакта собеседников; идеологическая функция – использование того или иного языка  или  типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности; омадивная (или формирущая реальности) –  создание реальностей и их контроль; номинативная; денотативная, репрезентативная – передача информации, представление; конативная – ориентация на адресата; эстетическая – сфера творчества; аксиологическая – оценочное суждение (хорошо/плохо); референтная (или отражательная) функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта».

В Кратком философском словаре «Язык – это способ существования сознания в общении человека посредством членораздельных голосовых звуков (а также дополняющих их и отчасти замещающих движений лица и тела, письменных знаков и т.п.), наделенных жизненно значимой совокупностью смыслов. В языке звуки и их сочетания закреплены за определенными явлениями внутренней (психической) или внешней (материальной или идеальной) действительности таким образом ,что вместе создают  целостную , упорядоченную  и одновременно подвижную, открытую изменениям языковую    картину мира, точнее – его словесное измерение, в котором люди живут и    которому принадлежат. Хайдеггер называет язык домом бытия, Гадамер – местом встречи человека с миром, владение словом относится к сущностным    чертам человека и неразрывно связано с его разумностью, социальностью, моральностью, творческой силой, универсальностью. С помощью категорий языка (часть речи, член предложения, время, залог, спряжение, склонение, род, число и т.д.) выделяются классы явлений (вещи, свойства, состояния, отношения, длительность, действия, субъект и объект активности и прочее) и составляющие их единицы…

Свойство языка нести обобщенно-ценностное содержание и выражать в слове разнообразные движения  души, вплоть до неосознаваемых, делает его необходимой составной нравственной, религиозной, познавательной,  эстетико-художественной, воспитательной и других областей собственно человеческой деятельности. Современная лингвистическая философия и герменевтика изучают язык в этом качестве. Каждая общность людей и сфера жизни имеют свои языковые особенности, свои правила словоупотребления, свои «языковые игры» (Витгенштейн). Национальный язык, считал Гумбольдт, есть дух народа [Алексеев, Васильев, 2009:491].

В науке чаще всего говорят о языке вообще как общечеловеческом явлении, как о механизме мышления и средстве общения всех людей. Это обобщенное восприятие, опирающееся на общие для всех языков признаки, свойства и функции. Но каждый язык выступает в виде родного, конкретного, единственного средства, являясь для конкретного народа, его носителя,  механизмом, своим орудием мышления. Он представляет результаты коллективного и индивидуального мышления своих носителей и становится  таким  образом, средством общения.

Уровень развития народа зависит от степени развития его языка. Чего нет в   языке, того на данный момент времени нет и в жизни народа. Благодаря своему языку каждый народ  формируется  в субъект  исторического  развития ,  в    самобытную историческую общность, — со своей историей, культурой, духовностью, знаниями и общественным опытом, со своим восприятием и толкованием мира.

Язык – тот стержень, который объединяет каждого человека не только со всеми современниками своего этноса, но и всеми поколениями своих предков, передавая ему их знания, опыт, культуру. Но вместе с тем он связывает    каждого человека и со всеми будущими поколениями потомков, передавая им   культурные и духовные ценности и накопленый опыт.

На основании родного языка каждый человек  может сказать о себе, кто он такой, что он собой представляет, к какой культуре принадлежит. Без языка человек только внешне  отличается  от остального животного  мира. С  языком он резко выделяется из него как внешне, так и психически, интеллектуально.  И  предстает уже человеком разумным, способным осознанно, логично и аргументированно выразить при помощи языка свои мысли и цели.

Язык – это в первую очередь орудие мышления как отдельной личности, так  и народа в целом, то есть это главный способ мышления народа и личности, средство их восприятия мира, познания и истолкования.

Следовательно, язык – это выражение сущности народа. Основным признаком народа  является его  язык , не  зря  еще в недавнем прошлом наши предки словом язык называли народ. Ведь основным призаком народа  является его язык, благодаря которому и сам народ воспринимается как   отдельная самобытная историческая общность. 

Вчерашние знания, закрепленные в сознании человека в структуре родного языка, сегодня становятся приемами и методами его действий.Все имеет языковое выражение.

Все вышесказанное подтверждают слова А.И.Куприна «Язык – это пути цивилизации и культуры».

 

 

Литература

 

 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 2004. – С. 772.

Краткий философский словарь/ А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др.. – М. 2009.- С. 491.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М., 2003. — С. 772

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *